Андре Путман: Талант, красота и чувство юмора

0
20

Аристократи­ческая, горделивая манера держаться – вот ее главная отличительная черта. Неизменные высокие каблуки, черные наряды, алая помада и пронизывающий взгляд. Таков, без прикрас, портрет Андре Путман – свободного духом человека и выдающегося дизайнера интерьеров и предметов обихода, которая в свои 82 года остается эталоном красоты и стиля.

«Я сохраняла ум открытым и отвергала правила»

Частные дома, самолеты, музеи, отели во всех концах света, искусство сервировки стола, кино, интерьеры ресторанов… Андре Путман интересуется всем, что касается дизайна, с неподражаемым любопытством и энтузиазмом. Удивительная карьера для человека, родившегося и выросшего в роскоши высшего света Парижа. С самого начала своего дизайнерского пути Андре была воплощением утонченной мысли и ясного стиля — как и ее строгие геометрические произведения. Ей потребовалась железная воля, чтобы выковать независимый ум, свободный от догматических постулатов среды, из которой она вышла.

У деда по отцу, директора Банка Франции, председателя нижней палаты французского парламента, было 12 детей, которых обучал знаменитый ученый Эдуар Эрио. Бабушка по отцовской линии не могла смириться со скромной ролью жены и стала председателем жюри престижной премии Prix Femina под псевдонимом Сен-Рене-Тайлландье. Отец, воспитанник Эколь-Нормаль, свободно говорил на семи языках, а мать была прекрасной пианисткой, чей талант был замечен французским виртуозом Альфредом Корто.

В этом идеальном для культурного развития мире росла Андре Путман. «В нашем доме были невероятные вечеринки. Писатели, танцоры, актеры, музыканты, люди из мира моды приходили к нам», — вспоминает Андре. Семья планировала, что Андре будет заниматься сочинением музыки, которую ее сестра Агнес исполняла бы на фортепиано. Десять лет жестокой муштры в консерватории, высшая награда за успехи по классу композиции, врученная самим Франсуа Пуленком. «Мои родители были очаровательными, очень открытыми людьми, но жили в тесном французском мирке, вполне довольные собой, так же как и другие люди их круга». Поэтому Андре выбрала собственную дорогу: «Я сохраняла ум открытым и отвергала правила».

Сартр, Джакометти, Бовуар, Ионеско и другие

Когда семья переехала в Сен-Жермен-де-Пре, дочь-бунтарка воспользовалась этим шансом, чтобы бросить опостылевшие занятия музыкой и окунуться в бурлящий мир послевоенного Парижа. «В 15 лет я часто ходила в Café de Flore. Это было место, где каждый день можно было столкнуться лицом к лицу с Сартром и Бовуар, Джакометти и Антоненом Арто. Мне нравилось это общество! Сама возможность их видеть и, может быть, когда-нибудь поговорить с ними привлекала меня». И она их встречала — добавьте к списку Ионеско, Брама ван Вельде и Сэмюэля Беккета. Блестящая компания!

За одного из ее членов, антиквара Жака Путмана, она вскоре вышла замуж. «Он посвящал меня в таинство искусства, поощряя мой интерес к одним вещам и разочаровывая в других. У него были очень четкие представления о том, что ему нравится, а что нет», — вспоминает Путман. Ненасытное любопытство, присущее ей с юности, оттачивалось в течение целой жизни, проведенной среди художников и писателей, друзей их семьи. В 60-е годы Андре стала писать для рубрики «Декор» журнала Elle и издания L’OEil. Любительница современного искусства, она заказывала литографии у Брама ван Вельде, Пьера Алешинского и Ники де Сен-Фалль и затем продавала их в магазинах сети Prisunic, где в то время работала. Это была маленькая революция: впервые произведения искусства стали доступны широкой публике.

Mafia — первое агентство стиля

Отвага стала главной чертой творчества и деятельности Андре, базой для ее инновационных проектов. В конце 60-х вместе с Дениз Файоль и Мэйм Арнодан она открыла первое во Франции агентство консультаций по вопросам стиля, которое называлось Mafia. В 1972 году в сотрудничестве с Дидье Грюмбахом, будущим президентом Федерации высокой моды в Париже, она затеяла поиск молодых талантов через проект Créateurs et Industriels.

«В то время, — подчеркивает она, — одежда для повседневной жизни продавалась под маркой производителя, а не дизайнера. Я встретила таких талантливых молодых людей, как Мияке, Мюглер и Кастельбажак. Мы постарались свести их с главными производителями, чтобы внести уникальность в одежду на каждый день». Однако финансирование проекта было нестабильным, и в роли посредника Андре пробыла недолго.

Несмотря на это, имя Путман стало упоминаться в определенных кругах, знакомые рекомендовали ее друг другу, когда речь заходила о дизайне интерьера. Так она получила заказ от министра культуры Мишеля Ги. Ее подход к дизайну помещения прост: проанализируйте стиль жизни человека, а затем создайте атмосферу, в которой ему будет удобно жить. «Я прошу моих клиентов позволить нарисовать их портрет средствами интерьера», — говорит Путман.

Поразительный успех ее первых проектов в области дизайна привел к открытию собственного агентства Ecart в 1978 году. Ее наметанный глаз помог открыть заново такие мощные таланты, как Роберт Маллет-Стивенс, Пьер Шаро, Мариано Фортуни, Жан-Мишель Франк и Эйлин Грей, которые в то время были несколько забыты. Андре возродила их из небытия, опубликовав их работы через Ecart. «В 1978 году, когда мы с Карлом Лагерфельдом прочесывали блошиные рынки, — говорит она, — реальной цены многих вещей никто не знал. Можно было за бесценок купить, например, украшения с лайнера «Нормандия».

Американские приключения

Для апартаментов Лагерфельда в Риме она создала интерьер в стиле венского сецессиона. Это не прошло незамеченным — бывшие владельцы знаменитого клуба Studio 54 в Нью-Йорке Стив Рубелл и Ян Шрагер попросили Андре сделать новый дизайн для отеля Morgan’s. Для него она разработала ванные комнаты с черно-белым шахматным узором. Двадцать лет спустя отель все еще сохранял удивительно современный вид. Проект сделал ей имя в Соединенных Штатах.

Двери в эту страну первым открыл Дидье Грюмбах с серией проектов, из которых особенно стоит упомянуть магазины Yves Saint Laurent и его собственную квартиру в Нью-Йорке. «Я помню, когда у меня первый раз попросили автограф. Это было в Нью-Йорке. Человек на велосипеде спешился, протянул мне блокнот и сказал: «Мисс Путман, я обожаю ваши работы», — вспоминает Андре. Часто посещая Нью-Йорк, она подружилась с такими людьми, как Энди Уорхол, Джулиан Шнабель, Кейт Херинг, Мерс Каннингем и Патти Смит. Казалось, энергия Андре Путман неистощима. Бесконечная ночная жизнь и сумасшедшие модные вечеринки — а утром она была на работе минута в минуту. Репутация безоглядно преданного работе человека сложилась у нее с юных лет. На родине, в Париже, «звезда форм и материалов» тоже пользовалась уважением и успехом. Дизайн кабинета министра культуры, который она сделала в 1985 году, проложил ей дорогу к новым крупным заказам. Среди них — Музей изящных искусств в Руане, Музей CAPC в Бордо, кабинеты Министерства финансов, архитектурный комплекс Берси и французский павильон на выставке в Севилье в 1992 году. Два года спустя авиакомпания Air France попросила ее переделать интерьер салона самолета «конкорд».

Своими работами в области дизайна Андре Путман создала узнаваемый и востребованный стиль. Ясность ее мысли видна в каждом проекте — от отеля Wasserturm в Колоне, перестроенном из бывшей девятиэтажной кирпичной водонапорной башни, до отелей Roissy Sheraton и Pershing Hall в Париже и, конечно, декораций для фильма Питера Гринуэя «Интимный дневник». «Я делаю жизнь мягче и красивее», — говорит она. Тесно общаясь с художниками и музыкантами, она очень четко осознает свое место в творческом мире: «Мне кажется, что дизайнерам уделяется чересчур много внимания в прессе, их значение преувеличено. Их называют философами, изобретателями, гуру. Это смешно! Для меня дизайнеры — это просто люди, которые привносят немного шарма, ума и души в предметы».

Ненасытный творческий инстинкт

Марки Baccarat, Christofle, Montblanc, HelenaRubinstein, а также, совсем недавно, Guerlain оценили утонченную простоту подхода Путман. В понимании того, что такое роскошь, люксовые марки и Андре Путман мыслят схоже: самые удачные интерьеры не те, которые поражают оригинальностью, а те, в которых человеку просто приятно находиться. Андре Путман начала 2006 год с целой очередью проектов и энтузиазмом, который может сдвинуть горы. Сейчас ее внимание занимают несколько частных домов и … несколько десятков конкурентов. «Соревнование приучает к скромности», — улыбается она. И действительно, Андре Путман одинаково уютно себя чувствует создавая дизайн скромного контейнера для бутылок и каскада люстр для пятизвездочного отеля.

Источник: http://style.rbc.ru/luxury/2007/07/11/31738.shtml

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя