На такси — по волге

0
32

Это — не фантастика, а реальный проект, который сегодня энергично воплощается в жизнь. Уже в ближайшие годы, если все сложится удачно, по волжской глади полетят «Стрижи» — современные комфортабельные катера-такси. В салоне удобно разместятся три десятка пассажиров — жители прибрежных поселков, дачники, садоводы, туристы. Легкий катер, скользящий по воде, в одно мгновение доставит до пункта назначения пассажиров. «Омикам» и «москвичам» за ним не угнаться. Вдвое, втрое сократится время в пути. Удовольствие с ветерком домчаться до пункта назначения обойдется примерно в стоимость билета маршрутной «Газельки».

«Это — не про нас»,- съехидничает скептик. И будет неправ. Потому что цель, которую преследуют стороны, вовлеченные в настоящий инновационный проект, полны решимости осуществить его в самые короткие сроки — год — полтора. Сегодня интенсивно разрабатывается модель катера, идет активный поиск инвесторов, и уже определены «верфи», где будут строиться подобные суда.

Выступая на февральском выездном заседании Государственного совета РФ в Волгограде, Президент России Владимир Путин заострил внимание сенаторов на проблемах судостроения:

«…Создаются крупные холдинги в авиастроении, микроэлектронике, в ОПК. Надеюсь, что в ближайшее время мы то же самое скажем и о судостроении. И уже подготовлен к реализации целый ряд по-настоящему крупномасштабных, прорывных проектов».

Задолго до этого памятного заседания в Татарстане уже приступили к реализации одного из аналогичных проектов. Правда, по своим масштабам он не такой глобальный, но по значению в рамках республики — важный. Ведь сегодня эксплуатируются суда, которые поступили в речной порт в 1960 — 1970 годы. Последний раз новое пассажирское судно флот получил двадцать лет назад. Физически и морально они устарели, хотя еще и служат. Вот что о состоянии речных судов рассказывает зеленодолец Вячеслав Емельянов — главный конструктор проектно-конструкторского бюро по проектированию гражданских судов:

— С начала 90-х годов прошлого века и по настоящее время в России наблюдается уменьшение парка пассажирских судов, обслуживающих пригородные линии. По оценке специалистов в Волжско-Камском регионе около 70% эксплуатируемого парка теплоходов морально и физически устарело и подлежит списанию в ближайшие 3 — 5 лет. Более 65% судов эксплуатируется от 25 до 43 лет (превышение нормативных сроков эксплуатации — в 1,5 — 2 раза), что приводит к ежегодному увеличению затрат на текущий, средний и капитальный ремонт. Помимо этого увеличиваются затраты на переоборудование судов, связанные с изменением требований надзорных органов, устареванием оборудования и прекращением выпуска запайных частей для снятого с производства оборудования. При этом за последние 15 лет в России не построено ни одного пассажирского теплохода для пригородного сообщения, и фактически через 5 лет перевозка пассажиров по рекам и озерам будет прекращена. Такая ситуация сложилась вследствие изменения финансовой политики государства, которая привела к развалу многих судостроительных заводов Минречфлота, а также в связи с отсутствием новых современных проектов судов и сложностью привлечения финансовых средств для создания головных образцов судов из-за объективного длительного цикла проектирования и строительства. В тоже время проблемы перевозки пассажиров водным транспортом остаются актуальными для многих регионов. В том числе и для нашей республики.

По словам Александра Бабурина, руководителя компании, занимающейся речными пассажирскими перевозками в Казани, в навигацию водный транспорт ежегодно обслуживает около миллиона человек. Сегодня речники пытаются конкурировать с автобусными перевозками.

С устаревшими же судами выдержать конкуренцию архисложно. Вся надежда — на новые современные плавающие средства. В первую очередь — на малые суда, которые станут своеобразными речными такси.

На протяжении нескольких последних месяцев проектно-конструкторское бюро исследовало рынок пассажирских перевозок пригородного сообщения в Волжско-Камском регионе. На основании проведенного анализа определились суда, востребованные рынком. В их числе и речное пассажирское такси, которое будет выполнять функции пассажирской автомобильной «Газели» и иметь своего пассажира. Совместно с эксплуатирующими компаниями Республик Татарстан, Чувашии и Самарской области проработан облик, потребительские качества такого скоростного судна. А в том, что этот проект окупится, сомнений ни у кого не вызывает. Потому что пассажирские перевозки могут приносить прибыль. О чем, кстати, в одном из интервью центральной прессе сказал первый заместитель генерального директора ОАО «Московское речное пароходство» Валентин Груздев: «Большинство доходов мы получаем от пассажирских перевозок, а не от грузовых, как это было еще лет 20 назад. Грузовые речные перевозки сейчас рентабельны только на 2 — 5 процентов из-за высоких цен на топливо, которые за последние годы выросли в десятки раз».«Стриж» — пока первая ласточка на пути обновления речного пассажирского флота. В перспективе очередь дойдет и до средней и большой вместимости.Таких типов судов, по мнению старшего специалиста отдела воздушного и водного транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Леонида Исаева, в России пока нет. Поэтому этот проект необходимо развивать, и министерство его всячески поддерживает. Сейчас ведомство пытается привлечь к реализации проекта республиканский Инвестиционно-венчурный фонд.

Интересную идею о финансировании подобных проектов высказал В. Емельянов:

— Несколько слов о возможных путях финансирования проектирования и строительства судов. Учитывая дотационный характер социально значимых перевозок и отсутствие в связи с этим у судоходных компаний необходимого объема финансовых средств на оплату проектных работ и строительства, необходимо принять программы развития речного пассажирского флота — как на федеральном, так и на региональном уровне, в республиках и областях.Программы необходимо формировать на принципах совместного участия федерации и регионов, при этом финансирование работ по проектированию и строительству головных судов мог бы взять на себя федеральный бюджет, а строительство серийных судов — региональный бюджет. Одним из выгодных и приемлемых способов приобретения судов судоходными компаниями мог бы стать лизинг судов на 4 — 6 лет под небольшой процент. В Республике Татарстан есть финансовые структуры готовые работать по этой схеме.

— Чем интересны малые суда, которыми предполагается оснастить пассажирский речной флот Казани? — рассуждает об особенностях новинки зеленодольских проектировщиков Венер Арсланов, руководитель Центра коммерциализации при Академии наук Республики Татарстан. — Тем, что при их создании использованы инновационные технологии, о которых сегодня много говорят с высоких трибун. Это — настоящий сплав современной творческой мысли и достижений отечественной промышленности. Возможно, звучит высокопарно, но — что есть, то есть. Поэтому в перспективе у речного такси будет спрос. Вот потому и все участники проекта настроены оптимистично, деятельно, совместными усилиями активно воплощают его в реальную жизнь.

Оптимизм — черта хорошая, особенно на фоне российской действительности, когда слова слишком часто расходятся с делами. Конкретный случай, похоже, исключение из общего правила. За немыслимо сжатые сроки заинтересованные стороны достигли серьезных результатов. Есть управляющая компания, главный заказчик, солидный проектировщик, производитель, готовый запустить сборку опытного образца скоростного речного катера, но нет финансов.

Владимир КУЗЬМИЧЕВ 

Кстати:

Наша республика занимает уникальное транспортное географическое положение в европейской части России. Один из факторов уникальности — наличие и слияние судоходных путей главных европейских рек страны — Волга и Кама, а также Белая и Вятка, — обеспечивающих водную связь с северо-западными и южными, северо-восточными, приуральскими промышленными регионами.

Предприятия водного транспорта осуществляют свою деятельность по Волге, Каме и Вятке, которые делят территорию республики на четыре части, способствуя улучшению условий обслуживания населения 17 прибрежных районов республики в навигационный период, что составляет 40% от общего количества районов. В настоящее время протяженность обслуживаемых внутренних водных путей Татарстана составляет 843 км.

Казанский речной порт в период навигации ежесуточно принимает до 6 туристических теплоходов, в том числе теплоходов типа «река-море», и до 50 теплоходов местных линий. Пассажиропоток по туристическим теплоходам составляет до 2000 человек в сутки, по теплоходам местных линий — 3500 пассажиров.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя