Кризис — время покупать?

0
13

Последнее время много говориться о том, что мировой финансовый кризис достиг своего дна и якобы оттолкнулся от него. Более того, в мире уже появились исследования на тему, что и как необходимо приобретать в кризис. «Большие умы» рекомендуют «вкладывать деньги именно сегодня, потому что завтра таких привлекательных цен уже не будет».

Между тем со многими выдвигаемыми тезисами можно поспорить. Допустим, уже сегодня большинство экспертов рекомендуют покупать акции. Дешевле они уже не будут, а взлететь могут в любой момент. Что ж, наверное, доля истины в этом есть, только стоит напомнить что акции — это одно из самых нестабильных денежных вложений. Здесь и спекуляции, и человеческий фактор, и непредсказуемая государственная политика. На акциях заработать можно, но покупка акций — это всегда долгосрочные вложения. Если вы хотите купить акции, то будьте готовы забыть о своих деньгах минимум на пять лет. Через пятилетку вы сможете заработать, но при условии, что вам повезет и вы обратитесь к грамотному и более менее честному брокеру. В противном случае вложенные деньги можно не только потерять, но и нажить себе массу психологических проблем. Вам будет казаться, что это именно из-за вас рухнули фондовые рынки. Вы будете называть себя «коммерсантом неудачником» или еще каким-нибудь грубым словосочетанием.
Следующая рекомендуемая позиция — покупка автомобиля. Здесь экспертное мнение сводится к двум позициям — продавцы авто сегодня покладистые, и государство субсидирует кредиты на покупку «железных коней». Более того, сегодня в России уже идут разговоры о том, чтобы не просто «гасить процентную ставку», а выдавать премии тем покупателям, которые согласятся поменять старый автомобиль на новый. В Европе так уже делают. Рекордсмен в этом плане Италия — там покупатель получает пять тысяч евро. Однако лучше всего «раздача денег под авто» происходит в Германии. Немцы более педантичны, и для них новый автомобиль — это вопрос престижа и, наверное, национального статуса. Что же касается нашей страны, то у нас, конечно, велика «любовь к халяве», и если государство действительно будет давать деньги под новый автомобиль, то, может быть, парк российских автомобилей и обновится. Впрочем, не стоит забывать, что автомобиль не самое привлекательное вложение средств. Вы еще только выехали из автосалона, а уже потеряли пятнадцать процентов его стоимости. Кстати, если углубиться в этот вопрос, то выяснится, что в процентном соотношении медленнее всего дешевеет продукция родного АвтоВАЗа. Получается, что в плане сохранения средств выгоднее всего покупать тольяттинскую продукцию, но много ли найдется потребителей, которые согласятся на такие жертвы? Как показывает статистика, сегодня россияне предпочитают все-таки иномарки. А иномарка иномарке — тоже рознь. Допустим, немецкие производители еще держат марку, а вот японцы уже не все могут похвастаться своим качеством.
Но идем дальше. Среди прочего в кризис рекомендуют покупать недвижимость. Здесь ситуация примерно такая же, как и в других отраслях: спроса нет, цены падают. Но не стоит забывать, что российский рынок недвижимости представляет собой нечто искусственное. Цены завышены в два, три и более раз. До кризиса скупать квартиры было выгодно. Инвестор возвращал свои деньги достаточно быстро. Сегодня же вложения в недвижимость — это такой же долгоиграющий проект, как и покупка акций. Если вы готовы забыть о своих деньгах на несколько лет, то дерзайте. Если нет, то ищете другой способ сохранения кровно заработанных. И еще. Возникает вопрос: какую недвижимость покупать выгоднее всего? Понятно, что начиная с котлована, но, с другой стороны, сколько по стране обманутых вкладчиков? Хотите пополнить их ряды? Нет? Тогда обратите свой взор на рынок вторичного жилья. А здесь, как известно, цены упали, но не на столько, чтобы покупка была уж очень выгодной. Квартиру можно купить, но только как объект сохранения денег, о каком-то заработке здесь речи не идет. Если он и будет, то минимальный.
Вслед за недвижимостью разрешите перейти к следующему объекту — «матушке-земле». Многие эксперты называют вложения в землю наиболее выгодными. Посыл заключается в том, что российская земля считается недооцененной. Пройдет буквально несколько лет, и цена на землю взлетит до небес. Да, спорить здесь трудно, но не стоит забывать, что Россия — страна с неразвитой инфраструктурой. И для того чтобы земля повсеместно подорожала, нужно, чтобы, скажем, Сибирь хотя бы приближалась к средней полосе, а Дальний Восток занимался бы чем-нибудь другим, а не только продажей подержанных японских автомобилей. Для того чтобы окончательно понять, о чем же, собственно, идет речь, достаточно посмотреть на олимпийский Сочи. До утверждения нашего курорта в статусе столицы зимних Олимпийских игр цена на землю на черноморском побережье была одной, после — совершенно другой. Так что если вы хотите удачно вложиться «в то, почему все ходят», то обязательно выбирайте те регионы, где планируется развитие той самой инфраструктуры. Иначе ваш пусть и хороший, но ничем не подкрепленный участок не принесет ничего кроме потраченных средств и нервов. Например, сегодня скупается земля в Алтайском крае. Почему? Потому что там обоснуется игорный бизнес. Есть инфраструктура — есть рост рыночной стоимости.
В заключение рассмотрим еще один вариант вложения денег — туристические поездки. Сегодня туроператоры готовы просто за сущие копейки отправить вас практически в любую часть света. Самые популярные направления, как всегда, Турция и Египет. Впрочем, задайтесь вопросом, а нужна ли вам эта заграница? Да, там выше сервис. Да, в Египте богатый подводный мир, на который хоть раз в жизни, но нужно посмотреть. А если вам просто хочется к морю? Если общение с водной стихией для вас важнее пятизвездочных отелей? Тогда ваш путь лежит в советское прошлое. Поезжайте на наш юг «дикарем». Тем самым вы не просто сэкономите деньги, а уберете лишнего посредника в лице туроператора. Допустим, два года назад в Абхазии стоимость проживания в гостинице с питанием по официальной путевке стоила тысячу рублей в сутки. Если в ту же гостиницу приезжал «дикарь», он уже платил за те же услуги триста рублей в сутки. Как говорится, почувствуете разницу. А если нет разницы, то зачем платить больше?

P.S. Да, уважаемые читатели, кризис поставил все с ног на голову. Не исключено, что среди вас найдутся такие, которые скажут, что никогда не поедут дикарем на юг или никогда не купят российский автомобиль только из-за того, что он дешевеет медленнее иномарок. Но, дорогие максималисты, поймите правильно: все приведенные примеры — это лишь примеры. Если хотите — информация к размышлению. Ведь в наше время главное именно владение информацией. Мы ее вам предоставили, а что с ней делать дальше, решайте сами. И совершенно необязательно ехать в Пицунду на российском автомобиле для того, чтобы там отдохнуть и прикупить недвижимость и кусочек земли. Хотя вариант, прямо скажем, интересный…

Савва РАВОДИН

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя