Ум, честь, совесть на службе бизнеса

0
12

ДуховностьИли о том, измеряема ли рублем духовность?

Попытка показать взаимосвязь высокой духовности и экономической выгоды – занятие весьма неблагодарное. Дело не только в известных трудностях обоснования. Как только речь заходит о «морализаторских» изысках, современник становится в боксерскую стойку, готовый в случае чего нанести хук правой. Еще одну сложность создала сама российская действительность. В стране, зачарованной ежегодным 7-процентным экономическим ростом – говорить о влиянии духовности на экономику —  провокация. Считается, что теперь уж можно как-нибудь обойтись и без души. Но без нее все-таки никак. И утверждение  «духовность – это выгодно, хоть и звучит угловато, имеет обоснованное право на существование.         

Трудности понимания

Осмысление сути вещей всегда натыкается на барьеры. Познание, образно говоря, штука сколь  интересная, столь и драматическая. И не простая. Это уж точно. Легче легкого уйти на этом пути в сторону, залезть в дебри. А иногда приходится брать в руки кувалду и долбить возникшую преграду, долбить ее, окаянную, чтобы расчистить путь.

С позиций сегодняшнего дня в понимании проблемы, о которой идет речь, видятся два главных затруднения. Современному человеку порой трудно поверить в то, что он не видит воочию, не может «потрогать пальчиком». Поскольку утверждение «духовность – это выгодно» — вещь с трудно представимой материальной конкретикой, она может быть легко задвинута куда-нибудь на задворки понимания. Чрезмерное увлечение достижениями научно-технического прогресса сыграло с homo sapiens злую шутку. Как только заходит речь о явлении, требующем «мозгового штурма», его бросает в дрожь. Homo sapiens начинает волноваться, мечется. У него возникает инстинктивное желание перепоручить задание компьютеру… Все сложное современному человеку нужно преподносить в простенькой упаковке. Вот такой  парадокс нашего времени. Иначе разговора не получится.

Не менее существенным препятствием для ясного осмысления проблемы является встречающаяся путаница понятия «духовность». Можно бесконечно рыскать по Интернету, листать толстые книги с философскими трудами, заглядывать в специализированные издания, но стандартизированного пояснения не найти. Трудно понять, что есть духовный человек? То ли это личность, которая не пьет, не дерется, не бьет по пятницам жену и исправно платит налоги. То ли гражданин, интересующийся высоким искусством, тем и живущий, играющий на музыкальных инструментах,  занимающийся прочими приятными и милыми сердцу увлечениями. Тогда непонятно, чем, например, плох грибник? Ходит себе по лесу, шуршит листвой, любуется природой, никого не трогает. Загвоздка в том, что спорить по данному поводу можно бесконечно. В одной из сцен популярного фильма «Брат» главный герой режет слух зубодробительной  фразой: «Скоро вашей Америке кирдык…» Чем не духовный товарищ? Родину, понимаешь, любит. С кулаками, но любит.  Удивляться нечему: согласно одному из определений, патриотичность – составляющий элемент духовности.

В такой ситуации лучше не пытаться установить истину, а поднять руки вверх. Благоразумней придерживаться трактовок наиболее  распространенных, принятых большинством из числа заинтересованной аудитории. Если опираться на данную точку зрения, то духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. Ее основными мотивационно-смысловыми регуляторами являются человеческие ценности: этические, моральные, культурные, религиозные. Идеальный вариант духовного человека, которого бы мы попытались нарисовать исходя из данных параметров, получился бы совестливой, гармоничной личностью не лишенной глубокого ума и способностей. Во всем бы он старался придерживаться нравственных ориентиров, чтил бы старших и не отличался б вредностью.  Одним словом, гражданин, приятный во всех отношениях. Человек, с которым определенно приятно иметь дело.

Цена вопроса

Для пояснения любого явления нужен некий объект. Когда речь идет об извлечении выгоды, то лучше всего на эту роль, пожалуй, подходит бизнесмен-работодатель, его взаимоотношения с наемной рабочей силой. Возможны и другие варианты. Но тут просматривается опасность нарушения чистоты эксперимента. Другие отношения, например, между отцом и сыном, от процесса извлечения выгоды далеки. У них своя «орбита». Связка работодатель – сотрудник это классика. Хрестоматийный пример, на котором удобней всего показать, где работодатель выигрывает, где теряет.

Как все было б замечательно, если люди, находящиеся у босса в подчинении, определенно отличались только положительными качествами. Добродетели эти известны: усердие, честность, обязательность, порядочность. Но действительность не изобилует подобными примерами.  Хочется, чтобы сотрудник был при всех перечисленных достоинствах, да с «царем в голове», а он, как говорили в старину, – шельма. Разумеется, мы говорим не о частностях – об общей ситуации. Огульное обобщение – штука несправедливая. Конечно же, встречаются такие коллективы, что загляденье. Речь о ситуации, которую принято обозначать словами «тенденция, однако». 

Известны десятки, сотни случаев, когда наемный рабочий люд в отношении владельцев-работодателей вел себя самым что ни на есть злодейским образом. В списке подобного рода «подвигов» — скрытый или явный саботаж, подсиживание, торговля информацией, составляющей коммерческую тайну, сговор и сотрудничество с рейдерами.

Наша справка: Рейдеры – специалисты по недружественному поглощению. Ввиду особой их опасности заслуживают отдельного абзаца. Ущерб предприятию деятельностью рейдеров может быть нанесен колоссальный.  Иногда встает вопрос  о самом его существовании. Операции по захвату, поглощению охотники за чужим имуществом  продумывают тщательно,   отрабатывая вопросы стратегии и тактики до мелочей.  Арсенал мер воздействия  агрессора может быть широчайший: от банального шантажа, скупки  акций у  держателей с тем, чтобы завладеть контрольным пакетом предприятия-жертвы, до использования в хищнических целях связей во влиятельных кругах. Но какой бы тщательно продуманной ни была рейдерская стратегия и тактика захвата – этого не всегда достаточно. Обороняющаяся фирма может принять контрмеры.  Это дорого, но когда речь идет о жизни и смерти — мелочиться не станешь. У специалистов по недружественному поглощению обычно есть свой человек в стане жертвы — какой-нибудь тихий, скромный товарищ, владеющий конфиденциальной информацией.  Смертельное оружие… Пасти рейдеров мощные, хищные, но проглотить серьезную организацию не так-то просто. Борьба может затянуться. Утечка же чрезвычайно важной, конфиденциальной информации через своего человека способна решить исход противостояния в считанные минуты. 

Если у сотрудника нет крепкого внутреннего духовного стержня, он действительно «дорог». Недобросовестность, нерадивость, саботаж, бунт против работодателя — все имеет цену. Это расходы, которые по праву можно занести в графу «Издержки, связанные с отсутствием у сотрудников морально-нравственных ориентиров, внутренних ограничителей».

Наша справка: На состояние дел влияет даже и то, как человек ведет себя вне работы, наличие или отсутствие у него определенных моральных табу. Представители одной американской корпорации были весьма озадачены падением производительности труда среди своих рабочих, большинство которых составляли мужчины. В качестве поощрения за большее усердие им обещали путевки на курорт вместе с женами и детьми.  Каково же было удивление управленцев корпорации, когда вскоре после этого производительность труда упала еще ниже. Перспектива поездки на курорт мужчинам пришлась по душе.  Но их  вовсе  не прельщал отдых с семьей.  Большинство из них были не прочь погулять на стороне. Поскольку такая возможность исключалась, рабочие пришли «в смятенье чувств»,  что незамедлительно сказалось на производственных показателях.   

Напротив, коллективы, где больше людей интеллигентных, не склонных к безудержному стяжательству, склокам, отличаются внешней и внутренней устойчивостью. Стремление жить лучше имеет место и тут, но порывы его, видимо, сдерживаются этическими ограничениями-нормами. Подлинная, высокая духовность предполагает философское отношение к материальным благам. В «духовных» коллективах рвачество приглушено, присутствует в стеснительно-затененных формах. На руководителя здесь смотрят как на отца родного. Указания его выполняются с внешним и внутренним смирением. Босс «сгребает» большие дивиденды уже тем, что живет как за «броней». Чего еще надо? Работники добросовестны, бунта от них ожидать не приходится, если сотрудники и просят прибавку к жалованью, то просят интеллигентно, обоснованно.

Духовные коллективы – редкость. Настолько, что возникает предположение об их возникновении по распоряжению небес. Подобные организации, где царит патриархальная умиротворенность, обычно немногочисленны по составу. Подбор людей сопряжен с титаническими трудностями. Обычно это делает сам босс через личное собеседование.  Нужного сотрудника он находит среди десятков человек, полагаясь на жизненный опыт, наитие, шестое чувство.

Наша справка: В смысле подбора кадров крупно проигрывают компании,  возлагающие излишние надежды на анкетирование. Спору нет – процедура серьезная. Приходится довольно подробно рассказывать об обстоятельствах личной жизни. Те, кто с этим сталкивался, утверждают, что складывается впечатление, будто устраиваешься работать в спецслужбы. Ведь ко всему прочему требуется еще и автобиографию «накатать». Но при всех ухищрениях составителей суть человека анкетирование не раскрывает. Бумага есть бумага. Живое, пытливое общение заменить она не может.   

Недобрые люди

«Несчастный» бизнесмен-работодатель опять-таки лучше всего подходит на роль объекта, на фоне которого удобней описать перспективы в смысле набора кадров. Они не радужные – минорные.  Чрез это частное несчастье ярче раскрывается общая ситуация. Прекрасная иллюстрация — кандидаты на вакансию. Интересный субъект заявляется порой из кадровых агентств. Традиционное представление о трудоустраивающемся человеке как о просителе с характерной миной, позой уже не вполне соответствуют действительности. Появилось новое поколение представителей наемной рабочей силы, которое не отягощено советским опытом. И ведет себя, и выглядит оно по-другому. Труд в СССР воспринимался едва ли не как долг. Участвовавший в этом процессе среднестатистический индивидуум, можно сказать, отличался более высокими моральными качествами. К месту работы – к госпредприятию. он испытывал почти сыновние чувства. Сегодня труд – это прежде всего средство зарабатывания на жизнь. Жить же современнику, не терзаемому идеологическими догмами, в отличие от homo советикус, хочется как можно лучше.  В обществе потребительского типа трудно быть другим. Поэтому неудивительно, что на собеседование претендент на работу приходит с железной установкой: «нужно знать себе цену».  В принципе здесь нет ничего дурного. Вопрос в том, что понятие «цена специалиста» — многоуровневое. Чтобы соответствовать высшей планке — необходимо преодолеть разные этапы становления, пройти путь от подмастерья в мастера.  Но современник хочет всего и сразу.  Претенденту на вакансию во что бы то ни стало нужно показать уверенность в себе. Подавайте ему «белую зарплату», да такую, чтобы была значительно выше средней, удобное рабочее место, ну и кое-чего еще по мелочи типа бесплатного кофе. На протяжении всей беседы с боссом трудоустраивающийся сидит сложив ногу на ногу, может закурить и пускать дым колечками. «Много ли в фирме красивых девушек? – любопытствует он игриво, — секретарша у вас интересненькая?» Когда ему сообщают, что представительницы прекрасного пола вообще-то наперечет и больше похожи на ломовых лошадок, претендент заметно грустнеет: «Ну, знаете ли, вы начинаете меня разочаровывать».    

Не факт, но человек интеллигентный, воспитанный вел бы себя по-другому. Обычно он мягковат, сверх меры не просит. Культура… Трудно представить такую личность паясничающим, кочевряжащимся. Емкое понятие «духовность» распространяется и на вопросы позиционирования личности, назначения «себе цены» при трудоустройстве.

По собственной воле

Нельзя сказать, что бизнесмен-работодатель не пытается решать проблему одухотворения, воспитания толковых, лояльных специалистов. Никому не хочется иметь дело с болвановатыми типами с завышенной самооценкой. Наиболее значимым достижением на данном поприще, пожалуй, является корпоративная культура (КК). Этот свод норм, правил поведения в состоянии серьезно повлиять на личность. В нем содержится много благородных постулатов: призыв добиваться целей совместными усилиями, уважать интересы партнеров, идти к успеху честными путями. Как инструмент получения выгоды, производными которой являются порядочность, лояльность, целеустремленность коллектива, корпоративная культура – вещь испытанная, неплохо себя зарекомендовавшая. На ней уже поставлен штамп: «рекомендовано к применению». В определенном смысле КК буквальное доказательство того, что духовно – это выгодно. Многие преуспевающие предприятия отличаются именно развитой корпоративной культурой.

Обычно правила КК пишутся  от руки босса с привлечением лучших умов компании, фирмы. Базовая часть «кодекса чести сотрудника» обычно заимствуется из аналогичных трудов западных и американских корпораций. Собственное творчество касается второстепенных деталей, носит субъективный характер, в связи с чем неизбежно возникают забавные разночтения. Случается: то, что приветствуется в одной организации – в другой возбраняется. Со  становлением своеобразного российского варианта капитализма заимствований в содержательной части корпоративной культуры примерами зарубежной деловой практики становится меньше. Современному работодателю, например, не придет в голову брать один в один японскую модель КК. Хотя прежде подобные попытки предпринимались.

Наша справка: Корпоративная культура Страны восходящего солнца культивирует  особое прилежание, практически беспрекословное подчинение. Японский вариант КК — свод правил воспитания трудоголиков. В Стране восходящего солнца он породил проблему смерти от переутомления на работе – кароси. Ежегодно специфический недуг пожирает жизни 10 тысяч мужчин в возрасте  от 30 до 60 лет. Примечательно, что жертвой кароси стал и один из премьер-министров Японии — господин Обути.

Однако считать корпоративную культуру  панацеей от всех бед определенно нельзя. КК, например, ни в коей мере не может сравниться с культурой религиозного поведения. Ее сила и воздействие ограничиваются довольно узким пространством — пределами организации. Тогда как религиозный человек, где бы ни находился, ощущает присутствие Творца, его «всевидящего ока». Поступки и поведение такой личности во многом объясняются страхом пред наказаньем Божьим.  Чего не скажешь о корпоративной культуре.  В некоторых случаях КК  порождает синдром хамелеона или так называемую болезнь масок. На работе сотрудник может быть вежлив, пунктуален и исполнителен. Но, едва оказавшись за порогом офиса — он неузнаваемо меняется. Милейший, казалось бы, специалист превращается в деспота, хама, грубияна. Человек освобожден от необходимости думать о карьере, ему нет смысла играть, и он становится тем, кем на самом деле является.

Непопулярная тема

Отсутствие духовности в обществе – проблема многогранная, сложнейшая в своих проявлениях. Образно говоря, это многоугольник, об один из углов которого «шибанулся» лбом работодатель. Однако всеобщего трепета она не вызывает. Собственно, и работодатели-бизнесмены делятся на две условные категории. Первая, это те, кто в вопросах менеджмента в отношении персонала делает упор на корпоративную идеологию, культуру. Вторая категория представлена руководителями, больше надеющимися на чистое администрирование, методы контроля, принуждения. Не случайно невероятное влияние обрели службы безопасности (СБ). Крутая СБ – элемент кича делового истеблишмента. Причем понт тем выше — чем больше в службе безопасности бывших спецслужбистов. Ну, любят у нас в стране выпендриваться. Привычка такая. Ничего не поделаешь. Между тем, по расходам на обеспечение безопасности. мы приближаемся к европейским странам. Там бизнес тратит на это дело 10% от заработанного. Наши предприниматели довольствуются пока 7%. Ничего. Подумаешь, 3% разницы – мелочь какая. Недоверие человека к человеку – сила мощная, запросто поможет догнать и перегнать Европу.

На тему взаимосвязи духовного состояния общества и экономического благополучия маловато ярких гуманитарных  исследований. Сколько исписано бумаги (уж если на то пошло) на западные гранты. Чего только не изучали, что только не печатали, вплоть до экзотических трудов типа «перенесение беременными женщинами езды на общественном транспорте в часы пик». О взаимосвязи духовного состояния общества и экономического благополучия – нет практически ничего. Систематически и принципиально эту тему, пожалуй, поднимают только представители основных религиозных конфессий России. Она часто звучит в рамках традиционных проповедей, как проблема, правильное понимание которой необходимо для формирования целостной личности. Однако решающего влияния на общество религиозные институты пока тоже не имеют.

Еще как одно исключение из общего порядка можно рассматривать проект «Россия» — отечественный программно-исследовательский продукт, в котором идея необходимости духовного возрождения проходит красной нитью. Но и он не вызвал широкого резонанса.  Прозвучал как одиночный выстрел в ночной тишине.

Причем здесь собственно холодный экономический расчет?

Если разобраться, корни всех социальных зол, пороков, болезней кроются в духовном нездоровье. Чем общество здоровее в нравственно-этическом плане, тем больше от него отдача во всех аспектах. Например,  Будь  все граждане убеждены, что воровать грешно и зазорно, не было бы и такого вида преступления как кража. Отпала бы надобность миллионных субсидий на борьбу с жуликами. Вспомните опыт большевиков. В Бога эти ребята не верили. Да.  Но на духовность напирали – будь здоров. Ничего своего у них не было. При создании  псевдодуховной эстетики большевики скатились на элементарный плагиат. Все, что нужно, они нашли… в религиозной догматике (сравните «моральный кодекс строителя коммунизма» и десять заповедей – найдете много схожего). Но какие результаты были достигнуты! Советский человек, «озаренный» утопической идеей, подкрепленный коммунистическими духовно-этическими подпорками, работая за копейки, построил гигантскую промышленность, создал эффективнейший в мире военно-промышленный комплекс. Мир не знал более действенной модели профанации, чем коммунистическая духовная профанация.

Если смотреть на проблему стратегически, по-государственному, то усилия по экономическому возрождению страны нужно начинать с духовного оздоровления населения. Выделить средства, разработать национальный проект, выстроить структуру, которая бы помогла претворить замыслы в жизнь. В глобальном смысле вложение в духовное воспитание, оздоровление населения — это мега-проект, сулящий фантастические дивиденды. Но пока ничего существенного, что говорило бы об этом стремлении, нет. Идея «хлеб насущный — через духовный аспект» владеет умами немногих. Серьезное развитие в ближайшей перспективе она вряд ли получит.  Печально, но факт. 

Валерий ЯКОВЛЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя