Алгоритмы мироздания

0
194

В настоящей статье анализируются высказывания из научных, религиозных, философских текстов мирового значения. Объединяющая идея – единство духа и материи, которое сегодня доказывается уже и экспериментальным путем. Автор предлагает вместе с ним задуматься, какие новые вызовы встают перед каждым из нас в понимании процессов, движущих развитием человека, планеты, Вселенной.

 

Почему слово и вообще звук различной частоты лечат и калечат? Каким путем эмоции передаются на расстояния? Как мысль или прикосновение способны обновлять клетки организма? Ответы на эти вопросы, которые уже осторожно дают отдельные ученые, официальная наука считает несовместимыми с общепринятым представлением об атомарном строении материи.

 

 

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ

 

Царицей наук люди назначили математику издревле, так как в числовых рядах и геометрических соотношениях искали ответы на вопросы о закономерностях построения Вселенной. Платон утверждал: лишь посредством геометрии человек созерцает истину. Сократ призывал правителей познать природу чисел умом во благо души. Пифагорейцы считали, что истина существования таится в золотой пропорции.

Золотое сечение или божественную пропорцию, выраженную числом 1,618, впервые упомянул Евклид в трактате «Начала». Формы в этих пропорциях полагались наиболее приятными глазу, как гармоничный баланс симметрии с асимметрией в живописи, дизайне, архитектуре и иных сферах.

Золотое сечение – это такое деление целого на части (примерно 62% и 38%), при котором большая часть относилась бы к меньшей как целая величина к большей части.

Творец начертательной геометрии Лука Пачоли нашел в золотом сечении «божественную суть» – выражение триединства Бога сына, Бога отца и Бога духа Святого.

Напрямую связаны с золотым сечением и так называемые числа Фибоначчи – числовая последовательность, в которой каждое следующее число ряда получается сложением двух предыдущих, причем последовательность верна и для отрицательных значений: -55, -34, -21, -13, -8, -5, -3, -2, -1, -1, 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55. При делении следующего числа на предыдущее результат, по мере удаления от нуля и первых простых чисел, будет все ближе к золотому сечению. Еще одна особенность: для воспроизведения всего ряда чисел Фибоначчи достаточно знать три идущих друг за другом числа. Рекурсия – определение (изображение) объекта или процесса – содержится внутри самого объекта, являясь его частью.

Еще о золотом сечении. «Золотой прямоугольник» со сторонами в соотношении 1,618 к 1 рассечем так, чтобы получился квадрат со стороной, равной 1. Оставшийся прямоугольник со сторонами 1 и 0,618 рассечем еще раз так же, чтобы получить квадрат (со стороной уже 0,618) и меньший прямоугольник. Продолжать сечение можно бесконечно, как бесконечен и ряд чисел Фибоначчи, которым будут неизменно кратны стороны все новых прямоугольников и квадратов.

Соединив углы всех полученных квадратов плавной линией (циркулем чертим четверть воображаемой окружности, приняв сторону квадрата за радиус), получим логарифмическую спираль Фибоначчи, не имеющую границ и не изменяющую формы. Но имеющую нулевую точку, от которой ведется отсчет уже в отрицательном значении.

 

 

И вот эта-то спираль часто воспроизводится в природных формах: в раковинах моллюсков и форме галактик, циклонов, вихревых потоков. Спирально закручиваются усики растений, по спирали растут ткани в стволах деревьев, спиральные движения наблюдаются при росте корней и побегов. Так проявляется наследственность организации растений на клеточном и молекулярном уровнях. Двумя рядами спиралей, закрученных в разном направлении, один – по часовой стрелке, другой – против, расположены семена подсолнуха. Соотношение с числами Фибоначчи найдено в порядке расположения листьев и веток у растений (филлотаксис), в функционировании головного мозга, в биоритмах и принципах зрительного восприятия, музыкальных тонах, стихотворных размерах, в генных структурах живых организмов, пространственном расположении египетских пирамид, величинах расстояний между планетами Солнечной системы.

Винтовое расположение даже у полипептидных цепей в молекуле ДНК, хранящей все сведения о физиологических особенностях живых существ.

Исследования свидетельствуют, что соотношения золотого сечения проявлены в физике элементарных частиц и в строении некоторых химических соединений, а также связаны со свойствами воды, громкости и частоты звука, спектра видимого света, физико-механическими свойствами твердых тел. Исследователи не успокаиваются, добавляя все новые «функции» пресловутой числовой последовательности. На ее основе составляют алгоритмы для «хронологической спирали», предсказывая будущее, пишут различные методики для биржевых брокеров, изобретают «компьютер Фибоначчи»…

Многочисленные эти параллели возвращают к убежденности древних в существовании универсального алгоритма, которому подчиняются все процессы Вселенной.

 

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЛОГОС

 

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Евангелие от Иоанна

Пользуясь терминологией цифрового века, допустим, что мироздание – результат «переформатирования» первозданного Хаоса в стройную самовоспроизводящуюся систему посредством Логоса, как языка программирования, как интерфейса между Творцом и Творением.

Многозначный философский термин «Логос», использованный евангелистом Иоанном (переведенный Кириллом и Мефодием на старославянский как «Слово»), обозначает не только часть речи. Отметим, и для наших предков Слово означало больше. Оно, по сути, – поступок, указывающий на суть души говорящего, а не простое колебание воздуха. Проступками издавна считаются оговор, лжесвидетельство, кощунство и менее «тяжкие», но порицаемые: сквернословие, злословие, лесть, пустословие.

Еще за столетия до рождения евангелистов древнегреческий философ Гераклит утверждал, что в основании мира лежит Логос – непостижимый для людей мировой разум в виде вспыхивающего и потухающего метафизического огня, из которого произошел и в который периодически возвращается мир. Логос философ понимал и как закон, определяющий все происходящее.

В христианстве Логос использовали для обозначения второй ипостаси Пресвятой Троицы – извечно существующего Сына Божия. А выражение «в начале» в библейских текстах означает «извечно» и указывает, что бытие Логоса совершенно не подчиняется времени, как и любой иной форме бытия творений, что он не является творением и существовал, по определению Иоанна Златоуста, «прежде всего мыслимого и прежде веков». Логос был уже тогда, когда тварному бытию еще только полагалось начало. В Ветхом Завете в книге Притчей находим: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони». 

В трактовке книги Елены Рерих «Логос – это первослово, первозвук, раздающийся из безмолвия. Вселенная начинает свое существование с рождения этого первозвука. Этот первозвук есть вибрация или движение божественной энергии, которая одновременно является и светом, ибо свет есть движение материи. Этот свет означает также божественную мысль, которая дает начало длиннейшему процессу созидания Вселенной».

Начиная работу над своей Вселенной, Логос на плане божественной мысли создает проект всей системы этой Вселенной – какой она должна быть с начала и до своего конца, создает все прообразы энергий и форм, эмоций, мыслей и интуиции, определяет, как и через какие стадии все должно осуществиться в эволюционной схеме его системы.

 

РАЗНЫЕ ВИДЫ И СОСТОЯНИЯ МАТЕРИИ

 

Первичным материалом для космической материи является первосубстанция – Мула-Пракрити, или «корень материи», которая, будучи аспектом Абсолюта-Парабрахмана, тоже вечна и не исчезает на период Пралайи – растворения в небытии всего живого. Из нее и создаются семь видов космической материи.

Только седьмое, самое «низшее», или материальное, состояние материи видимо человеческому глазу – это и есть материя нашего физического мира. Остальные состояния невидимы и недоступны нашим физическим органам чувств.

Атомы первого, самого тонкого состояния духа-материи создаются энергией Логоса (Фохатом), вихревым, спиралеподобным движением невообразимой скорости «сверлящим дыры» внутри пракосмической субстанции. Эти вихри жизни, облаченные в тонкую оболочку из первокосмической субстанции, и есть первичные атомы. Они – «пустоты» в субстанции, заполненные энергией Логоса. Каждое из семи состояний материи образует свою космическую сферу, свой особый мир. Первичные атомы и их комбинации образуют дух-материю первой сферы, называемой «божественным миром».

Атомы второй сферы Логос строит вокруг некоторых атомов первой сферы, образуя спиральные вихри из комбинаций наиболее грубых атомов материи той же сферы. Эти более грубые атомы и образуют космическую материю второй сферы, называемой «миром монады». Атомы последующих состояний духа-материи создаются аналогично. О вторых высших космических сферах легенда говорит как о недоступных нашему пониманию. Лишь кое-что известно о третьей, называемой «миром духа» или «миром Нирваны», и четвертой, называемой «миром блаженства» или «миром интуиции», сферах.

Пятый («мир огненный» или «мир мысли») и шестой («мир тонкий» или «мир чувств, эмоций, желаний») планы уже доступны человеку. Седьмая сфера – наш физический «плотный мир».

Каждая сфера заключает в себе дух-материю, в основе всех комбинаций которой лежат атомы определенного рода, оживленные жизнью Логоса.

Во внутренних силах, скрытых в дух-материи физического мира, коренится возможность эволюции, весь процесс которой и есть развертывание (проявление) этих сил. Вся материя есть живое образование, и все ее тончайшие и мельчайшие частицы – это суть жизни. Нет духа без материи и нет материи без духа. Материя есть просто форма, и нет такой формы, которая не служила бы формой выражения, проявления жизни. Дух есть жизнь, и нет такой жизни, которая не имела бы своей формы и не была бы ей ограничена. Даже Логос, проявляясь, облекается во Вселенную, которая и является его формой.

 

О ВОЛНОВОЙ ТЕОРИИ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА

 

Суфии утверждали: «В каждом минерале спит Бог». Земля в древности считалась живым существом, обладающим сознанием и волей, одушевленными считались и камни.

Камень «безусловно мертв» только по Энгельсу, определявшему жизнь как «форму существования белковых тел». Но в его время и наука еще не знала известных сегодня форм энергии. А если считать живой любую материю, обладающую энергией, то и кремниевые формы жизни, как считают некоторые ученые, не противоречат законам природы.

Демокрит, считающийся основоположником атомизма, заимствовал учение у магов – жрецов одного из племен Мидии, наследовавших знания халдеев. По Демокриту, окружающий мир состоит из пустоты и атомов, образующих вещества, но физически неделимые атомы связуют с пустотой в основе неделимые, неизмеряемые отрезки – амеры, которые, являясь частями атомов, тем не менее обладают отличными от атомов свойствами. Например, не имеют массы. Чем не ниша для волновой теории?

Господствующая с античности идея атомизма и соответствующая ей корпускулярная теория строения вещества давно уже подвергаются атакам со стороны квантовых и волновых теоретиков. Концепция обменного взаимодействия (испускания и поглощения летящих в пустоте бозонов и глюонов) перестает признаваться ими как достоверная модель микромира. Мысль, что «все сущее» представляет собой волны и только волны, по мере открытия свыше 300 субатомных частиц, «живущих» в исчезающе малый отрезок времени, овладевает умами исследователей.

Джеймс Хопвуд Джинс (1877–1946), английский астроном и физик, автор космогонической гипотезы, утверждал: «В природе существуют волны и только волны: замкнутые волны, которые мы называем материей, и незамкнутые волны, которые мы называем излучением или светом». Один из основоположников квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике Луи де Бройль (1892–1987) высказал гипотезу, что поскольку свет ведет себя в одних случаях как волна, а в других – как частица, то электроны и другие элементарные частицы, которые мы считаем материальными, могут обладать волновыми свойствами. Другой нобелевский лауреат и один из создателей квантовой механики Эрвин Шредингер (1887–1961) писал: «То, что мы в настоящее время считаем частицами, есть на самом деле волны».

Подробности волновой теории строения вещества оставим учебникам. Отметим лишь, что она снимает ряд противоречий классической и квантовой механики, подтверждает правоту Николы Теслы, установившего неэлектромагнитную природу света. Он экспериментально показал, что электромагнитные колебания в веществе преобразуются в светоносной среде в колебания иной («радиантной») природы и лишь восстанавливают свою исходную форму в детекторе или приемнике излучения (если тот обладает этой формой энергии).

Волновая теория объясняет многие особенности процессов преобразования энергии и вещества, не выходя за рамки классической физики. По мнению некоторых физиков, открывается возможность «объединения» гравитации с электромагнетизмом через построение единой теории сильного гравитационного поля Вселенной, из которого произошли все другие силовые поля, и понимание того, что любые силы имеют единую (гравитационную) природу и отличаются лишь «радиусом действия», зависящим от структуры носителя той или иной формы энергии.

Теория снимает и противоречие, связанное с отсутствием у любого материального носителя света (эфира, газа фотонов, физического вакуума) электрических и магнитных свойств. «Светоносной средой», согласно одной из теорий, является при возникновении в ней бегущих волн сама небарионная материя, доля которой в темных областях Вселенной достигает 100 процентов, не оставляя места другим материальным носителям света.

Более понятной становится природа «протоматерии», из которой образовались все формы вещества Вселенной, а также света как бегущих гравитационных волн, возбуждаемых в ней барионным веществом.

Волновая концепция в корне изменяет представления об энергетике Вселенной, делая основным источником энергии звезд небарионное вещество. Естественным квантом излучения становится сама волна, дискретная как в пространстве, так и во времени, и к тому же неделимая на части. Становится излишним дуализм «волна – частица» и само деление материи на «частицы» и «античастицы», поскольку все они предстают как следствия отклонения волны в обе стороны от равновесия. Становится очевидным единство природы всех видов взаимодействия материальных объектов, обладающих массой.

 

ФРАКТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРИРОДНОЙ ГАРМОНИИ

 

Вернемся к началу – к тому, что упорно ищут ученые в золотом сечении и рекурсии. На принципе рекурсивного самоподобия основана схожесть отдельной части с единым целым, как ветка со своими ответвлениями и сучками напоминает дерево. Природа соткана из самоподобных фигур. Достаточно посмотреть через увеличительное стекло на нашу кожу или листок дерева, чтобы увидеть фракталы. Случайные формы облаков, раковин, растений с легкостью описывает фрактальный алгоритм. Фрактал (лат. fractus – дробленый) – геометрическая фигура, составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна целой фигуре. 

Термин ввел в семидесятых годах математик, лауреат премии Вольфа по физике и создатель фрактальной геометрии Бенуа Мандельброт (1924–2010). Математическая база для теории была заложена рядом ученых еще на заре ХХ века, но развиться смогла лишь с появлением вычислительной техники.

ЭВМ позволили показать красоту и богатство мира фракталов, которые до того могли «видеть» лишь математики, отображая их в функциях. Мандельброт первым использовал компьютер для вычислений и построения изображений этих фигур. Книга Мандельброта «Фракталы: форма, случайность и размерность» содержит множество примеров фракталов в природе с доказательством возможности легко описать их математическими выражениями.

Теория фракталов весьма тесно связана с визуализацией самоподобных образов, и первыми, кто взял на вооружение принципы и алгоритмы построения этих форм, стали художники. Будущий аниматор Лорен Карпентер, изучив книгу, реализовал фрактальную геометрию в компьютерной графике, а в 1980 году применил наработки в анимационном ролике, после чего был приглашен работать в Lucasfilm. Там он создал трехмерные ландшафты для полнометражного фильма «Star Trek». Любая современная программа («Фракталы») или приложение для создания трехмерной графики (Terragen, Vue, Bryce) использует тот же алгоритм для моделирования текстур и поверхностей.

Но фракталы – не только геометрические фигуры. Музыкант Джонатан Колтон с помощью фрактальных алгоритмов пишет музыку, утверждая, что она соответствует природной гармонии. На основе методики Билл Вильямс создал индикатор для анализа рынка «Форекс». Сейчас индикатор-фрактал есть на всех торговых платформах.  

Приведенные примеры подтверждают, что природа – лучший архитектор и инженер, ее устройство весьма логично, и если закономерность каких-либо ее явлений нами еще не найдена, это не значит, что они отсутствуют.

 

По материалам прессы Александр ИГНАТЬЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя