Бензиновый тупик

0
11

По оценке некоторых экономистов, цены на бензин в России при соблюдении стандартных правил под названием конкуренция должны быть сопоставимы с ценами на бензин в США. Однако на практике, даже когда АИ-92 стоил 14 рублей за литр, они были выше своих заокеанских аналогов. Причина проста — на российских автозаправочных станциях нет конкуренции, и присутствует сговор монополистов. Цены являются явно завышенными, а потребитель переплачивает от безысходности и, как говорится, по привычке.

Для начала небольшая справка. Несколько месяцев назад цена на бензин на внутреннем рынке США колебалась в пределах 1,10 — 1,30 доллара за галлон. Один галлон вмешает в себя 3,75 литра. Таким образом нетрудно подсчитать, что цена за один литр бензина в Америке приблизительно составляла 12 рублей за литр. В России же на тот момент литр того же топлива стоил 14 рублей. Конечно, кто-то скажет, что не нужно смотреть в сторону Америки и что сравнивать нужно с Европой. Мол, цены на бензин на российском рынке еще не догнали европейского уровня. И там еще прошлым летом цена составляла порядка 1,10 — 1,20 евро за литр. Но смеем напомнить, что Европа в отличие от России является импортером «черного золота», так что столь высокие цены на ее территории считают вполне оправданными. В свою очередь правительство РФ, по официальным сообщениям, не намерено устанавливать фиксированные цены на бензин или каким-либо способом искусственно их регулировать. Между тем здесь присутствует некое лукавство. Правительство регулирует цены на бензин, но при помощи акцизов, которые у нас, кстати, выше, чем в США. В свое время за российских нефтяников даже заступилась Счетная палата РФ. Специалисты, в частности, пришли к неутешительному выводу, что при росте потребительских цен на бензин с октября 2003 года по октябрь 2004 на 11,5 процента средние цены внутреннего рынка на различные сорта топлива выросли на 50 процентов. Акцизы на бензин за это же время увеличились на 62,4 процента, а ставка налога на добычу полезных ископаемых — на 47 процентов. Вряд ли при таком раскладе цены на бензин в России когда либо опустятся до уровня США. Плюс к этому в ряде регионов существуют элементы монополии на рынке бензина. Сегодня уже подготовлены поправки в закон о конкуренции, предусматривающие значительное увеличение штрафов за монопольный сговор в целях повышения цен. С помощью этих поправок власти и будут бороться с ценами на бензин, но пока продавцам горючего легче заплатить штрафы, чем держать цены на приемлемом уровне.
Тем временем цены на бензин в России продолжают расти. Сегодня один литр АИ-92 скажем, в Казани стоит уже 21 рубль 30 копеек. На Камчатке за тот же самый литр просят уже 27 рублей. И это при том, что стоимость барреля нефти колеблется в районе 60 долларов. Куда в этой ситуации смотрит ФАС — совершенно непонятно. Хотя Федеральная антимонопольная служба и осталась недовольна тем, что темпы падения цен на топливо в рознице сильно отставали от снижения стоимости нефти. Напомним, что баррель, который в июле прошлого года стоил 150 долларов, в октябре уже подешевел вдвое. В итоге ФАС возбуждала дела против нефтяников и оштрафовала «Газпром нефть», «ЛУКойл», «Роснефть» и ТНК-ВР на 1-1,5 млрд. рублей. Но речь идет о прошлой осени, а за сегодняшнее лето штрафы, наверное, будут начисляться не раньше следующей весны.
Впрочем, несмотря на возможные будущие штрафы, цены на бензин будут расти и дальше. Таким образом нефтяные компании покрывают свои убытки за счет розницы. Ведь из-за высоких пошлин экспорт становился убыточным, что заставило правительство пойти на изменение механизма формирования экспортных пошлин. С осени 2008 года по февраль 2009 года пошлина на экспорт нефти из РФ снизилась в несколько раз. С 1 августа она составляла рекордные 495,9 доллара за тонну и действовала два месяца, а с 1 февраля достигла минимума в 100,9 доллара за тонну. С февраля цены на нефть снова пошли вверх и достигли рекорда нынешнего года, преодолев отметку в 70 долларов за баррель. Вместе с мировыми ценами на нефть ставка экспортной пошлины также совершит скачок: с 1 июля она вырастет на 60 долларов, или почти на 40% — до 212,6 доллара за тонну. Так что теперь вряд ли стоит ждать снижения цен на бензин. Сегодня доходность нефтяников подошла к критическому уровню, поэтому рознице ничего не остается, как поднимать цены и дальше. «Бензиновый тупик» становится все более запутанным.

«Элита Татарстана» будет следить за развитием событий.

Семен КОСТЯКОВСКИЙ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя