Нужно думать о сверхзадаче

0
80

Владимир ВАСИЛЬЕВ, солист Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля и Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая, художественный руководитель Филармонического музыкально-литературного лектория, заслуженный артист РТ, – о своем призвании, о работе над детскими музыкальными спектаклями и увлечении генеалогией.

Владимир Михайлович, как вы пришли в профессиональную музыку?

– Для меня это остается неким таинством. В жизни каждого человека с момента рождения незримо происходят сотни­тысячи встреч с различными людьми, и варианты развития событий непредсказуемы. У меня многое случалось благодаря родителям. Еще в детстве я получил музыкальное образование по классу баяна в школе искусств города Набережные Челны, где мне особенно нравилось петь на уроках хора Валентины Васильевны Мухаметгалеевой. Однако первую специальность получил немузыкальную – окончил истфак в челнинском филиале Казанского пединститута. Пока учился, занимался вокалом факультативно, одновременно пел в церковном хоре Боровецкой церкви на протяжении семи лет. С годами пришло понимание, что моя судьба – в музыке, и тогда решился поступать на вокальный факультет Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. Там получил распределение в класс народного артиста РТ и заслуженного артиста РФ Юрия Владимировича Борисенко. Встреча с этим выдающимся артистом, солистом оперного театра и чутким педагогом укоренила меня в выборе профессии.

Когда вы поняли, что ваше призвание – оперное пение?

– Так сложилось, что до поступления в консерваторию я ни разу не был в театре – только на концертах и спектаклях в домах культуры, в концертных залах. Упущенное наверстывал в студенческие годы: с большим интересом посещал оперные, балетные и драматические спектакли. Но, даже поступая в консерваторию, до конца не осознавал, что совсем скоро сам выйду на сцену. Сначала это были спектакли в оперной студии консерватории. На пятом курсе настал момент, когда меня пригласили в Татарский академический театр оперы и балета. 18 сентября 2006 года состоялся мой дебют в спектакле «Любовь поэта» Резеды Ахияровой, где я исполнил партию Газраиля.

Работу над какими оперными постановками вы цените больше всего?

– В моем репертуаре 17 оперных партий, которые я исполнил в разные годы своего творчества. Естественно, что работа над каждой из них была заметным событием в жизни. Разучивание партии, постановка с режиссером и исполнение в спектакле увлекали и поглощали меня целиком. Феррандо из оперы «Трубадур» Верди, Раймондо из «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, Гремин из «Евгения Онегина» Чайковского, Пимен из оперы «Борис Годунов» Мусоргского… Каждая из этих партий – крупное художественное полотно, которое предстояло изучить, размышлять над созданием образа и воплотить на сцене.

К 40 годам вам многого удалось достичь! Поделитесь секретом успеха.

– Успех относителен. Кому­то мои достижения покажутся рядовыми, а кто­то об этом еще только мечтает. Главное – любить то, чем ты занимаешься, полностью себя посвящать намеченным планам, верить в себя и знать сверхзадачу – для чего все это? И тогда шаг за шагом вы будете вписывать в свою биографию очередные достижения.

Владимир Михайлович, почему важно ставить оперные спектакли и для детей?

– Считаю, это очень важное и благородное дело – когда в непринужденной форме, через яркие и знакомые образы, сопровождаемые музыкальными номерами, дети невольно знакомятся с образцами высокого искусства. Так происходит в спектакле «Новогодние приключения Буратино», который стал моим дебютом как художественного руководителя Филармонического музыкально­литературного лектория в 2014 году. Луиджи Ардити, Джоаккино Россини, Антонио Вивальди, Модест Мусоргский, Андрей Эшпай, Дюк Эллингтон, Джеймс Лорд Пьерпонт, Гали Ильясов, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников… Вы не поверите, но сочинения всех этих композиторов звучат в одном спектакле!

И заинтересовать, и бережно отнестись к душе юного зрителя – сложные, ответственные задачи, за которые возьмется далеко не каждый…

– Конечно. Например, над сценарием спектакля «Нехочуха» я работал полтора года. За основу взял сюжет одного из моих любимых мультфильмов. Его продолжительность всего девять минут, а спектакль должен быть пятьдесят. Где их взять? Должен признаться, что поиски, размышления об этом стали временем творческого мучения, но приятного. Была проделана огромная работа: написан сценарий, подобран качественный музыкальный материал, яркие спецэффекты, захватывающий видеоряд, костюмы героев, необходимые декорации и реквизит, работали звукорежиссеры, режиссеры по свету и видео. Для создания более полного образа героев был приглашен гример, привлечены детские танцевальные коллективы «Салават купере» и «Задоринки». Я могу часами рассказывать, как все это рождалось и воплощалось в жизнь.

Для меня весь этот проект – одно большое безмерное счастье! Я живу им. Некоторые мгновения радости творчества невозможно донести словами, их нужно пережить и быть его участником. Я счастлив, когда зрители переполняются приятными впечатлениями от встречи с нашими спектаклями и хотят вернуться.

Зрители и сами участвуют в ваших спектаклях.

– Да, мне очень нравится использовать такой прием, как интерактив, непринужденный диалог со зрителем, когда герои спектакля как бы невзначай спрашивают мнение зрительного зала. Не секрет, все, что делает зритель (аплодирует, плачет, смеется, переживает…), запланировано заранее режиссером.

В «Нехочухе» и «Буратино» многие роли играют дети. Как готовили их?

– Надо сказать, дети, которые участвуют в наших спектаклях, приходят уже отчасти подготовленные. Некоторые из них, как Илья Салин (исполнитель роли Нехочухи), Полина Модина (Мальвина) и Алиса из будущего («Нехочуха»), участвовали в театральных постановках и до этого. Невозможно в рамках одного проекта за два­три месяца слепить из любого ребенка артиста. Конечно, я приглашал и детей, которые еще не общаются со сценой на «ты», но имеют в себе большой потенциал. Например, Айгуль Мулюкова изначально пробовалась на роль Мальвины, но однажды, видя ее взгляд и манеру общения, я вдруг осознал: вот тот самый Буратино, которого я так долго ищу! Или Егор Петров, ему было восемь лет, когда он пришел на пробы, но выглядел младше своего возраста. Поначалу я деликатно отказал мальчику, но он проявил огромное желание остаться, работать. Чуть позже я сам пригласил его на роль друга Нехочухи. И не ошибся!

Не хотелось ли вам самому принять участие в своих спектаклях?

– Очень хочется, но законы жанра таковы, что ради качества спектакля необходимо от начала до конца сопровождать его своим вниманием и в нужный момент быть готовым найти решение в самой сложной ситуации.

Планируются ли еще детские спектакли в будущем?

– Да, в этом году я уже работаю над новым музыкальным спектаклем – «Бременские музыканты». Проект очень интересный, яркий и в то же время сложный, так как много музыкальных номеров и постановочной работы. Уже весной этого года будет объявлен кастинг на исполнение главных ролей, и я с большим нетерпением жду встречи с нашими будущими артистами.

Что вам дает преподавание в Казанской консерватории?

– Воспитать своих учеников – естественная потребность вокалиста и логическое продолжение певческой карьеры. В конце­то концов, это доброе дело, когда ты часть своей жизни посвящаешь молодым преемникам. В свое время я взял многое от своих педагогов и теперь должен вернуть долг… Но есть правило, которого придерживаюсь: заниматься только с тем и до тех пор, пока ученик работает над собой, совершенствуется и удивляет меня своим результатами каждый урок. Такие подающие надежды артисты, как солист Государственного камерного хора РТ Александр Виклов, лауреат многих республиканских и международных конкурсов Артур Шугаепов, артист Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая Дмитрий Босов, – моя гордость и надежда.

Я знаю, что помимо музыки вы занимаетесь еще историей и генеалогией семьи. Что сподвигло вас написать об этом книгу?

– Это труд всей моей жизни, который я написал опять­таки из большой любви и благодарности к родителям. Сначала в 2007 году я издал книгу «История деревни Поповка», где собрал материал к 100­летию деревни, в которой родились и выросли мои родители. Затем, в 2011 году, вышла в свет вторая книга «Моя семья», которую я писал более 20 лет. Благодаря этой работе я успел пообщаться с родственниками старшего поколения, что само по себе просто бесценно. Их воспоминания, а также данные метрических книг, архивных документов и различных печатных изданий помогли мне сложить воедино огромное древо, где представлены 12 поколений родословной моей семьи с конца XVII века. На сегодняшний день это около 5000 представителей Шигаевых, Глуховых, Красновых, Утягановых, Тарасовых и Васильевых. Сегодня многое из того, что я уже знаю, было бы невозможно восстановить. Старшее поколение уходит. Родные, которые еще недавно жили довольно кучно, переезжают из деревень в города. Родственные связи теряются. Придет время, когда мы начнем искать поддержки в своих уже потерянных корнях, и мы можем почувствовать себя безысходно одинокими… Многое еще можно сохранить! Не оставайтесь равнодушными к истории своих родителей и предков! Интересуйтесь всем, что напоминает о них, и вам будет что рассказать своим детям и внукам!

Фарид КАРИМОВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя