В гостях у Шаляпина

0
25

26 марта в кафе «В гостях у Шаляпина» собрались представители разных сфер деятельности обсудить тему «Взаимодействие бизнеса, культуры и искусства. Искусство — как один из основополагающих элементов духовно-нравственного, интеллектуального развития общества». Инициаторами мероприятия выступили киносценарист Елена Крайнова и депутат Казанской Городской Думы Татьяна Ларионова. Во вступительном слове Елена Крайнова подчеркнула, что здесь собрались люди, которых волнуют проблемы духовно-нравственного развития общества. За одним столиком сидели представители малого и среднего предпринимательства, культуры, искусства и общественных организаций.

Место встречи было выбрано не случайно: кафе «В гостях у Шаляпина» — это та самая площадка, которая являет собой взаимодействие бизнеса и высокого искусства. О том, насколько интересно и перспективно это сегодня, мы поинтересовались у хозяйки кафе Ларисы Быковой.

— Как родилась идея сделать культурную программу главным «блюдом» в кафе?

— «В гостях у Шаляпина» не просто бренд, гости кафе оказываются в кругу поклонников великого певца, и здесь могут насладиться всем тем, что любил сам Федор Шаляпин. Так родилась идея построить уникальную музыкальную программу. Романсы, русские народные песни, «Цыганочка» — мелодии, по которым всегда будет тосковать душа русская и которыми восторгается иностранная. О гастрономических пристрастиях, как говорится, не спорят, но имя Шаляпина на всех языках мира звучит одинаково, бесспорно, вызывая восхищение. Для гостей Казани из разных уголков России и мира улица Баумана — это исторический центр города, и заведения, находящиеся здесь, должны этому соответствовать. Мы целенаправленно обновили интерьер кафе, сделав его в театральном стиле, столь близком Шаляпину. Большую помощь оказало Общество любителей творчества Ф.И. Шаляпина РТ, предоставив фотографии и гастрольные афиши великого певца и его друзей. Тесная связь, которой мы дорожим, установилась и с Музеем имени Горького. Посетители музея — участники шаляпинских чтений, конференций и наши частые гости.

— А мне казалось, что любой бизнес в первую очередь направлен на прибыль…

— Первое время кафе работало себе в убыток. Пришлось поломать голову над тем, какое направление выбрать — популярную, но в то же время обезличенную «развлекаловку» или концептуальную программу для посетителей, обладающих определенным уровнем культуры. Решили ориентироваться на взыскательную публику. И не ошиблись. Наши гости ценят качественное звучание и исполнение, поэтому мы пригласили профессиональных музыкантов и вокалистов с консерваторским образованием. Мы и сейчас намерены развиваться в направлении, благодаря которому приобрели друзей в лице наших постоянных клиентов — представителей бизнеса, культуры, искусства и науки. Мы не хотим разочаровать их однообразием, стараемся внести изюминку в каждый вечер. В нашем кафе нет администратора, мне важно лично встретить гостей, пообщаться с ним, узнать их настроение. Для некоторых поход в наше кафе превратился в добрую традицию. Среди них много представителей интеллигенции. Например, когда в театре оперы и балета шла неделя, посвященная Федору Шаляпину, поклонники его творчества из Германии, Франции, Китая собирались здесь. Тогда сотрудники музея провели прекрасный вечер, наполненный воспоминаниями о жизни, семье и творчестве великого баса. И сегодня я рада, что люди искусства и культуры вновь в гостях у Шаляпина.

Директор кафе — одна из первых в Казани, решившихся на такой интересный симбиоз. Найти объяснение этому смелому решению легко и сложно одновременно. «Сегодня женщина активно проникает в управление экономикой, оформляется новая социальная когорта деловых женщин, — рассуждает Татьяна Ларионова. — Они владеют собственным бизнесом, нанимают рабочую силу. Но финансовое положение для них не самоцель. Обеспеченные женщины в России традиционно занимались благотворительностью и меценатством, заботясь о духовной составляющей жизни общества и о благе Отечества. Поэтому роль женщины в возрождении духовности общества, в формировании нравственных ценностей, в ломке устаревших представлений всегда оставалась высокой. В истории нашего города есть прекрасный пример видной казанской благотворительницы Ольги Сергеевны Гейнс. Она увлекалась живописью, декоративно-прикладным искусством, литературой, проявляя особую заботу о музеях, библиотеках, образовательных учреждениях. Самым щедрым актом благотворительности Ольги Сергеевны был дар городу в 1890 году Александровского пассажа в пользу основания Городского музея в Казани. Культурное сообщество Казани хранит воспоминания и о другой достойной женщине — жене Карла Фукса — Александре Андреевне. Писательницу и поэтессу, которая также занималась меценатством и благотворительностью, знали далеко за пределами столицы. Гостем ее литературного салона был А.С. Пушкин. Кафе «В гостях у Шаляпина» благодаря продуманной политике и усилиям хозяйки Ларисы Петровны Быковой сегодня можно сравнить с литературно-художественными салонами XIX и XX веков, которые были центром притяжения интеллигенции. Весь интеллектуальный бомонд собирался именно у обаятельных хозяек салонов».

На стенах кафе — документальные фотографии и гастрольные афиши воссоздают атмосферу 1920 — 1930 годов, именно тогда на театральных сценах всего мира царствовал великий бас Шаляпина. В этой атмосфере невольно задаешься философскими вопросами о вечном, прекрасном, общечеловеческом… Востребовано ли в наше время высокое искусство и какие задачи стоят перед ним сегодня?

По словам менеджера Казанского театра юного зрителя Ираиды Шабанской, наиболее значимые задачи для театра — это воспитание патриотизма и гражданственности. Сегодняшнее молодое поколение растет в условиях тяжелого морального кризиса, самым ярким проявлением которого является отсутствие общественного мнения и общественной морали. Более того, все более заметным становится отчуждение от родных корней, истории. Массовый продукт проник и в культуру, и в искусство, завладев сознанием людей. Вот и бытует мнение, что народу высокое искусство не нужно.

Удивительно точное сравнение этому явлению нашла известный журналист Татьяна Пивоварова, которая также присутствовала на этом вечере. «Мне запомнилось интервью с одним из высокопоставленных людей. Он рассказывал, чем наполняется потребительская корзина, где по минимуму фруктов, морских продуктов, мяса, а в основном — макароны. Также порой и в искусстве: людей, условно говоря, кормят макаронами, а о более полезной и питательной пище для ума и души забывают. Отсюда замкнутый круг: как человек может сказать, что ему не хватает, если он этого никогда не пробовал».

Возвращаясь к взаимоотношениям бизнеса и театра, Ираида Шабанская назвала тему денег и искусства сложной. «К счастью,- сказала она, — находятся единомышленники и среди деловых людей, и всегда легче реализовывать идею с теми, кто понимает всю значимость дела». 

…Литература, телевидение, театр, СМИ — разговор не мог не зайти о кино. Оно, как известно, «из всех искусств для нас является важнейшим». Но государственный механизм в этом вопросе давно нарушен и кино отдано в частные руки. По мнению директора частной киностудии «Сабантуй» Светланы Бухараевой, очень важно, чтобы бизнес и искусство смогли найти правильные точки соприкосновения. 

— Светлана, вы как продюсер в какое кино готовы вкладывать деньги?

— Настоящее — в посыле. Роль кино очень велика, поэтому основополагающим становится понятие ответственности. Картины, которые сейчас снимаются, на мой взгляд, поверхностны. Вроде, тема заявлена такая, что, кажется, сейчас так возьмет за душу, но глубины прочувствования ни в игре актеров, ни в режиссерском решении не находишь. В этом смысле в советском кино коротким эпизодом могли раскрыть боль человека, его метания. В России научились снимать и монтировать «а-ля Тарантино». Вопрос — зачем? Не стоит идти по пути Голливуда, Россия всегда находила свой собственный. И это неплохо. Когда начинаешь новое дело, важно задаваться вопросами: Зачем? Что ты хочешь сказать? Кому? Если ответов нет, снимать бессмысленно. Зритель уже «наелся» массовой продукции и готов к пониманию другого кино. И этот наметившийся поворот к душе меня радует.

Нельзя забывать о том, что у нас есть определенные проблемы с документальным кино и анимацией. Несмотря на то, что каждый год в производстве находится более 100 мультфильмов, маленький зритель, скорее всего, их не увидит. Для себя я называю мультфильмы неким клеем, который склеивает нацию. Это часть единого культурного пространства для жителей России. К сожалению, сегодня наши дети растут вне него.

Правда, казанским детишкам скоро, в мае, представится возможность побывать в мультяшной стране на Фестивале анимации с условным названием «Мультенок». Мы организуем три программы, в рамках которых пройдет показ лучших анимационных фильмов, созданных в России за последнее время. Через ваш журнал я хотела бы обратиться к потенциальным спонсорам, которые подарили бы детям из детских домов и интернатов радость встречи с лучшими российскими мультфильмами. 

Сейчас, когда сетевая поэзия, замешанная на насилии и пошлости, приобрела опасные масштабы, поднятой проблемой обеспокоены и деятели литературы. Лауреат Литературной премии имени Горького писатель Борис Вайнер и его спутница жизни — руководитель литературного объединения «Белая ворона», член Союза писателей РТ Наиля Ахунова высказали свою точку зрения:

— Бациллами нецензурщины заражены и начинающие авторы. Юные поэты и поэтессы вообще считают такой стиль мейнстримом современной поэзии. Ведь природа человека требует эмоционального разнообразия, а добродетель может показаться ему скучной и пресной.

Культура и качественная литература, как ее составляющая, становятся своего рода иммунитетом, борющимся с этим попсовым массовым сознанием. На днях состоялась выставка талантливого художника Татьяны Лярсон. Ее искусство всегда носит концептуальный характер. Его нельзя назвать массовым, и необходимо быть подготовленным, дабы понять философский подтекст. Поэтому в нашем литературном объединении мы воспитываем в молодых людях творческое отношение к жизни. Человек креативный не воспринимает ситуацию исключительно как позитив или негатив, а способен увидеть ее с разных сторон. Мы в «Белой вороне» не варимся в собственном соку, наоборот, любим выходить на самые разные аудитории: поэзию ждут и в детских домах, и в местах заключения.

— Нужен ли искусству партнер в лице бизнеса?

— Поддержка со стороны бизнеса необходима в финансовом, организационном планах. Я знаю немало творческих людей, сделавших успешную карьеру и в бизнесе. Через время они все равно возвращаются, оказывая огромную помощь в осуществлении творческих проектов, организации фестивалей, выпуске сборников и т. д. Сейчас идет год благотворительности, и мне бы хотелось, чтобы помимо спонсорства, которое подчас рождает сложные бюрократические моменты, развивалось меценатство, переходящее в добрую традицию.

Вечер «В гостях у Шаляпина» завершился, но атмосфера, царящая в залах, обещала, что он не последний. Гости кафе смогли не только обсудить важные вопросы взаимодействия бизнеса, культуры и искусства, но и отдохнуть, в непринужденной обстановке почитать стихи, поговорить о личном, насладиться прекрасной музыкальной программой.

Елена СИТДИКОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя