Казанско-Богородицкий монастырь: страницы истории

0
13

 

История Казанско-Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Первый список чудотворной иконы и описание истории обретения, явленных чудес отправили в Москву, к царю Ивану Васильевичу. Царь повелел устроить в Казани женский монастырь и здесь поставить икону.

 

Уже в начале 80-х годов XVI века высочайший указ воплотился в жизнь: «Монастырь девъ повеле устроите, и келии поставити и ограду монастырю оградити, и милостыню довольну повеле дате изъ своей царские казны: священному собору и игуменье, и 40 сестрам урок летний, еже и быстъ». Первый известный документ, в котором упоминается монастырь и его, очевидно, первая игуменья Петронилла (Петранила), датирован 25 июля 1584 года.

За все историю монастыря управляли его хозяйством и исполняли духовную миссию не меньше пятидесяти монахинь. Сложно в общих словах оценить их деятельность, столь разный вклад они внесли в просвещение, утверждение православия в Казанском крае, в духовное окормление паствы, в строительство и благоустройство одного из красивейших монастырей Казанской епархии. Матушки были разными по происхождению, характерам и судьбам. Но из поколения в поколение передавали они из рук в руки святой огонь горячей веры и молитвы чудотворному образу Божией Матери, покоряли сердца горожан кротостью и любовью, прославляя всей своей жизнью Казанскую икону Божией Матери.

Благодатной эпохой торжества веры стал для монастыря XIX век: на огромной территории под стенами Казанского Кремля раскинулся один из самых крупных монастырей России. В монастыре служили 600 сестер, работали больница и гостиница, сиротский приют, получить благословение сюда стремились тысячи богомольцев. Наши современники не могут вполне осознать всю глубину почитания Казанской иконы Божией Матери и миссионерской деятельности монашества.

В начале XX века обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 году монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на православную церковь воздвиглись неисчислимые гонения.

Во исполнение декрета СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» у церкви сразу же были отобраны шесть тысяч храмов и монастырей как «особо ценные памятники» истории или архитектуры, подлежащие переходу под охрану государства. Последняя настоятельница Богородицкой обители монахиня Рахиль была свидетельницей разрушения и поругания ее обители. Все здания были национализированы. В 1920 году принадлежавшие Казанско-Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли и собственность государства.

Хотя монастырь был упразднен, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1929 году в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. За время пребывания в стенах обители студенты привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе.

Собор  был использован под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас. В марте 1929 года была закрыта Крестовоздвиженская церковь, в ноябре окончательно изъят из ведения общины собор, в феврале 1930 года с колокольни сняты все колокола… В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор. Почти сразу же после этого большая часть ансамбля обители была варварски разрушена. Главный собор монастыря — собор Казанской иконы Божией Матери был взорван ночью 26 мая 1932 года.

В 1931 году вышло решение СНК ТАССР о строительстве в Казани киностудии. Встал вопрос о передаче в ведение Татарского отделения «Востоккино» церквей Богородицкого монастыря, чтобы оборудовать там кинофабрику. Было создано даже управление строительством кинофабрики «Востокфильм».С 1942 году на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разоренного ансамбля позже была застроена пятиэтажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института…

Как много потеряла Казань с ликвидацией этого прекрасного градостроительного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта и образа древнего города! До наших дней дошли лишь немногие здания этого некогда прекрасного архитектурного  комплекса.

В последние годы на территории Казанско-Богородицкого  монастыря начаты восстановительные работы. Возвращена к жизни надвратная церковь святой Софии, освященная вновь в 1994 году. В 2004-2005 годах отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 года патриарх Московский и Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращенный Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери, который был помещен в Крестовоздвиженском храме. Ватиканский список почитается и считается чудотворным. Ежедневно к нему приходят сотни, а в некоторые дни и тысячи паломников со всей России и из-за рубежа. В конце декабря 2007 года святая обитель получила статус мужского монастыря.

 

(По материалам сайта tatarstan-mitropolia.ru и книги «Заступница Усердная»

Фотосайта tatarstan-mitropolia.ru, Ena.turbina)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя