Асия Гудзь: «реформу жкх надо начинать со строительства»

0
24

С легкой руки известного писателя многие любят повторять, что в России две беды — дураки и дороги. В современных условиях видна и третья беда, а именно многострадальное жилищно-коммунальное хозяйство. Своим взглядом на отдельные проблемы отрасли поделится на страницах «Элиты Татарстана» директор МУП «Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства» Асия Юсуповна ГУДЗЬ.
— Асия Юсуповна, служба технического надзора была создана достаточно давно. Многое сделано за сорок лет ее существования, наработан богатый опыт и традиции. Каковы сегодня ее основные функции?
— Главная задача — технический надзор за выполнением капитального ремонта жилищного хозяйства и благоустройства города. Наши специалисты выходят на объекты и контролируют выполнение производственных работ в соответствии со строительными нормами и проектно-сметной документацией. Если во время проведения капитального ремонта подрядчики работают с нарушениями правил, то в процессе эксплуатации увеличиваются затраты, другими словами, часть средств будет затрачена впустую. К примеру, если расстояние от радиатора до стены ближе, чем допустимо, то часть тепла уйдет на улицу, вместо того чтобы обогревать помещение. Если расстояние между стояками холодной и горячей воды ближе положенной нормы, то на трубе холодного водоснабжения образуется конденсат от горячей воды. Впоследствии это приведет к определенным проблемам. Сегодня в большинстве домов стальные трубы водоснабжения меняются на полипропиленовые. Здесь тоже есть свои правила, при нарушении которых труба не сможет нормально функционировать, начнет выгибаться. Таких нюансов много. Все нормативы созданы давно, за исключением нормативов, касающихся применения новых строительных материалов. Изначально они рассчитывались именно с точки зрения дальнейшей эксплуатации и экономии средств. Поэтому контроль за проведением работ просто необходим. Иначе не может быть и речи о качестве.
— Чаще всего проблемы, связанные с капремонтом жилых домов, вызваны недобросовестностью подрядчиков. В частности, некоторые из них привлекают к работе неквалифицированный персонал, не соблюдают элементарных принципов технологического процесса производства работ и т.д. Почему, на ваш взгляд, в принципе происходит такая ситуация? И какие санкции может применить к ним служба технического надзора?
— Солидных строительных организаций, где работают по-настоящему профессиональные кадры, очень мало. Сегодня государственной политики по профессиональному обучению нет. Считается, что каждый собственник должен решать сам все вопросы, но в реальности этого не происходит. Приведу пример. Как-то у нас возник спор с подрядными организациями, которые меняли кровлю не так, как положено. По нормативу желоба и свесы должны выполняться из металла толщиной 0,7 мм с устройством соединения в двойной замок. А подрядчики стали применять тонкий металл толщиной 0,55 мм. Что в итоге? Климатические условия в нашей стране непростые: то морозы, то резкий перепад к плюсовой температуре, большое количество осадков, превращающих в лед. Все это приводит к большой нагрузке на желоба и свесы. В результате в местах соединения тонкий металл начинает расходиться, кровля протекает. Мы стали требовать соблюдения нормативов. Выяснилось, что нежелание подрядных организаций выполнять работы согласно нормативам попросту связано с отсутствием квалифицированных специалистов. В связи с этим мы провели семинар, пригласив для мастер-класса одну стабильную подрядную организацию, где сохранились квалифицированные рабочие. Оказалось, что в Казани нет ни одного учебного заведения или хотя бы просто курсов, на которых обучают кровельщиков по металлу. Раньше проблемы в рабочих специальностях не наблюдалось благодаря многочисленным профтехучилищам. Сегодня же и так небольшое количество ПТУ собираются сокращать на 50 процентов. К сожалению, переход в строительстве на рыночные отношения привел к потере государственного контроля в области подготовки кадров. Это приводит к печальным последствиям. Строительные организации привлекают на договорной основе тех, кто хоть что-то умеет. О каком же идеальном капитальном ремонте может идти речь?
Что касается санкций, то при выявлении нарушений мы не имеем права принять объект. Подрядчики обязаны переделывать работу строго в соответствии с нормативами. В этом случае мы применяем штрафные санкции. Они, кстати, предусмотрены и за срыв сроков производственных работ. Но если речь идет о переделке, то все равно в процессе эксплуатации возможны какие-то новые неполадки. Если человек изначально не сделал работу качественно, это уже говорит о том, что на объекте работают непрофессионалы.
— Предусмотрены ли нормативами профилактические мероприятия в жилых домах?
— Разумеется, хотя об этом давно никто не вспоминает. Даже если капитальный ремонт проведен идеально, но дальше не будет грамотного технического обслуживания, большая часть вложенных средств будет потрачена зря. На обслуживание сегодня никто не обращает внимания. А я считаю, что этот момент должен быть основополагающим. Если не будет протекать кровля, подтекать трубопроводы, бетонные конструкции, они будут служить гораздо больше нормативного срока. И за счет этого можно сэкономить немало средств. Согласно нормативным документам основные средства должны выделяться на выполнение профилактических мероприятий, а не аварийных, как сегодня.
— С чего, по вашему мнению, должна начинаться реформа ЖКХ?
— Реформа ЖКХ должна начинаться со строительства. Сегодня для удешевления строительства применяются материалы, у которых разный срок службы, а должны применяться материалы, срок службы которых равен сроку службы основных конструкций. Например, если при строительстве применяют стальные трубы, срок службы которых 15 лет, а дом мы строим на 100 лет, то сколько капитальных ремонтов мы должны будем сделать? А если мы изначально применяем полиэтиленовые трубы, срок службы которых 50 лет, то представьте, сколько мы экономим на будущих ремонтных работах. В этом случае, если работа качественно выполнена изначально и если проводится профилактический ремонт, затраты на обслуживание и капитальный ремонт значительно сокращаются. Вот это настоящая реформа — строя новый дом, мы уже экономим на будущее.
— Как, по вашему мнению, соблюдаются права жильцов согласно новому Жилищному кодексу?
— По-моему, Жилищный кодекс не учитывает реальную ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. Фактически это теория, не привязанная к практике, которая требует доработки и корректировки.
В свое время, когда в стране прошла ваучеризация, мы все слепо поддались на нее не только потому, что не понимали ее истинной цели, но и потому, что лично каждого из нас это не касалось. А все, что связано с ЖКХ, касается всех непосредственно. В кодексе сказано, что жильцы – собственники своего имущества, в которое включены и общие лестничные клетки, и чердак, и дворовая территория. Но человек не готов психологически к таким переменам. Не могу я считать своей территорию, которой пользуется большое количество народа. Все, что находится за дверью моей квартиры, где мусорят, курят все кому не лень, эта территория не может быть моей, это, по крайней мере, нужно воспитывать в человеке с пеленок. Если опираться на этот основополагающий документ, жильцы находятся в неравных условиях. Сравните сумму сбора коммунальных платежей с девяти-, четырнадцатиэтажных домов, где ситуация по ремонту еще не критическая, и сумму сбора со старых трех-, пятиэтажных домов, которые почти все нуждаются в срочном капитальном ремонте. Что можно сделать за небольшие деньги, которые платят жители пятиэтажек? А ведь жильцы любого дома вправе требовать ремонт, поскольку исправно платят квартплату. Одна из целей Жилищного кодекса – исключить вмешательство государства в управление жилищным фондом. Но, по-моему, прежде надо обучить людей элементарным вещам, хотя бы объяснить им, каким образом можно контролировать деятельность управляющих компаний. Конечно, это дело времени. Мы все хорошо знаем, что любая реформа не сразу приносит свои плоды и не всегда протекает гладко. Остается надеяться, что в процессе дальнейшего реформирования ЖКХ будут внесены соответствующие коррективы, которые приведут к более эффективному результату.

Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя