Жили-были офисные бедуины

0
11

Жили-были офисные бедуиныУправление персоналом — дело не чуждое новаций. Периодически в этой многотрудной сфере человеческой деятельности что-нибудь, да придумывается. «Офисные бедуины» — люди, не выпадающие из корпоративной системы координат и взаимоотношений, но работающие автономно — еще один подобного рода шаг.

 

Собственно, бедуин, как мы помним, — житель пустыни. Кочевник, прочно ассоциирующийся с «кораблем» бескрайних песчаных пространств — верблюдом. Колоритная личность. По какой-то не вполне понятной причине сегодня в деловом мире бедуин ассоциируется с человеком, которому фирма или компания предоставляет свободный режим работы, не выводя за штат. Следовательно, гулять он может, где угодно. При том ему еще оплачивают пользование связью, Интернетом. Возможно, неограниченная свобода перемещения, самостоятельная организация рабочего процесса и вызвали ассоциативный ряд с кочевником пустыни. Тот тоже идет к результату самостоятельно, одному ему ведомыми тропами.

Бедуинство пробовали либо пробуют журналисты, специалисты IT-сферы, переводчики, риэлторы, разного рода консультанты, дизайнеры. Словом, представители профессий, которые не требуют необходимости «стоять у станка», присутствовать при «выплавке стали».

Широта фантазии позволяет приписать к данной категории лиц людей с похожим на бедуинство образом жизни. Например, работающих на дому портних, коммивояжеров и различного рода волонтеров. Более того, напрашиваются исторические аналогии. Был ли офисным бедуином мосье Шариков? Вопрос остается открытым. Будучи заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных, Полиграф Полиграфович самолично выезжал на лов бродячих кошек. По причине малограмотности ошиваться в конторе булгаковский герой с собачьим сердцем не любил. Работал на свежем воздухе. Вот и ломай тут голову: бедуин Шариков аль не бедуин?

 

Вон из офиса

Изгнать из офиса часть персонала, поручить, доверить «изгнанникам» трудиться, где им вздумается, работодателя, скорее всего, толкает стремление снизить расходы по содержанию помещения. По-видимому, это и есть главнейшая причина. Дорого нынче «человеко-место»! Что включает полноценная «производственная площадка» типичного «офисного планктона»? Стул, стол, компьютер, телефон. Следовательно, это расходы на покупку мебели, связь, электричество, Интернет. Главное же, человек занимает несколько метров недешевой арендной площади. Вот и посчитайте общие издержки. Выходит, как минимум, несколько тысяч рублей. А если в фирме трудятся десятки сотрудников? И без слов понятно, что расходы по статье «человеко-место» влетают в копеечку. Переведя сотрудника в «вольные хлебопашцы» материальные издержки можно уменьшить наполовину. По крайней мере, так картина представляется со стороны, с чисто теоретической точки зрения. Даже если (в классическом варианте) босс оплачивает бедуину стоимость связи, Интернет, к статье «арендные расходы» касательства он уже не имеет. Все элементарно. Пред светлы очи бедуин предстает лишь затем, чтобы получить задание и отчитаться в выполнении. Полезную площадь он не занимает.

 

ВСТАВКА

Движение к высшим формам?

Во все времена начальник, барин, работодатель или им подобный стремился к тому, чтобы подчиненные ему люди трудились как можно более организованно и слаженно. Поскольку человек — существо, способное не без успеха порождать хаос, давалось это нелегко. В старину нерадивых работничков секли. Вспомнить российских промышленников Демидовых — так жуть берет. Провинившихся людей главные отечественные «заводчики» эпохи зарождения капитализма заковывали в колодки, держали в сырых подвалах. XXI век не терпит варварских методов воздействия на личность. Цивилизация. Торжество гуманистических идеалов. К индивидуальным человеческим особенностям принято относиться с пониманием. Это еще одна причина поиска работодателем гибких форм управления, манипуляции персоналом. Между тем современный коллектив — и есть собрание индивидуалистов. Людей в нем удерживает вместе временное единство цели. Корпоративная этика, пожалуй, не более чем смягчающая смазка во взаимоотношениях. Откажитесь от идеалистической мечтательности, уважаемый читатель. Современному коллективу чужд дух соборности, общинности, товарищества. То было прежде, и прошло, как с белых яблонь дым. И, скажем, от чикагских гангстеров, грубо говоря, эта компания отличается только тем, что действует в рамках закона. Что делает типичный босс, взявший на вооружение идеологию «длинного поводка»? Нащупывает в человеке его «играющие» струны, задевает их, чтоб звучало. Индивидуалисты требуют индивидуального подхода. Кого-то надо подгонять, подстегивать. Другому — лучше дать задание и выгнать вон из офиса. На «свободе» он сделает работу быстрее и лучше. Такое вот наступает время, такой крен дала культура корпоративного управления. Отсюда и характерный расклад.

 

Территория манер и церемоний

Положительные стороны бедуинства как управленчески-организационного принципа подобно лакмусовой бумажке проявляются на фоне офисной жизни. Точнее, чрез ее призму. Офис — это маленькая Византия. Жизнь здесь обрастает специфической церемониальностью, не соблюдать которую нельзя. В приличном учреждении не принято приступать к трудовым подвигам, не выпив чашечку чая. Дурной тон. Вас не поймут. Потом надо покурить, непременно обсудить последние новости. Рассказать, что опять выкинула эта лихая девица Ксения Собчак. Вспомнить, как развиваются события в племени мумбу-юмбу, посетовать на маленькую зарплату, поругать инфляцию, правительство и вообще дороговизну жизни. Со времени выхода на широкий экран блистательного фильма «Служебный роман», где в одном из эпизодов прекрасно проиллюстрировано утро типичного советского учреждения, мало, что изменилось. Стало больше возможностей отвлекаться от работы. Это да. Появился Интернет. В него можно «нырнуть» и зависнуть на часы. В карманах клерков, как, практически, у всех граждан, завелся мобильный телефон. Вещица может быть как полезной, так и вредной. Нужно «звякнуть» старому другу? Конечно. Послать SMSку любимой барышне? Обязательно.

Офисные трудоголики (есть и такая категория людей), словно кошмара, ожидают очередной день рождения сотрудника. Сюжет торжества известен заранее. Будет накрыт стол. Публика наестся, напьется и станет говорить в адрес виновника праздника лестные речи. Затем начнутся танцы, сопровождающиеся различными играми, конкурсами. Как следствие — происходит всеобщее братание, ну и все такое. Большой трагедии в том нет. Доказано, будь вы хоть погонщиком верблюдов, в той среде образуется нечто похожее на корпоративную культуру. Свойство природы человеческой! Поощрять офисную «общность жизни», традиции даже полезно. Это сплачивает коллектив. Но надо помнить, что в песни, танцы — тоже уходит рабочий пар. Пляски — сильно отвлекающий момент. Бороться с византийской манерностью, церемониальностью бесполезно. В той или иной форме в офисе она все равно будет существовать. Но здравый смысл подсказывает элегантное решение. Из общей массы можно выделить людей с психологией свободного художника. Тех, для кого постоянное пребывание на глазах у начальства сродни пыточному процессу. Если у этих ребят еще есть чувство ответственности, то ничто не мешает перевести их в разряд бедуинствующих элементов. Освободив от рутины офисной жизни, работодатель подарит человеку довольно много свободного времени (ко всему прочему ведь еще не придется ежедневно «тащиться» в контору). Свобода дорогого стоит, и, в принципе, обещает высокую отдачу.

 

ВСТАВКА

Бедуинство как философия творчества

Именно вольница — в теории и практике «длинного поводка», прежде всего, пожалуй, и привлекательна. Для некоторого типа людей, особенно связанных с творчеством — это хрустальная мечта. Попробуем развить тему. Что есть творчество? Это, утверждает наука, связь сознательного и бессознательного, в результате чего возникает продукт в виде идеи. Процесс делится на несколько стадий. Сначала серое вещество мозга нужно загрузить информацией. Затем в голове происходит ее осмысление-переваривание. И, наконец, благоволите — получите результат: поэму, оригинальное техническое решение, новый фасон платья, «непрогорающую» сковородку и т. д. Любой гражданин, мало-мальски связанный с творчеством, подтвердит, что наиболее сложный его период — это вызревание идеи. Зачастую и ускорить-то его никак нельзя. Хоть угрожай расстрелом на месте, но должно пройти время, чтобы идея родилась. Человека, занятого муками творчества, лучше вообще не кантовать. Он «взрывается». Не случайно поэты, писатели, художники, во время работы над новым замыслом часто становятся людьми невыносимыми. То они капризничают, как дети малые, то обижаются по пустякам, то становятся угрюмы. Бедуинство в том смысле, который мы в него вкладываем, — это возможность предоставить человека самому себе, раскрепостить его, пока он продуцирует идею. Пущай себе ходит, где пожелает. Лишь бы был результат.

 

Столичный подарочек

В смысле генерирования идей в нашей стране почти ничего не меняется. Новое в российские регионы «докатывается» из Москвы. Честное слово, напрашивается аналогия с контрабандным товаром, который, как известно, весь производится на Малой Арнаутской, в славной Одессе. Хотя, чему удивляться? Если верить экономистам-экспертам, а они утверждают, что в первопрестольной крутится 80% всех отечественных денег, то становится понятно: жить по-другому столица не имеет права. С такими деньжищами, высокой деловой активностью ей грешно не генерировать идеи. Москва была обязана что-нибудь такое выдать и в области управления персоналом. Речь-то идет не о грецких орехах — об оптимизации бизнеса. Разве может хозяин не печься о богатом доме? Он будет ночи не спать и думать, как бы преумножить состояние? Хозяин обречен хвататься за любую дельную мысль! Всегда. Потому-то столица в очередной раз «тряхнула стариной». Где-то там, в суете офисной жизни, среди шелеста бумаг, длинноногих секретарш, кабинетных интриганов, некоему боссу, по-видимому, пришла в голову идея держать часть работников не на «коротком», а на «длинном поводке». Оригинал москвич или нет — история умалчивает. Скорее всего, идея «стырена» из западной деловой практики. Home-office (домашний офис) — как система, «метода» организации труда там весьма распространена. Что бы ни было, московские фирмы и компании начали избирательно переводить часть сотрудников в «вольные хлебопашцы». Организаций подобных немного. Но это начало. Бедные, несчастные провинциалы. Они снова оказались в ситуации, когда столица показывает пример.

 

Провинция пока дремлет

Крупные российские города копируют московские начинания по принципу: что там было вчера — то будет у нас завтра. Поэтому изменения грядут, но будут постепенными. У провинции свой стиль, ритм. Идеологию офисных бедуинов как форму организации труда на местах работодатель пока, скорее, воплощает неформально. Руководитель либо владелец фирмы позволяет в исключительных случаях работать сотруднику дома. Как правило, это человек, внушающий доверие, ценный специалист, которому идут навстречу. Таким образом, бедуинствующих личностей, например, в Казани, определенно, мало. Можно б было поздравить журналистов-фрилансеров, давно и плодотворно работающих с редакциями на договорной основе. Но публика эта особая, сама по себе тяжеловато вписывающаяся в какие-либо определения. Журналист-фрилансер не мелочится и пашет сразу на несколько изданий. Это бедуин во множественном числе, списать с него классический образец не получается.

 

ВСТАВКА

О значении привычного щелчка кнута

Далеко не каждый способен работать в свободном режиме. Кого-то это расхолаживает и совершенно выбивает из колеи. Нужно еще брать в расчет то, что большинство фирм, компаний трудятся в своеобразном ритме. Пока есть время, персонал вял и инертен. Но неумолимо приближается час, когда нужно отчитаться о трудах проделанных. В такой ситуации взмах плетки очень хорошо приводит в чувство и заставляет мобилизоваться. Когда же следует ожидать расцвета бедуинства? Этому будет способствовать развитие новых технологий. Скорость, с которой они завоевывают мир, вероятно, действительно сделает присутствие человека в офисе далеко не обязательным. Возможно, изменятся и наши традиционные представления о рабочем дне. Сегодня большинство экономически активного населения трудится по одному, стандартному циклу: в 9 утра начали — в 18 вечера закончили. Отсюда многие беды: столпотворение на улицах, пробки на дорогах, перегруженность учреждений. В будущем многие фирмы, заводы, фабрики, возможно, перейдут на веерный график работы, что позволит распределить периоды человеческой активности равномерно. Во всяком случае, разговоры об этом ведутся давно.

 

Немногочисленность бедуинов, неразвитость подобного рода практики не накладывает мрачный отпечаток на оценки. Начинания бывают разные: умные и не очень. Работу в штате, но за пределами офиса, в смысле средства управления персоналом, можно охарактеризовать как новшество хитренькое и эффективное. Видно это на простом примере. Где бы ответственный человек ни находился — работа у него «в голове сидит». Мысль о том, что ее надо сделать — не дает покоя. Эта форма контроля, пожалуй, даже будет похлеще, чем кнут работодателя.

Валерий ЯКОВЛЕВ

 

Комментарии

Елена ДАВЛЕТБАЕВА, директор кадрового агентства «Кьюмен»:

— Есть определенный тип людей, которых в силу их индивидуальных качеств, специфики работы нельзя загонять в рамки. Работать плодотворно они могут только в свободном режиме. Нужны аналогии? Рынок кадровых услуг породил «head-hunting». На образном русском языке — это «охотники за головами». Суть дела в том, что компании, крайне нуждающиеся в каком-либо специалисте, нанимают профессионала для того, чтобы он «добыл» нужного человека. Терминология полностью соответствует характеру работы. Обычно хорошего специалиста приходится переманивать с насиженного места, что непросто. Работа творческая, требующая поиска идей, форм. Человек индивидуален, к нему надо найти свой подход. «Охотников за головами» в Казани пока считанные единицы. Да и сама услуга еще не получила широкого распространения, находится в начальной стадии формирования. Но этот объем услуг будет расти. Во всяком случае, так происходит во всем цивилизованном мире. Кадры, как это ни банально звучит, действительно решают все. Предпосылка, говорящая о том, что работы прибавится, лежит на поверхности. Столица республики испытывает серьезный отток квалифицированных кадров. Люди уезжают в поисках более выгодных предложений по зарплате, перспектив карьерного роста. Недалек тот день, когда за специалистов будут разгораться битвы. «Охотники за головами» определенно понадобятся. Людей, выполняющих подобную работу, нет смысла держать на «привязи» в офисе. Это творческие личности. Не отвлекаясь, самостоятельно планируя график труда, они смогут работать гораздо эффективнее.

 

Алексей ИВЛИЕВ, директор ООО «Сфера»:

— Как руководитель предпочитаю, чтобы все сотрудники были на виду, под контролем. Не надо питать иллюзий. Большинство людей, к сожалению, очень плохо организуют свой рабочий процесс. Если над душой никто не стоит — работа откладывается на последний момент. Потом выполняется в авральном порядке, как попало. А может быть и вообще заброшена — в силу различных обстоятельств. Руководитель, конечно же, узнает об этом последним.

Работник, не прикрепленный к офису, — темная лошадка. Работодателю будет трудно избежать утечки информации, занятости человека по совместительству, попыток сманивания сотрудников конкурентами. Вне офиса сотрудник не так доступен, как иногда необходимо — абонент имеет свойство находиться вне зоны связи. Между тем срочная работа может возникнуть в любой момент. Вообще с человеком нужно общаться лично. Иногда подолгу, чтобы что-то объяснить, убедить, доказать. Чрезмерно уповать на связь не стоит.

Профессии, предполагающие работу вне офиса, безусловно, есть. Но тут, скорее, нужно говорить о специфике работы, а не о бедуинстве в чистом виде. Все понимают, что, например, строитель или торговый агент не будут сидеть в офисе.

Если говорить о растиражированном рекламой стиле работы «сидя с ноутбуком на обочине», то это миф. С техникой масса сложностей. Ею, как минимум, надо владеть, причем на приличном уровне. Вся передовая техника: ноутбуки, PDA, smartphone — больше дань моде, чем средство обеспечения мобильности работы. На самом деле существует очень небольшой перечень профессий, где подобная техника нужна и пригодна.

Таскать с собой ноутбук для постоянной работы никто не станет. Даже самый легкий аппарат имеет около полутора килограммов веса. Плюс зарядное устройство, мышка, провода. Приличный чемоданчик соберется. Не считая принтера, сканера, факса. С ноутбуком в машине долго не посидишь. Он должен стоять на твердой поверхности и продуваться снизу. Иначе перегреется и сгорит. С PDA вы просто не попадете в экран. У smartphone экран маленький, кнопок ограниченное количество — вводить данные неудобно. Можно, правда, приобрести подключаемую клавиатуру, но это уже не мобильность. Если для работы нужен Интернет, то здесь свои сложности. Wi-Fi сети почти нигде нет. Скоростная выделенная линия подключается в конкретную точку — это уже «привязка» к месту. Можно воспользоваться GPRS, но будет недоступен телефон — ведь ноутбук «врубается» к нему через кабель.

«Навороченная» техника скорей нужна для хвастовства. У меня — самый дорогой телефон. Он умеет готовить яичницу. Но для этого его надо отнести в специально отведенное место, присоединить к нему специальный аппарат, поставить программу, настроить софт, задать команду и через полчаса вы можете наслаждаться вкусом великолепного блюда.

 

Андрей ДАШИН, вице-президент ООО «Дилинговая компания «Альпари»:

— Существующие на финансовом рынке более-менее крупные компании предоставляют очень большой спектр услуг. Чтобы поддерживать в полном объеме весь инструментарий, которым они владеют, зачастую не обойтись без приглашенных сотрудников. Например, периодически возникает необходимость написания специфических программ, но по месту непосредственной дислокации офиса трудно найти подходящего специалиста. Не так важно, где он проживает. Главное, чтобы человек обладал необходимым уровнем знаний, был компетентен в интересующих нас вопросах и готов выполнить задачу. Тогда с ним заключается специальное соглашение. Человек может не числиться в компании, но по договоренности с ней выполнять определенные функции. Словом, речь идет о типичном аутсорсинге.

Для некоторых категорий специалистов работа «на удалении» наиболее удобная, а иногда и единственно возможная форма взаимного сотрудничества с работодателем. Аутсорсинг, например, предпочтителен для программистов. Им нет смысла постоянно находиться в офисе. Крупные компании регулярно прибегают к услугам профессиональных консультантов. Это люди, находящиеся на особом положении. Оно обусловлено их высочайшей компетенцией, немногочисленностью. Консультантов соответствующего уровня, профиля на всю страну, может быть, единицы.

Тем не менее я сторонник того, чтобы как можно больше сотрудников по возможности находилось в офисе. Человеческий фактор имеет огромное значение. Сотрудник компании — не просто «винтик», живущий по принципу: пришел в «контору», отсидел положенное и ушел. Он должен «напитаться» духом организации, в которой работает, быть ее гармоничной частью. Не случайно серьезные, крупные бизнес-организации годами кропотливо выстраивают корпоративную культуру. Люди должны ощущать свою общность, быть командой — только тогда им по плечу великие цели.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя