Введение во храм Пресвятой Богородицы

0
26

 

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Он пришел к нам из церковного предания. В этот день христиане вспоминают, как святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу.

 

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Так называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна решили, что пришло время исполнить данный Богу обет. Собрав родственников и знакомых, одев дочку в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами они привели ее к стенам Иерусалимского храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, а их было пятнадцать, несмотря на то, что была совсем малышкой.

Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. При этом первосвященник совершил необычайное и удивительное для всех дело: по таинственному вразумлению Божию он ввел отроковицу во внутренний алтарь — «святая святых», куда нельзя было входить не только женщинам, но даже и священникам.Туда с очистительной жертвенной кровью мог войти только раз в году сам первосвященник. Там Захария отвел Пречистой Деве и место для молитвы.

Все присутствовавшие в храме были поражены этим удивительным явлением. Но именно с него началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери, земная жизнь которой от младенчества до вознесения на небо покрыта глубокой тайной. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Жила Мария, согласно сказаниям, в палатах вместе с другими посвященными Богу. Палаты были пристроены к храму в три ряда, в каждом — по тридцать келий, красивых и просторных. Всего числом девяносто. Мария училась писать, читать, рукодельничать, старательно изучала Священное Писание. За девять лет она научилась ткать, прясть шерсть и лен, шить шелком.

Там же, в храме, она приняла обет девства, обещая посвятить Себя Богу. Когда подошел срок совершеннолетия, а с ним и пора покинуть храм, она, ставшая к тому времени сиротой, была обручена с плотником Иосифом. Он был прозван Обручником, потому что, согласно христианским догматам, был лишь обручен с Девой Марией и избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (годы жизни — 250-330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский, в VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, а также константинопольские патриархи.

Широкое распространение праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы получил с IX века. Им было положено начало монастырской жизни, и многие монастыри на Руси в честь праздника стали называться Введенскими, например, всем известный монастырь Оптина пустынь. Появились и многочисленные Введенские храмы.

 

 

 

Введение пришло — зиму привело

 

Для народа Введение во храм Пресвятой Богородицы было не только крупным христианским праздником. Крестьяне считали, что Введение — это еще и праздник зимы, вступающей в свои права, потому что в это время обычно начинались ранние введенские морозы. Как Богородица, введенная маленькой девочкой в храм, приняла новую жизнь, так и природа изменяется с приходом зимы. Верили, что в этот день по улицам проезжает сама Зима — в белоснежной шубе, на тройке лошадей. Своим дыханием она морозит воздух, рисует снежные узоры на окнах. Мороз и солнце в этот день считались хорошим знаком: это означало добрый урожай хлеба следующим летом. «Сильная зима — готовь закрома», «Введенские морозы рукавицы на мужика надевают, стужу устанавливают, зиму на ум наставляют», «Декабрь холодный, снежный, с частыми инеями и ветрами — к урожаю» — так говорили по этому поводу в народе. Если же погода выдавалась пасмурной и теплой, на плодородный год не надеялись.

Отмечали день «введения» зимы пробным выездом на санях и проводили обряд под названием «катание молодых». В первых санях ехали молодожены, приветствуя молодую красавицу зиму, а за ними уже незамужние девушки и парни, а также молодые супруги. Во многих местах в этот день начинались знаменитые Введенские ярмарки, главным товаром на которых традиционно были сани.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя