СУМЕЕМ ЛИ МЫ СОХРАНИТЬ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК?

0
380

2019 год объявлен ООН Международным годом языков коренных народов. Это хороший повод для продолжения темы сохранения и развития родного для титульной нации Республики Татарстан языка. Своими размышлениями делится признанный эксперт в этой области, академик Академии наук РТ, доктор филологических наук Рузаль ЮСУПОВ.

Небо над татарским языком не безоблачно…

На первый взгляд такой вопрос сегодня может показаться несколько наивным. Обязательно найдутся такие, которые будут возражать: почему возникло у этого автора сомнение в перспективе жизнеспособности нашего родного языка, и что угрожает его функционированию? И они перечислят аргументы: в учебных заведениях преподается татарский язык, на нем сегодня издаются книги, выпускаются газеты и журналы, делаются радио и телепередачи, ставятся спектакли и так далее. И будут утверждать, что ситуация с татарским языком вполне благополучная.

Так будет казаться, если к рассмотрению этого важнейшего вопроса подходить поверхностно, без глубокого анализа событий, произошедших в последние годы и происходящих поныне, в связи с функционированием, обучением и развитием татарского языка.

Разумеется, будут пытаться расписывать ситуацию с татарским языком лишь в радужном свете те, кто по своему положению, по служебному долгу, кто-то, может, и по своей наивности склонен видеть во всем только позитив.

Но, как известно, жизнь состоит не только из положительных моментов. И небо над татарским языком сегодня не совсем безоблачное, как полагают некоторые. В употреблении, в качественном состоянии, обучении и перспективах развития его в настоящее время имеются серьезные проблемы, которые изо дня в день становятся все ощутимее.

Наступило время со всей серьезностью отнестись к положению с татарским языком, всесторонне проанализировать сегодняшнее его состояние, объективно оценивая имеющиеся немалые трудности для его успешного функционирования как одного из развитых литературных языков, и принять безотлагательные меры, чтобы остановить падение престижа языка и потерю его весомого значения в сохранении и развитии татарского народа как цивилизованной нации.

Попытаюсь вкратце изложить объективные и субъективные трудности на пути функционирования татарского языка и факторы, представляющие реальную угрозу для его сохранения.

Во-первых – что самое главное – за последние годы по инициативе центральных и при попустительстве местных властей сумели-таки подорвать устоявшуюся, проверенную временем систему преподавания в учебных заведениях татарского языка. Не оказывалось со стороны руководящих органов образования должного внимания организации обучения учащихся татарскому языку в общеобразовательных школах, отсутствовал контроль за эффективностью работы преподавателей родного языка, а также за качеством знаний обучающихся по данному предмету. В результате учащиеся русскоязычных школ, около половины которых составляют дети татар, потратив на изучение татарского языка в течение десятилетия тысячи часов времени, расставались со своим учебным заведением по сути так и по-настоящему не выучив этот язык, который по закону о языках они по окончании школы должны были знать хорошо.

В том, что два года тому назад начались волнения вокруг преподавания татарского языка, в результате которых указанием Президента России и с одобрения парламента республики время на изучение татарского языка в школах было сокращено до двух-трех часов в неделю, причем только с согласия родителей учащихся, в значительной степени повинны сами учителя татарского языка и органы образования. Первые работали спустя рукава и безрезультатно, вторые не организовали и не руководили должным образом процессом обучения татарскому языку.

Таким образом, в изучении татарского языка возник коллапс, задача срочного выхода из которого предстояло и предстоит сейчас перед органами образования и преподавателями татарского языка.

Ясно, что никакие сложности и никакие препятствия не должны остановить процесс обучения родному языку татар и отказаться от реализации задачи организации преподавания татарского языка не имел и не имеет права никто. Поэтому и после резких перемен в системе обучения этому языку предстоит заниматься выполнением задач, связанных с изучением языка коренного населения татар Республики Татарстан. Но приходится эту задачу решать уже в более сложных и притесненных условиях, чем это было раньше. Мысли о том, как надо организовать и проводить обучение татарскому языку изложены в статье «Тактику придется изменить» (см. сайт журнала «Элита Татарстана» от 12.12.2017 г. – прим.ред.).

Считаю необходимым обратить внимание на одно обстоятельство. У меня есть сомнение, что не все учителя татарского языка и не все ответственные работники органов образования извлекли уроки и сделали соответствующие выводы из произошедших недавно потрясений с преподаванием татарского языка и, по имеющимся сведениям, кое-где снова стало проявляться прохладное отношение к организации обучения этому языку. Поступают сообщения, что в некоторых школах не все часы, отведенные для татарского языка, используются по назначению, не везде имеются учебники по родному языку, где-то не хватает учителей по данному предмету…

Надо полагать, что неурядиц подобного характера существует немало, и их будет гораздо больше, если не проявится достаточно серьезное отношение к преподаванию татарского языка со стороны соответствующих органов образования, руководителей учебных заведений и, разумеется, самих учителей родного языка.

Отказ от изучения родного языка – вызов сегодняшнего дня

Дальнейшая судьба татарского языка будет решаться в значительной степени именно с этого года в зависимости от того, насколько результативно Министерство образования республики, районные, городские органы образования сумеют организовать и проводить занятия по данному предмету.

Впредь добиваться успехов в этом важнейшем деле смогут лишь лучшие учителя татарского языка, хорошо владеющие знаниями по своему предмету, современной методикой проведения занятий, педагогическим мастерством.

Как ни парадоксально может показаться и как бы ни было досадно об этом заявлять, в последние годы у определенной части татарского населения возникло неодобрительное, вернее сказать, отрицательное отношение к изучению родного языка.

Такое негативное отношение у определенной, если не сказать больше – значительной – части татар сегодня представляет главную опасность для сохранения и развития татарского языка. Это феномен XXI века, он – угроза для развития наций. Отказ цивилизованного, воспитанного на национальных традициях человека от обучения своего ребенка родному языку выглядит не иначе как нонсенс.

Это явление требует глубокого анализа психологов, педагогов, социологов и других компетентных специалистов и своей объективной оценки.

Попытаюсь объяснить нежелание отдельных родителей-татар обучить своих детей родному языку.

Причин тому несколько. Чтобы их правильно, объективно определить, надо быть осведомленным в истории татарского народа, знать его сегодняшнее социальное положение и современную политическую обстановку в стране.

Татары, как известно, жили в царской России, где для нерусских народов не было условий для свободного развития и проявления своей национальной идентичности. Имперская колониальная политика в течение многих веков воспитала поколения нерусских народов в покорности, внушая им, по сравнению с русскими, чувства их приниженности, второсортности во всем – и в интеллектуальном развитии, языке, культуре, искусстве, образовании и так далее. Нельзя сказать, что царизму удавалось все народы постоянно удерживать в интеллектуально-психологическом унижении и воспитать в них рабскую психологию. Отдельные яркие личности из разных народов, вырываясь из-под гнета, становились людьми со своей гражданской позицией и, получая соответствующее образование, осваивая передовую культуру, занимали достойное положение в обществе. Но таких было немного, и в целом в психологии нерусских народов, в том числе татар, веками насаждалось чувство своего униженного, притесненного состояния.

Идея превосходящего положения русских, по сравнению другими народами, поддерживалась и в советское время: понятия «великий русский народ», «великий русский язык» впитывались всеми нерусскими людьми с малых лет и укреплялись в их сознании на всю жизнь.

В последние годы гегемония русского народа, всего того, что связано с ним, снова интенсивно культивируется. Она, поддерживаемая руководством России, становится основой официальной государственной политики. Это проявляется во всей духовной жизни, и в неправомерном распоряжении Москвы о том, что лишь русский язык объявляется государственным и обязательным для изучения всеми, а языки других народов считаются необязательными для их изучения в учебных заведениях, только по желанию родителей и в объеме не более двух-трех часов в неделю.

При этом по указанию центра уже несколько лет действует в школах система сдачи выпускных государственных экзаменов (ЕГЭ) всеми, в том числе учащимися национальных школ, лишь на русском языке и обязательно по русскому языку и по русской литературе, причем в объеме программы русскоязычных школ.

В этом четко проглядывает ущемление прав и сокращение возможностей нерусских молодых людей для успешного продолжения обучения в высшей школе и получения достойной профессии.

Анализ социально-политического положения в стране и национальной политики государства, проводимой в последние годы, ясно показывает, что курс взят на приоритетное развитие всех сфер русского народа, а развитие национальных культур обречено на финансирование государством, как всегда, по остаточному принципу.

Все эти и другие факторы не могут не повлиять на умы представителей нерусских народов. Отсюда и складывается настроение нерусских родителей отдавать предпочтение изучению русского языка даже тогда, когда имеется возможность выбора своего родного языка. В данном случае они, не задумываясь о своем гражданском долге обучать своих детей родному языку, руководствуются лишь прагматическими интересами, видя свой родительский долг в создании достойных условий для того, чтобы их дети могли получать лучшее образование на русском языке.

Пренебрежение определенной части татар, особенно молодежи, к своему родному языку проявляется не только в изучении татарского языка, но и во всех других сферах жизни, где присутствует татарский язык. В городах, в том числе и в Казани, не менее половины жителей которых составляют татары, на улицах, в общественных местах редко встретишь людей, говорящих на татарском языке. А много ли татарского населения, особенно молодых, читает литературу, газеты и журналы, смотрит и слушает телевизионные и радиопередачи на татарском языке? Очень немного!

Благо бы, если во всех татарских семьях общение между их членами происходило на родном языке. Ан нет! Далеко не во всех татарских семьях языком общения является родной язык членов семьи. Потому что многие из татар даже среднего и старшего поколения плохо знают теперь или совсем не знают своего родного языка. Такова наша горькая действительность.

Литературный язык под угрозой

Вызывает сильную тревогу не только сложившаяся ситуация с разговорным языком. Нас прежде всего должно беспокоить состояние татарского литературного языка. Как известно, вся наша духовная жизнь, богатейшее литературное наследие зиждется на развитом, совершенном литературном языке, который имеет многовековую историю. Когда мы речь ведем о сохранении и развитии родного языка, в первую очередь, подразумеваем его литературную форму.

В целом в использовании татарского языка в разговорной и литературной речи уже в течение ряда десятилетий говорящими и пишущими допускается удивительная халатность, невнимательность и языковая безграмотность.

Мне волею судьбы приходится заниматься изучением качества языка средств массовой информации на татарском языке уже более полвека. За этот период я проанализировал язык многих тысяч номеров различных газет, журналов, отдельных книг, а также многих радио и телепередач, и на основании накопленных материалов мною опубликованы десятки монографии, учебников и сотни статей о качестве употребления татарского языка в средствах массовой информации и других материалах.

Главный неутешительный вывод этой кропотливой работы таков: язык наш употребляется с грубейшими нарушениями правильных литературных норм в огромном количестве. Особенно много таких нарушений наблюдается в материалах перевода с русского языка. При этом количество их из года в год, изо дня в день увеличивается.

Характер языковых ошибок, причины их возникновения, пути их устранения изложены в многочисленных трудах автора этой статьи и других. Однако журналистов, предпринимающих попытку устранить хоть небольшое количество из нарастающего потока ошибок, не заметно.

Главная опасность все более засоряющих литературный язык ошибок заключается в том, что многие из них, грубо нарушая естественные нормы татарского языка, приводят к постепенному разрушению его лексико-грамматической, фонетической структуры, неуклонно подтачивают основы его естественной природы, заполняя язык искусственными, не свойственными для него образованиями.

В искажении и порче языка особенно усердствуют журналисты малоформатных (в основном негосударственных) газет. Им свойственно употребление слов в не своих значениях, использование вышедших из употребления, устаревших арабо-персидских заимствований, увлечение созданием без необходимости новых слов, грубо нарушая естественные правила образования слов. Такие и другие искажения языка не редкость и для республиканских (государственных) газет.

Очень много языковых ошибок в радио- и телепередачах. В них нарушаются и лексико-фразеологические, и грамматические литературные нормы, и фонетическое построение речи (интонация, ударение, произношение звуков и так далее). Корявая, неправильная речь выступающих и ведущих на татарском языке в радио- и телепередачах становится обычным явлением.

Говоря о грубых нарушениях в языке средств массовой информации, нельзя не упомянуть о таких странных нововведениях в малоформатных газетах «Мәхәббәт», «Юлдаш», «Ирек мәйданы» и других, как использование разговорного языка со многими просторечными выражениями. При этом журналисты этих газет сознательно практикуют использование просторечия вместо литературного языка, мотивируя свое совершенно неправомерное изобретение тем, что, газеты, издающиеся не на литературном, а на разговорном, просторечном языке, будут более привлекательными для читателей. Вот такие злоключения происходят теперь в татароязычной печати, и эти дикие эксперименты проводятся с нашим древним, богатейшим, высоко развитым татарским языком, на котором в течение столетий создавались шедевры художественной и научной литературы.

Не ставя целью подробно анализировать причины создавшегося тревожного положения с татарским языком, назову лишь наиболее существенные.

Серьезной причиной падения престижа татарского языка и культуры родной речи является то, что задача сохранения и развития татарского языка не стала одной из первостепенных и важнейших в деятельности органов власти республики.

Необходимо принять неотложные меры, направленные на оздоровление обстановки с татарским языком, и по специальной государственной программе всем ответственным и заинтересованным лицам интенсивно и эффективно заниматься реализацией задач по сохранению и развитию родного языка многомиллионной татарской нации.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя