СЭНДИ ДЕННИ «ПЕСНЯ О НЕСБЫВШЕМСЯ»

0
57


«Голос Сэнди словно глоток воды


посреди пустыни».


Дэйв Свобрик




«Что было невероятным в юной Сэнди


– глупенькой маленькой девчонке, неуверенной на сцене,


спотыкающейся о провода микрофонов,


– так это то, что она вставала на сцену


и рассказывала, что такое жизнь. Я помню, думал:


«Но ты же ничего не знаешь о жизни, Сэнди!


Как ты можешь это делать? Откуда это в тебе?»


Карл Даллас

 

 

 

21 апреля 1978 года, ровно 36 лет назад, трагически оборвалась жизнь самой талантливой и яркой исполнительницы фолк-рока в Великобритании Сэнди Денни. Она родилась позже главных героев фолк-возрождения, а ушла из жизни едва ли не раньше их всех, в тридцатилетнем возрасте. Первые записи Сэнди произведены в 1966 году, а уже два года спустя она была центральной фигурой фолк-музыки. Сэнди обладала необыкновенным по силе воздействия и проникновенности голосом, замечательно играла на фортепиано и гитаре, её творческий диапазон простирался от народных песен Англии и Америки до джаза, кантри и блюзов, но главное – Сэнди сочиняла прекрасные песни, которые и по сей день украшают мировую сцену. Денни, и это отмечают в своих воспоминаниях все её коллеги и друзья, обладала редким даром сопереживания и участия. Она никогда не расставалась со своим прошлым и в любую минуту могла к нему обратиться. Эта способность позволяла Сэнди проникать в события и происшествия, случавшиеся не с нею и далеко от нее.

 

Сэнди Денни родилась в 1947 году в Лондоне. С ранних лет увлеклась фольклором — прежде всего, шотландским: сказалось влияние бабушки, исполнительницы народных песен. Родители её, однако, были решительно против того, чтобы дочь занималась пением. После школы поступила на курсы медсестер, но продержалась там недолго. Природа взяла свое. Несмотря на запрет родителей, Сэнди без сожаления бросила опостылевшие курсы и поступила в «Королевскую Академию Искусств», чтобы, наконец, вплотную заняться музыкой. Ее сокурсниками были Эрик Клэптон, Джимми Пэйдж и Джон Ренберн.

 

Вскоре Сэнди начала петь по клубам и через год уже пользовалась таким успехом, что ее позвали петь в известную группу «Strawbs». Потом последовал сольный альбом, и новый этап: Сэнди стала солисткой «Fairport Convention». Один из основателей этой группы Саймон Никол вспоминает, что «с появлением Сэнди конкурс на замещение солистки потерял всякий смысл. Она выделялась из всех как чистый стакан в раковине, полной

 

грязной посуды». Именно под влиянием Денни участники группы приступили к исследованию и интерпретации английского песенного фольклора, отказавшись от подражания американским рок образцам. Очень скоро это принесло группе всемирную славу. Оказалось, что миллионы людей давно ждали появление такой музыки, тем более в исполнении такой незаурядной певицы. Не случайно все пластинки «Fairport Convention», записанные с Сэнди Денни («What We Did on Our Holidays?», «Unhalfbricking», «Liege and Lief»), стали золотой классикой мирового фолк рока и до сих пор распродаются миллионными тиражами.

 

 

После выхода альбома «Liege & Lief» Денни на пике популярности группы ушла из «Fairport Convention» и образовала собственный коллектив «Fotheringay», пригласив к участию и своего возлюбленного, австралийского фолк-исполнителя Тревора Лукаса. Выпустив один альбом, «Fotheringay» распался, и Денни занялась сольной карьерой, регулярно приглашая к студийному сотрудничеству бывших коллег по «Fairport Convention». Наиболее сильными в ее творчестве считаются две пластинки: «The North Star Grassman and the Ravens» и «Sandy».

 

В 1973 году Денни вышла замуж за Лукаса и на некоторое время вернулась в «Fairport Convention»: в альбом «Rising for the Moon» группа включила несколько её композиций (диск, увы, существенно уступает по качеству предыдущим пластинкам с Сэнди). До этого певица выступила в рок-опере «Томми» и записала совместный трек с самим Робертом Плантом (на «The Battle of Evermore» солист «Led Zeppelin» в первый и последний раз спел дуэтом). Дважды — в 1970 и 1971 годах — еженедельник «Melody Maker» ставил её на первое место в категории «Певица года».

 

Завоевав в Великобритании популярность, Денни, тем не менее, продолжала оставаться очень неуверенным в себе и ранимым человеком. Ее мучили сомнения, какой из двух путей выбрать — фольклорный (как Мэдди Прайор) или авторский (по примеру Джони Митчелл). Сэнди всю жизнь жаждала коммерческого успеха, но по ряду объективных причин не никак не могла его достичь. К тому же последние ее альбомы: «Like an Old-Fashioned Waltz» и «Rendezvous» были встречены музыкальными критиками с прохладцей. Все это усугублялось постоянно ухудшающимся психологическим и физическим состоянием Сэнди, все чаще страдающей от затяжных депрессий, злоупотреблений алкоголем и гастрольных стрессов. Наконец, Денни решила окончательно бросить музыку и посвятить себя обустройству семейного быта, но, к сожалению, была совершенно к этому не приспособлена. Её характер стремительно стал меняться к худшему: социопатией и подчас агрессивным поведением (в основном, под воздействием алкоголя и сильнейших обезболивающих таблеток от головной боли), она оттолкнула от себя не только бывших коллег по группе, но и супруга Тревора Лукаса, который, не оформляя развода, уехал в Австралию с их новорожденной дочерью и стал жить отдельно. Биограф певицы Клинтон Хейлин считает, что этот отъезд стал для Сэнди «последней каплей». 17 апреля 1978 года, Сэнди была найдена без сознания в доме у

 

друзей. (Денни упала с лестницы и ударилась головой.) Сэнди поместили в госпиталь, где врачи тщетно боролись за ее жизнь. 21 апреля 1978 года легенда фолк-рока умерла, не приходя в сознание.

 

О Сэнди Денни написаны десятки статей и книг, регулярно выходят переиздания ее альбомов и концертных выступлений, но точнее всего о ней сказал лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиком: «Денни был дан огромный и беспощадный дар — петь о несбывшемся. Как будто ей было видно — как могло бы случиться, а как оно будет на самом деле; а видеть это не в силах человеческих. И то, как она пела, шло из самой глубины, где полная ясность и неподвижность — но проходило через самое горячее и отзывчивое сердце; и столько этого всего шло, что сердцу было бы в пору стать каменным — а оно не захотело и осталось живым. И зачем такое пение дается людям, и зачем люди его выбирают — как сказать об этом? Но это случается; пусть раз в тысячу лет, но падает такая звезда. И мы, на земле, смотрим на это, и, может быть, это дает нам силы идти дальше».

 

Впрочем, в случае с Сэнди лучше один раз послушать, чем сто раз прочитать. Тем более, со временем песни этой великой певицы нисколько не устарели. И благодаря современным технологиям звучат даже лучше, чем в 70-е годы.

 

 

 

P.S.

 

Стаи птиц улетают в лиловое небо,

 

Кто подсказал птицам отправиться в путь?

 

Перед огнем очага, я грежу и

 

Не думаю о времени,

 

 

 

Ибо кто скажет мне, куда бежит время?

 

Знает ли кто, куда бежит время…

 

 

 

Непостоянные друзья покидают печальный берег,

 

Что толку грустить – просто пришла их пора.

 

Но я остаюсь, ведь незачем спешить тому,

 

Кто не считает часов…

 

 

 

И кто скажет мне, куда бежит время,

 

Знает ли кто, куда бежит время…

 

 

 

Я не одинока, пока со мной остается любовь,

 

И она будет со мной, пока не придет ее час.

 

И вьюги, и птицы весной возвращаются вновь,

 

Так стоит ли мне бояться времени?

 

 

 

Ибо кто знает, каков моей любви век?

 

И кто знает о том, куда уйдет время?1

 

 

 

Хайруллин Фарид

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя