Нужны ли в Татарстане полилингвальные образовательные комплексы?

0
266

Многострадальное образование России уже четверть века не перестает лихорадить реформами и нововведениями. Вот снова в Татарстане возникла идея создания так называемых полилингвальных, то есть многоязычных общеобразовательных комплексов. По этому поводу Государственный советник республики Минтимер Шаймиев провел брифинг для журналистов.

Вкратце, как явствует из выступления Минтимера Шариповича, суть этих комплексов заключается в том, что в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге и Альметьевске намереваются создавать трехъязычные школьные комплексы, в которых преподавание будет вестись на русском, татарском и английском языках. Первую такую школу планируют открыть со следующего учебного года на базе школы №165 Казани. Считается, что в этой школе уже имеется образец многоязычного образовательного учреждения.

Следует оговориться, что, судя по выступлениям участников брифинга и заявлению директора 165-й школы Айдара Шайхутдинова, четкой концепции создания этих полилингвальных комплексов пока еще не имеется. Высказываются отдельные мысли по тем или иным деталям предстоящего образовательного построения. Но зато много вопросов и неясностей относительно содержания и структуры этих комплексов. На некоторых из них мы и остановимся сейчас.

Как предполагается, обучение в начальных классах будет вестись на татарском языке. Следует полагать, что это будет осуществляться, прежде всего, по отношению к детям татар. А как будет с желанием их родителей, а также их уровня элементарных знаний татарского языка? Ведь, как известно, сегодня, к сожалению, не все татары изъявляют желание обучать детей родному языку и далеко не все из городских детей-татар владеют своим родным языком в той степени, чтобы могли обучаться на татарском языке, даже в начальных классах.

По заявлению того же директора, занятия по искусству и технологии, начиная с 3-го класса, а уроки по математике, географии и биологии, начиная с 7-го класса, будут вестись на иностранном, надо полагать, английском языке. Смелая мысль, но осуществима ли она на сегодня?

Многопрофильная полилингвальная гимназия №180 г.Казани

Вопрос же, как и будут ли вообще изучать в этих комплексах татарский язык, остается открытым. На этот вопрос журналистов на брифинге Государственный советник ограничился общими рассуждениями о том, что учащиеся будут знать все три языка. Таким образом, самый насущный вопрос остается в тени.

По мысли авторов идеи создания многоязычных комплексов, они должны охватывать детские дошкольные учреждения, а также организации дополнительного образования. Как деятельность этих организаций будет скоординирована, как будут распределены между ними обязанности? Об

этом также ничего неизвестно. Государственный советник по поводу этого высказался так: «Организация многоязычных центров – дело очень выиграшное. Они не будут создаваться на пустом месте, где-то будут появляться детские сады, где-то школы». Каким образом будут объединены под одной крышей эти находящиеся где-то садики и школы?

Есть вопрос о так называемых этапах создания полилингвальных комплексов. Согласно выступлениям на брифинге, организация этих комплексов будет осуществляться в три этапа. Реализация первого этапа запланирована на 2019-2020 годы в Казани и Елабуге по проекту «Шаги к знаниям и пониманию». Что подразумевается под этими шагами, нам пока об этом неведомо. Содержание и сроки второго и третьего этапов не раскрываются. Имеется опасение: как бы эти сроки не оказались очень далекими, как, например, в Стратегии развития татарского народа, где сроки осуществления их определены аж до 2050 года.

Многоязычные образовательные комплексы, если и суждено им возникнуть, похоже, будут обслуживать очень ограниченное число детей. Ибо они задуманы как элитные, поступление в которые станет доступно очень немногим. «Разумеется, — говорит Государственный советник по этому поводу, — в трехъязычные школы сможет поступить далеко не каждый, придется проходить через конкурс».

Таким образом, хотя идея создания полилингвальных комплексов еще далеко не прозрачна, однако уже сейчас становится понятным одно: она не призвана решать архиважную на сегодняшний день задачу – не дать зачахнуть национальному образованию, некогда высокоразвитому, древнему литературному татарскому языку. А также совершенствовать систему образования в Татарстане таким образом, чтобы изучение татарского языка для всех татар и особенно для молодого поколения стало гражданским долгом, духовной потребностью и чтобы для этого были открыты все возможности.

Согласившись с тем, что в республике, возможно, будут созданы многоязычные учебные заведения, считаю необходимым заявить: не следовало бы увлекаться этой идеей и прилагать особые усилия к созданию так называемых полилингвальных образовательных комплексов.

Потому что сейчас исключительно важно добиваться развития татарских школ, создавать как можно больше лучших современных образовательных учреждений, в которых обучение и воспитание учащихся осуществлялось бы в основном на татарском языке и, в виде исключения, с учетом сегодняшних реалий и желания родителей учеников, предметы физико-математического цикла, а также возможно, некоторые предметы естественно-научного направления преподавались бы на русском языке. При этом одной из важнейших задач правительства Татарстана является обеспечение татарских школ высококвалифицированными учительскими кадрами, создание в них хорошей материальной базы и совершенствование методики преподавания, учебных планов и учебных программ таким образом, чтобы выпускники татарских школ, наряду с отличным знанием своего родного языка, в

совершенстве овладевали бы русским языком и хорошо знали один из иностранных языков, прежде всего, английский.

Пусть будут лучшими в нашей республике и во всей России и русскоязычные и все другие школы! Обучение молодого поколения в современных наилучших школах – залог успешного развития здорового, цивилизованного общества.

 

Рузаль Юсупов, академик АН РТ,

доктор филологических наук

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя