Поющие в темноте

0
9

Французский ученый с русским именем Егор Резников, профессор университета Нантер, в первую июльскую неделю попал в новостные ленты, посвященные археологии, в связи с исследованиями палеолитического искусства. Оказывается, первобытные люди наносили на стены пещер свои изумительные рисунки не абы где, а там, где особенно хорошо звучит человеческий голос.Поющие в темноте

Егор Данилович Резников, парижанин и отпрыск русских эмигрантов первой волны — по образованию математик. Кроме того, он педагог, вдохновенный исследователь средневековой музыки, философ и теоретик искусства, зачинатель своеобразной дисциплины — «звуковой антропологии». Резников регулярно приезжает в Москву и проводит мастер-классы в консерватории и в других залах, он — феноменальный и чуть ли не единственный в мире исполнитель хоралов в технике обертонового, резонансного пения.

Резников занят изучением старой — античной и средневековой — музыки Запада и Востока на протяжении десятков лет. Он исследовал традиции разных школ и различные техники, фольклор. Резников убежден, что у средневековых людей восприятие мира было цельным по сравнению с расщепленным сознанием наших современников и музыку в прошлые века воспринимали куда более органично.

С начала 1980-х ученый исследует связь между палеолитическими наскальными рисунками в пещерах и акустическими свойствами этих помещений. Свое предположение о том, что жившие 15-40 тысяч лет назад люди ничего не делали случайно, Резников подкрепил экспериментально. Его коллеги, люди с поставленными голосами плюс группа акустиков, проводивших измерения, спускались в пещеры. Там они пробовали, как резонируют стены в различных местах пещеры. Оказалось, что там, где голос звучит хорошо, расположены рисунки. Если это большое помещение, то и изображения могут быть велики, а в узких и низких, но акустически «правильных» проходах древние люди оставляли пятна красной краски. По словам Резникова, планы расположения рисунков и хорошо звучащих участков пещер совпадают в некоторых случаях на 90 процентов.

Резников говорит, что наскальная живопись не могла не быть частью каких-то архаических ритуалов магического свойства и наверняка пение и игра на простейших музыкальных инструментах (которые действительно находили археологи в пещерах) сопровождали создание изображений. «Зачем палеолитические люди выбирали хорошо резонирующие помещения для рисунков, если не для пения и извлечения звуков в каких-то ритуальных целях, связанных с рисунками?» — задается вопросом ученый.

Он отмечает, что во Франции и Финляндии изучены комплексы палеолитической живописи, находящиеся не внутри пещер, а снаружи. Так, близ одного озера в Провансе (Lac des Merveilles) находится большая плоская скала, изрисованная тысячью петроглифов. Благодаря водоему в этом месте образуется изумительное эхо, целиком «возвращающее» мелодию исполнителю. Резников полагает, что палеолитические жители этого края не могли не знать об этом удивительном свойстве.

Егор Резников, как и большинство других исследователей искусства палеолита, нисколько не сомневается в том, что деятельность первобытных художников носила полностью осмысленный характер. Современная гуманитарная наука и в самом деле склонна присваивать сегодняшние представления об искусстве и прочем нашим пращурам. Однако, если профессиональное сообщество сочтет, что гипотеза профессора Резникова о неслучайных акустических свойствах палеолитических пещер имеет научную ценность, то мы действительно получили новые и очень интересные знания о древнейших европейцах.

www.lenta.ru

 

musicandmeaning.net

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя