Нерейтинговое кино Веры Глаголевой

0
25

 

 

Кинофестиваль мусульманского кино, который в этом году был юбилейным, собрал российских и зарубежных кинодеятелей. Кто-то приехал проводить мастер-классы и творческие встречи, кому-то важно было показать себя и наладить связи с более маститыми коллегами, кому-то просто любопытно было узнать, что значит мусульманское кино. А Вера ГЛАГОЛЕВА, известная актриса и режиссер, приехала презентовать свой новый фильм, необычный тем, что сценарием для него послужила повесть Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Почему необычный? Потому что сегодня редко кто обращается к классике, заведомо зная, что в итоге получится нерейтинговое кино.

 

Вера Витальевна, вы сняли несколько фильмов. Какие из них вам особенно дороги, какие принесли вам удачу, какими вы всегда будете гордиться?

— У меня как режиссера не так много картин, поэтому все они для меня дороги. В свое время, когда я активно снималась в качестве актрисы, мне везло на режиссеров-личностей, с которыми приятно было работать и которые всегда знали, что и как должно быть. Я говорю, прежде всего, о Семене Арановиче, Виталии Мельникове, Игоре Таланкине. Глядя на то, как они переживали, пропадали на съемочной площадке, иногда думалось: а смогу ли так же? Но дальше предположений дело не шло, пока не наступили 1990-е годы. Это было время, когда я разводилась с Родионом Нахапетовым, который уезжал в США, и было понятно, что возвращаться оттуда он не собирается. Я решила проверить себя на выносливость, на терпение и, наконец, попробовать себя в режиссуре: начала искать спонсоров, выбирать актеров, место для съемок и так далее. Личные переживания сразу отошли на второй план. Я вообще убеждена, что в кино не нужно рассказывать о своих проблемах.

В общем, как-то все звезды сошлись воедино, плюс понравился один замечательный сценарий, полностью совпавший с моим настроением. Так появилась первая картина «Сломанный свет», посвященная судьбе творческих людей в СССР в конце 1980-х годов. Одна из немногих лент, рассказывающих о первых признаках трагедии великой империи под названием СССР… Правда, в широкий прокат она не вышла. После этого фильма был достаточно длительный перерыв, прежде чем я снова вернулась к режиссуре. Зато за последние годы снято несколько картин: «Заказ», «Одна война», «Две женщины». Мы с продюсером Натальей Ивановой уже десять лет вместе, дружим семьями, всегда очень много спорим о сценарии, многом другом, но в итоге все равно приходим к компромиссу. Главное — результат, хорошее кино, которое будут любить и смотреть. Помню, как пять лет назад в Казани на кинофестивале я представляла картину «Одна война», очень хороший был прием, столько эмоций… И картина получила главный приз, хотя не имеет прямого отношения к мусульманской теме. Но дело, наверное, в том, что фильм рассказывает о самых простых общечеловеческих понятиях, а они, как известно, вне национальности, вне религии. Это картина о неоднозначной судьбе русских женщин, чьи дети родились от немецких оккупантов.

Что касается картины «Две женщины», то в ней хотелось передать  настоящую красоту чувств и переживаний, воссоздать трепетную историю из прошлого. Принято считать, что классика мало востребована на современном экране. Но так только принято считать. Подобные ленты будут хорошей отдушиной для тех, кто не признает насилия в кино, кто хочет увидеть другой мир. Тургенев — удивительный мастер описывать эмоциональные состояния женщин, так что нам только нужно было идти за его описаниями. Говорят, что он сам не любил эту пьесу, много раз ее переделывал. Но произведение удивительно красивое, и, думаю, сегодня бы автор порадовался, увидев экранизацию. Четыре года мы работали над этой историей. Казанцы — практически первые зрители, и мне важно, чтобы она нашла отклик в ваших сердцах, ведь мы делали картину с большой любовью. Мне, пожалуй, хотелось сравнить сегодняшний мир вседозволенности с тем временем. Какие-то ценности должны быть абсолютными, вечными.

В какой ипостаси — режиссера или актера — работать сложнее?

— В актерской профессии остаюсь всегда, если не в кино, то в театре. Если роль хорошая, если она «зацепила», значит, я буду сниматься. Для меня важна достоверность, естественность персонажа, не люблю неискренности.

Быть режиссером гораздо сложнее, но это настолько большой, интересный захватывающий мир, что уйти от него трудно. Чего стоит только поиск актеров, когда каждый должен точно попадать в типаж, когда должны быть четко выверены все характеры. Никогда не буду работать с человеком, который мне несимпатичен. Бываю вспыльчива на съемочной площадке, если меня не понимают, но потом обязательно прошу прощения. Вообще есть много профессиональных актеров, которые готовы без лишних эмоций выполнять задачи, поставленные режиссером, и воспринимать нашу совместную работу как некий творческий союз.

Чем вас должен «зацепить» артист, чтобы вы утвердили его на роль в своей кинокартине?

— Обычно при чтении сценария уже точно знаешь, кто подходит на главные роли. Хотя, честно признаюсь, у меня есть свои любимчики, один из них — Александр Балуев. Потрясающий актер, который может преподнести себя совершенно неожиданно. Поэтому я стараюсь задействовать его как счастливый талисман, даже, бывает, даю ему сценарий и говорю: «Кто тебе здесь нравится, кого бы ты хотел сыграть?» И спорю иногда. В фильме «Две женщины» он хотел быть Ракитиным, но я ему честно сказала: «Саша, для этой роли тебе надо быть лет на пятнадцать моложе, оцени лучше роль помещика, в имении которого и происходит все действие». Ему этот персонаж показался скучным, обезличенным, однако в итоге Александр сыграл роль блестяще, впрочем, как он умеет это делать всегда.

Вера Витальевна, насколько успешны ваши фильмы с финансовой точки зрения?

— Больной вопрос. Мои фильмы создаются не по канонам рейтингового кино, поэтому в прокат им попасть ох как непросто. Приведу пример. Фильм «Две женщины» предложили кинотеатрам в дни предстоящих новогодних каникул, нам отказали, хотя мы просили всего один день. Говорят: «Все забито». Что значит «все забито»? На самом деле имелось в виду, что «классику никто смотреть не будет». То есть за зрителя давно решили: вот вам американские «стрелялки» — и наслаждайтесь ими… Вы думаете, в современной России не снимается кино? Порядка 100 картин выходит в год, из них 20-25 расходятся по фестивалям, остальные просто лежат на полке. Киноиндустрия у нас не развита, кто бы что ни говорил, поскольку без налаженной системы проката теряется смысл самого кинопроизводства. Остается только надеяться и верить, что наступят какие-то подвижки и в этом важнейшем вопросе.

Спасибо за интересную беседу. Удачи вам в творчестве!

 

Подготовила Альбина ХАЗИЕВА

 

Справка

Вера Глаголева — советская и российская актриса театра и кино, режиссер, сценарист, заслуженная артистка России (1995), народная артистка, снялась более чем в 40 фильмах у таких известных режиссеров, как Родион Нахапетов («Не стреляйте в белых лебедей»), Анатолий Эфрос («В четверг и больше никогда»), Игорь Таланкин («Звездопад»), Семен Аранович («Торпедоносцы»), Виталий Мельников («Выйти замуж за капитана»), Дмитрий Астрахан («Зал ожидания»), Тигран Кеосаян («Бедная Саша»), Валерий Ахадов («Женщин обижать не рекомендуется»), в сериалах «Маросейка, 12», «Наследницы». Впервые снялась в кино в 18 лет. Ее киноработы удостаивались многих наград кинофестивалей. Как режиссер Вера Глаголева сняла фильмы «Сломанный свет», «Заказ», «Чертово колесо»,  «Одна война», «Две женщины». 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя