Превращаем будни в праздник

0
47

Кадим НУРУЛЛИН, Директор Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая

 

Давно не секрет, что в культуру, как правило, не приходят люди случайные. Здесь работают самоотверженные, преданные, трудолюбивые, талантливые. И все, что они создают, – это «штучный товар», который несет отпечаток индивидуальности, таланта, профессионализма мастера. Именно такие мастера трудятся и в Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая, которая в этом году отмечает 80-й сезон. О том, как развиваться в соответствии с требованиями времени и оставаться конкурентоспособными, наша беседа с директором учреждения, заслуженным работником культуры РТ Кадимом НУРУЛЛИНЫМ.

 

Кадим Назырович, когда-то филармония была монополистом в сфере концертной деятельности, поскольку исполнители могли выступать только под ее «патронажем». Но сегодня существуют альтернативные организации, продюсерские центры, которые работают на себя, вкладываясь в постановки шоу для артистов. Составляют ли они вам конкуренцию?

– У нас несколько другие задачи по сравнению с коммерческими организациями, которые вы упомянули. Прежде всего нет цели зарабатывания средств любой ценой. Мы ни на минуту не забываем, что являемся социально ориентированной организацией. Конечно, для того, чтобы оставаться востребованными у зрителей, нужна постоянная работа всей команды: творческих коллективов, руководства, менеджмента. В любой отрасли так – сначала нужно вложить в развитие дела силы, идеи, средства, энергию, только потом получаешь результат. Нашей филармонии пришлось пережить непростой период в постсоветское время, когда людям было не до концертов, когда здание организации нуждалось в капитальном ремонте, когда артисты «научились» выступать без помощи данной организации. А сейчас такое время, когда нужно по-новому мыслить и по-новому работать. Чтобы организм полноценно функционировал, должна быть задействована каждая его клеточка. Так же и в филармонии.

Сегодня организация работает в тесной связи с коллегами из других российских регионов, что очень важно, потому что благодаря интеграции сил программы коллективов расписаны на годы вперед, а у исполнителей голова «болит» только о том, как выступать достойно, а не о том, проданы ли билеты. Публика имеет возможность слушать джаз в исполнении лучших музыкантов, классику, народную музыку, открывает для себя новые имена. И зрители приходят на концерты, потому что никакой Интернет, диски, телетрансляции не смогут передать энергетику, получаемую во время живого выступления артистов. Те, кому выпадает счастье услышать музыкантов такого уровня, как, к примеру, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Игорь Бутман, невольно признают, как завораживающе действует их выступление.

У филармонии, прежде всего, просветительская и воспитательная функции. Приятно отметить, что к нам приходят люди разных поколений – дети, молодежь, люди среднего возраста. Мы стараемся преодолеть стереотип, согласно которому филармония воспринимается как нечто консервативное и старомодное. Здесь выстроена такая организация творческой работы, чтобы каждый житель Татарстана и гости республики могли найти в репертуаре что-то свое. Формирование репертуара – работа всей команды, которая вносит идеи и предложения, главное – чтобы были представлены почти все жанры музыкального искусства. Особое внимание, конечно, на молодежь. Мы стараемся создавать программы, развивающие и воспитывающие молодых зрителей (культура восприятия серьезной музыки), начиная с самого раннего возраста. Понимаем, что это непросто, но работаем в данном направлении активно. В конце концов, в этом и есть одна из задач филармонии. Новые поколения должны понимать: для того чтобы стать успешным, недостаточно только реализоваться в своей профессии, важно быть всесторонне развитым. Филармония вносит свой вклад в этот процесс. За несколько лет нам удалось реализовать и сделать широко востребованными такие проекты-фестивали, как «Филармониада», «Джазовая Казань», Международный фестиваль классической музыки имени Рустема Яхина, «Народные мелодии». «Джазовая Казань» вошла в топ-3 популярных осенних фестивалей. А в рамках «Филармониады» проводятся смелые эксперименты, вплоть до балета на льду. Это делается и для взаимообогащения, обмена опытом. Вот, например, выступил с нашим оркестром Игорь Бутман и пригласил музыкантов ответно на свой фестиваль в Сочи.

За 80-летнюю историю филармония открыла немало звезд, была местом встречи артистов разных поколений, жанров, интересов. У вас и музей есть!

– Да, он открыт с благословения и при участии знаменитого Ильгама Шакирова, в ту пору, когда он был художественным руководителем филармонии. Экспонатов немало: фотографии, диски, пластинки, личные вещи артистов. Хочу выразить особую признательность своим сотрудникам, энтузиастам Алсу Хакимовой и Зимфире Гильмутдиной за их преданность истории филармонии.

Проблема только в том, что площадь у музея маленькая, наше здание не позволяет сделать его больше. У нас ведь четыре крупных творческих коллектива, которые занимаются репетициями, плюс для вечерних концертов нужны репетиционные залы и гримерки для приезжих коллективов. Правда, можно сделать пристрой, и технические расчеты по этому поводу уже проводились. Нужно окончательное решение властей республики. Хотелось бы, чтобы музей стал доступным народу. Перед началом концертов люди могли бы с пользой для души провести время. Музей интересен и туристам, тем более что филармония находится в центре города, рядом с живописным сквером. Недалеко улицы, названные в честь выдающихся творческих личностей – Федора Шаляпина, Василия Качалова, Туфана Миннуллина, Марселя Салимжанова. Часть улицы Спартаковской планируется переименовать в честь Альфии Авзаловой. По крайней мере, мы с такой инициативой уже обратились к руководству республики. А если бы удалось сделать пристрой-музей к филармонии со стороны сквера, там можно было бы поставить бюсты артистов, да не только, много чего можно было бы организовать.

 

 

– Кадим Назырович, вы уже больше десяти лет возглавляете филармонию. Наверняка многие задачи, которые вы изначально ставили перед собой, выполнены. А что еще предстоит сделать для укрепления позиций организации в творческой жизни республики?

– У меня есть давняя мечта. Я говорю об открытии большого концертного зала вместимостью минимум три тысячи человек. Этот вопрос сегодня обсуждается на республиканском уровне, и в Послании Президента РТ он нашел свое отражение. Мое видение таково: один большой зал поделен на три, и во всех одновременно проводятся несколько культурных мероприятий по интересам (например, в одном – джаз, в другом – татарская эстрада, в третьем – творческие вечера артистов). Речь идет о целом комплексе. Мы внимательно следим за мировой практикой, это тенденции сегодняшнего времени. Дело не только в количестве мест и количестве проводимых мероприятий, но, в первую очередь, в технических возможностях. В таком комплексе, если все будет сделано технически грамотно, не будет места некачественным концертам. На мой взгляд, в каждом выступлении должны быть задействованы сценарист, режиссер-постановщик, чтобы зритель получил настоящее удовольствие, чтобы у него не осталось ощущения потерянного вечера. Нередко исполнители считают себя и поэтами, и композиторами, и сценаристами одновременно. Но на практике далеко не у каждого получается совмещать три в одном. В большом концертном зале, о котором я говорю, будет задействована большая команда профессионалов в помощь исполнителям. При таких возможностях можно выстраивать репертуарную политику минимум на два года вперед.

– Надеюсь, ваша мечта осуществится. Тем более что культурные традиции разных жанров позволяют народам преодолевать противоречия и идти вперед по пути взаимопонимания. Это особенно тонко чувствуешь в современном хрупком мире. Вот и филармония вносит свой вклад в то, чтобы превращать повседневную жизнь в яркий праздник…

– При этом очень важно, как выкладываются на сцене артисты. Зритель тонко чувствует искренность выступающих, их настроение, энергетику. Я горжусь тем, что рядом со мной работают люди, беззаветно преданные своему делу. Сейчас в Татарской филармонии четыре знаменитых коллектива: Государственный оркестр народных инструментов РТ (художественный руководитель – народный артист России, лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая Анатолий Шутиков), Государственный ансамбль фольклорной музыки РТ (художественный руководитель – заслуженный артист России, народный артист Татарстана Айдар Файзрахманов), Филармонический джаз-оркестр РТ (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РТ Анатолий Василевский), Филармонический музыкально-литературный лекторий (художественный руководитель – заслуженный артист Татарстана Владимир Васильев). Все они горят творчеством. Представьте, что гастрольная жизнь, например, фольклорного ансамбля расписана на год вперед, хотя во многих российских регионах этот жанр не настолько успешен. Многие привыкли считать, что фольклор – это когда несколько бабушек поют монотонные песни. А ведь можно приблизить его к современности, набрать талантливую молодежь, сшить яркие костюмы, подготовить максимально интересную программу в комплексе. Руководитель нашего фольклорного ансамбля Айдар Файзрахманов живет и дышит своей работой, он перекопал весь архив, связанный с фольклором, и сумел передать свой энтузиазм всей команде.

 

Знаменитый Рустем ЯХИН (в центре) вместе с известными певцами. 1982 Струнный квартет. Б. Каплун, В. Кульчак, В. Серебряков, Л. Ибраев. 1956 В кабинете музыкального фольклора. 1938

Вообще, филармония – живой организм, в котором важно единство мнений, слаженная работа, полная самоотдача. Если на каком-то участке что-то пойдет не так, то это может отразиться на всех. Важно неравнодушие всех работников к своей деятельности.

Есть очень хорошая фраза: «Народ жив, пока жива культура». Вот на нее мы и опираемся в своей деятельности.

Спасибо вам, Кадим Назырович, за интересную беседу! Творческих успехов филармонии!

 

Айгуль ХАЗИЕВА

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя