Нужны ли государству юные кулибины?

0
27

Нужны ли государству юные кулибины?Этот вопрос, вынесенный в заголовок, далеко непраздный. Сегодня сложилась ситуация, когда практически во всех отраслях промышленности, в сельском хозяйстве страны хронически не хватает рабочих рук, грамотных специалистов. Если положение дел не изменится в лучшую сторону, то могут остановиться заводы, фабрики, останутся без обслуживания объекты социальной сферы. Возможно, одна из причин такого положения в том, что государство в лице чиновников отбивает охоту у подрастающего поколения заниматься техническими видами творчества. Что имеется в виду, ясно из интервью нашего корреспондента с директором Центра детского технического творчества города Казани Сергеем БОРЗЕНКОВЫМ, который уже двадцать лет строит с подростками настоящие самолеты, учит детей на них и летать. 

— Сергей Юрьевич, скажите, интерес к техническому творчеству у детей в последние годы не исчез?

— Интерес к техническому творчеству у мальчишек никогда не пропадал. Его не могут заглушить никакие внешние факторы, ни смена общественной формации. Это у них от природы.

Мальчишек всегда влечет техника, что-то еще, связанное с техническим направлением. Ребята, к счастью, всегда остаются ребятами.

Единственная особенность нынешнего времени: уровень развития техники сегодня очень высокий. Если раньше, к примеру, модели строились из обыкновенной древесины, то сейчас применяются углепластик, другие технологии. Поэтому мы, педагоги, должны учитывать этот момент в своей работе с детьми.

Сегодня, кстати, наши магазины заполонили китайские модели планеров, самолетов. Если собрать такую модель по прилагаемым чертежам, то она, конечно, будет летать. Но мы в своих кружках еще и объясняем, почему она летает. Я хочу сказать, что помимо практических навыков, наши воспитанники получают и теоретические знания, которые им пригодятся в дальнейшей учебе, жизни.

— Что привлекает подростков к занятиям в техническом кружке?

— Ребенка и его родителей привлекают, прежде всего, конечные результаты технического творчества в виде готовых моделей, каких-то конструкций. Сегодня центры детского технического творчества — это не досуговые центры, а учреждения дополнительного образования. Если раньше в школах существовали факультативы по углубленному изучению физики, химии и других предметов, то сейчас мы даем ребятам дополнительные знания. К примеру, если дети изучают аэродинамику, то это — та же самая физика. Если знакомятся с какими-либо материалами, то это связано с химией. Здесь присутствует и определенный элемент профориентации. Кстати, у нас есть в этом плане и результаты. Многие воспитанники пошли по тем направлениям, по которым занимались в центре, в вузы, колледжи.

Когда подросток приходит в центр детского технического творчества, например в мотокружок, то он сразу себе представляет, как он надевает шлем, садится за руль и гоняет на мотоцикле. Если ему этого не дать, то он уйдет. Это касается всех технических кружков.

— С какими проблемами приходится сталкиваться сегодня городскому Центру детского технического творчества? Можете их назвать? Как их решить?

-Конечно, проблемы в центре технического творчества детей сегодня существуют. И, пожалуй, главная из них – слабая материально-техническая база. Педагогический состав мы худо-бедно набираем, пытаемся и молодежь к этому делу привлечь. Правда, молодежь приходит в основном из числа наших же бывших воспитанников.

Проблема кадров для учреждений дополнительного образования заключается в том, что сегодня таких специалистов педвузы не готовят. Техническим творчеством у нас занимаются чаще всего люди, которые заканчивают технические вузы. У них, конечно, нет педагогических знаний. Но, я считаю, что педагогике невозможно научить. Педагогом можно только родиться. В центре технического творчества в основном и работают такие люди. Понимаете, общение преподавателя и учеников идет на ментальном уровне. То есть, если ты чувствуешь, что дети тебя любят, то и дело идет; если такой любви нет, то — извините. Какое бы педагогическое образование ты не имел, если дети тебя не любят, то никакой работы у тебя не получится. Это  аксиома.

Есть еще две большие проблемы, которые не самым благоприятным образом сказываются на работе центра детского технического творчества. Если раньше было такое понятие как «шефская помощь», то сейчас этого нет: ни понятия, ни помощи. Есть спонсорство, но у кого-то оно имеется, у кого-то — отсутствует. Здесь кому как повезет. Централизованной спонсорской помощи нет.

Вообще-то, я считаю, воспитание подрастающего поколения – это прерогатива государства. Я очень отрицательно отношусь к тому, чтобы школы, учреждения дополнительного образования переходили на самофинансирование. Наша главная задача – заниматься педагогическим процессом, а не зарабатыванием денег. А нас сейчас толкают к тому, чтобы мы привлекали внебюджетные средства. Хотя фактически мы сегодня это уже делаем. Но мало того, что нас толкают на это, но еще и собираются поставить на контроль.

В этом, конечно, есть определенная логика. Но вместе с тем, я думаю, не совсем правильно что-то требовать от людей, ничего им не давши.

Финансирование центра идет централизованно через городской бюджет. Но этих средств не хватает, поэтому что-то мы используем из старых запасов. Я имею в виду оборудование, материалы.

Сейчас нас вынуждают зарабатывать деньги самим. Но ведь в прежние годы станции юных техников, как они тогда назывались, обеспечивались всеми необходимыми материалами и финансами.

Сегодня складывается впечатление, что наши дети никому не нужны, кроме родителей. А ведь это граждане России, будущее страны. Какими гражданами они вырастут при таком подходе со стороны государства, когда на воспитании детей пытаются сэкономить? Еще раз хочу повторить, что воспитание детей – это прерогатива государства! Почему педагоги должны искать внебюджетные средства на воспитание детей? Ведь токарь или фрезеровщик, например, не должен думать, где ему достать материал. Его задача – заниматься изготовлением деталей. Точно также и мы, педагоги, должны заниматься своим делом – воспитанием детей, а не думать, где взять деньги на оборудование, материалы, на ремонт помещений, на проведение конкурсов.

Мы никому ничего не должны. Если нас сюда пригласили, чтобы заниматься обучением и воспитанием детей, то мы именно этим и обязаны заниматься.

— Есть ли среди различных поделок, изготовленных ребятами, образцы, претендующие на серьезность? Возможно, что-то уже используется в каком-то деле?

— У нас авиамоделисты занимаются радиоуправляемыми моделями. Дети участвуют в различных соревнованиях и в России, и за рубежом. С соревнований наши воспитанники привозят дипломы, почетные грамоты. Но не это главное для нас, а задача наша — привлечь как можно больше детей к занятиям техническим творчеством.

Средства массовой информации, к сожалению, очень мало уделяют внимания этой проблеме. Сейчас больше пропагандируют разные шоу, конкурсы красавиц. Хорошо, конечно, когда все поют, танцуют, а не воюют. Хорошо, когда люди становятся певцами, композиторами. Но булки на деревьях не растут, их надо кому-то и печь. Кому-то нужно и дома строить, и машины, и самолеты. Чтобы вырос специалист, способный что-то с интересом и грамотно строить, его необходимо с детства приучать к техническому творчеству. Из таких детей потом и вырастают толковые специалисты, элита инженерного корпуса.

Я убежден, что надо больше пропагандировать техническое творчество, привлекать к нему внимание детей, подростков, делать доступными занятия в технических кружках.

Знаете, когда мальчишки увлечены каким-то делом, они с душой и особым усердием выполняют ту или иную работу. Вот, например, у нас в центре подростки вместе с взрослыми наставниками собирают настоящие самолеты. Уже четыре самолета поставили на крыло. А в летние каникулы на этих самодельных настоящих самолетах мальчишки летают с инструктором. Представляете, сколько радости у пацанов, когда они управляют стальной птицей, собранной своими руками! Разве они когда-нибудь такое забудут? Нет, конечно. Они чаще всего связывают свою дальнейшую жизнь с авиацией и с техникой.

 — Сергей Юрьевич, скажите, а приоритетный национальный проект «Образование» коснулся вас каким-то боком?

— Мы получили маленькие токарные и фрезерные станки. Два кабинета нам отремонтировали. И больше пока ничего. Но и на том спасибо!

Работать сейчас стало гораздо сложнее, потому что средства на учебный процесс приходится буквально добывать.

— Почему же государство обделяет подрастающее поколение?

— Видимо, причины на это какие-то есть. Какие, правда, неизвестно.

Владимир ВЫРУПАЕВ

От автора. С душевной болью о проблемах Центра детского технического творчества Казани рассказывал его директор. В его голосе звучали тревожные нотки за судьбу подрастающего поколения, недоумение по поводу отдельных инициатив чиновников министерства образования. Это же ощущалось и в разговоре с педагогами центра. Вот такие неравнодушные люди воспитывают наших детей, обучают их техническому творчеству.

Услышат ли эту тревогу в высоких кабинетах?

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя