Шамиль Агеев: «Чудес не бывает»

0
14

Мировая практика убедительно свидетельствует о том, что малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства и решение социальных проблем. В развитых странах мира он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. А как складывается ситуация у нас? В преддверии Дня предпринимательства этот вопрос звучит особенно остро и актуально. Именно об этом наша сегодняшняя беседа с председателем Торгово-промышленной палаты РТ Шамилем Рахимовичем АГЕЕВЫМ.
— Шамиль Рахимович, во многих европейских странах доля малого и среднего предпринимательства чрезвычайно высока. В России же производственная деятельность представлена преимущественно крупным бизнесом. На ваш взгляд, почему ситуация складывается именно таким образом?
— Малое предпринимательство является той прослойкой, которая выполняет важные социальные функции. Одна из них — создание новых рабочих мест. Развитие этого сектора — необходимый шаг к улучшению благосостояния населения, кроме того, это дополнительные налоги в бюджеты всех уровней. Рыночные отношения в России возродились только на развалинах СССР 17 лет назад, как и реальные собственники. Структура советской экономики была ориентирована на гигантоманию («многокилометровые сборочные цеха», «колхозные поля до горизонта» и т.д. — газетные штампы). Поэтому многие производства даже технически не могут быть «бескровно» раздроблены. Бюрократизм, дороговизна получения недвижимого имущества в собственность, подключения к инженерным сетям, недоступность кредитов и займов, нестыковки в налогообложении — это только некоторые препятствия развития малого и среднего бизнеса. У малого бизнеса много неиспользованных возможностей: в производстве, ЖКХ, социальной сфере. Бизнес не идет в эти сферы из-за обилия препонов. Доступ к ресурсам ограничен действиями монополистов. Обслуживание административных обязательств также требует от бизнеса неоправданно существенных затрат.
Подключение к электросетям, выделение площадей, арендная плата приносят массу проблем начинающему предпринимателю, потому что нет четкости и прозрачности действий. Аренду могут поднять в 4 раза, потом на 20 процентов снизить. Приведу несколько цифр. При распаде Советского Союза в стране насчитывалось миллион чиновников госаппарата. А в постсоветской России количество чиновников увеличилось в полтора раза. В результате бюрократия разрослась до невероятных масштабов. Разве нормальной считается ситуация, когда строят дом за год, а оформляют его полтора-два года? Проблема в том, что во всем мире рыночная экономика развивается по определенным общим правилам, а мы идем каким-то новым, непонятным и сложным путем.
— Почему предприятия малого бизнеса преимущественно заняты в сфере торговли и услуг, а в производстве и инновациях их очень мало?
— Производственная сфера страдает медленной оборачиваемостью средств (по сравнению с торговлей), временным производственным циклом, сложной структурой затрат. Оптимальный срок для привлечения финансовых ресурсов 4 — 5 лет. Это оптимальный срок и для макропланирования (в СССР не зря были пятилетки). Пример — Тойота, где, по разным источникам, 80 — 90 процентов составляет малый бизнес около головной фирмы. Она, в свою очередь, сосредоточена на глобальных стратегических задачах: техпланирование, маркетинг, научные разработки и т.д.
Для того чтобы развивался малый и средний бизнес, должны быть условия. Сам по себе бизнес, особенно производство, не может существовать вне зависимости от выпускаемого продукта. Сначала проводится разработка, затем коммерциализация идеи и только потом в процесс включаются малые и средние компании. Во многих местах вокруг крупных компаний должна быть «питательная» среда — инфраструктура, обеспечение информацией, рабочей силой, повышение квалификации, доставка товара, размещение и т.д. Традиционно экономическое и социальное развитие многих российских городов в существенной степени зависело от находящихся на их территории градообразующих предприятий. Ряд городов обязан этим предприятиям даже своим возникновением. К примеру, КАМАЗ в Набережных Челнах.
Когда начался бурный рост малых предприятий, почти все они были связаны с торговлей. Впрочем, это естественно в 90-е годы. Но сейчас эта сфера уже себя исчерпала, то есть ниша заполнена. А в производство никто не рвется, все понимают, насколько сложно пройти весь путь от становления до эффективного развития. Выживает тот, кто конкурентоспособен. Малый бизнес сам по себе не может быть конкурентоспособным. Разве что только в некоторых отраслях, где есть свое ноу-хау.
— Какова нормативно-правовая база развития малого и среднего предпринимательства? Многие говорят о ее несовершенстве, сложности и нестабильности законодательства о сборах и налогах…
— Сейчас уместней говорить о плохой согласованности ведомственных нормативно-правовых актов. Мы готовим свои предложения по этим проблемам. К примеру, вы решили заняться сельским хозяйством и получили целевой кредит на дойное стадо в размере пяти коров. Но, хорошенько подумав и поняв, что лучше заняться зерноводством, решили посадить кукурузу. А в результате вас могут привлечь к уголовной ответственности за нецелевое использование кредита. Таких случаев, вернее, возбужденных уголовных дел, уже несколько. Но ведь условия бизнеса и жизненная ситуация изменились. Значит, что-то надо менять и в условиях предоставления кредита. Или легкая промышленность. О каком развитии может идти речь, когда важнейшие государственные заказы на новую форму того или иного ведомства получают зарубежные производители? Если нет общей государственной линии в поддержке своего малого и среднего производителя, то, конечно, это создает определенные негативные настроения.
— Насколько активна сегодня роль банковского сектора в развитии малого предпринимательства?
— До кризиса 2008 года три-четыре года банки были «перегреты» ресурсами, поэтому в этот период можно считать, что они в целом перетянули бизнес от многолетнего нелегального кредитования. Но проблема «длинных» денег по-прежнему осталась, то есть производственный сектор страдал. Но причина в том, что банкам не удалось самим привлекать «длинные» деньги. Кроме того, многие банки занижали стоимость активов бизнеса при их оценке. А ставки на кредиты выросли настолько, что легального бизнеса с соответствующей рентабельностью, способного кредитоваться под «грабительские» проценты, просто нет.
Отсутствует доступность к финансовым ресурсам. Какое производство осилит ставку в 25 процентов? Разве что оно будет работать только на банк. К примеру, в Англии эта цифра составляет 0,5 процента. Во всем мире ставка рефинансирования один-два процента. Так откуда же у российских фирм появятся оборотные средства? Такое ощущение, что ничто не взаимосвязано, банк существует отдельно, административная система — отдельно, и вся эта ситуация негативно проецируется на малый и средний бизнес.
— Государственная стратегия поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса — миф или реальность? Как устоять на ногах в условиях кризиса? Что в первую очередь необходимо предпринять для того, чтобы не наступила стагнация?
— Рассмотрим финансовую поддержку бизнеса как самый актуальный момент. Банк как субъект рыночных отношений (он продает деньги) не может в принципе кредитовать под проценты ниже коэффициента инфляции плюс увеличение процентов на рисковую составляющую плюс увеличение на маржу. Маржа — это разница между процентными ставками по кредитам и вкладам. В результате, чтобы удешевить финансовые ресурсы для бизнеса, как раз и нужна господдержка для компенсации части процентной ставки. В РТ и Казани действуют программы по такой форме поддержки МСБ. Если же для предпринимателя и эта цена ресурсов велика, то ему надо искать инвестора (в долю), а не кредит. Тем не менее те меры поддержки малого бизнеса, которые есть в республике, более реструктуризированы. Сейчас для нас важно, чтобы народ от малого бизнеса окончательно не отшатнулся, привлекать молодежь, а она в большинстве своем в госуправление стремится. Рассчитывать на то, что начинающие предприниматели сами по себе что-то сделают и будут эффективно развиваться, наивно и неестественно. Поскольку есть прямая зависимость от всего окружающего, от законов, условий, инфраструктуры, платежеспособности населения. Чудес не бывает. В то же время Татарстан является передовым регионом в области создания инструментов для развития предпринимательства. Это различные бизнес-инкубаторы, технопарки, системы гарантийных фондов, фонды инвестиционного и венчурного финансирования, что внушает некоторый оптимизм.
— Какие антикризисные меры, на ваш взгляд, наиболее эффективны в развитии малого и среднего бизнеса?
— Могу отметить восстановление банками заемщикам кредитных портфелей, сложившихся по состоянию на 1 сентября 2008 года, то есть возобновление действующих и заключение новых кредитных договоров в рамках ранее установленных лимитов. Необходимость этого была вызвана тем, что банки фактически перестали выдавать транши в рамках существующих кредитных линий. Известны случаи, когда кредиторы заблаговременно не предупреждали об этом своих партнеров, ставя их в известность по факту гашения. У заемщиков, неожиданно попавших в такую ситуацию, возникает кассовый разрыв, рушится цепочка денежных потоков, срываются сроки расчетов с контрагентами.
Вообще, антикризисных предложений, предлагаемых Торгово-промышленной палатой РТ, довольно много. Они касаются и банковской сферы, и нефтедобывающих предприятий, и сельхозпроизводителей, и содержания мобилизационных мощностей на предприятиях. Эффективность их ощутима. Наиболее действенные из них: доступ к кредитованию, налоговые каникулы и «замораживание» тарифов. В республике, например, по Камскому индустриальному парку «Мастер» принято решение о «каникулах» по арендной плате. На технополисе Химград арендные ставки на производственную недвижимость снизились в среднем на 25 процентов. В целом, думаю, государство должно устанавливать дополнительные стимулы в виде льгот по налогам или финансированию этих областей. Бизнес сам пойдет в те сферы, где больше прибыли. То, что он нуждается в поддержке, это однозначно.

Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя