Алексей ФРОЛОВ: Важна активность собственников

0
93

 

В марте свой профессиональный праздник отмечают работники жилищно-коммунального хозяйства. Именно  они делают нашу жизнь комфортной, именно благодаря им зимой наши дома согревают батареи, из кранов бесперебойно поступает вода, регулярно вывозятся бытовые отходы, не протекают крыши, расчищаются от снега и благоустраиваются улицы и дворы. О том, что делается в Татарстане для совершенствования отрасли, рассказывает Алексей ФРОЛОВ, первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.

 

Алексей Михайлович, с начала реформирования отрасли прошло достаточно много лет. Сегодня уже можно говорить о том, что основная задача по формированию механизма эффективного управления и обслуживания жилищным фондом решена?

— Что мы подразумеваем под понятием «эффективное управление жилищным фондом»? Это существенное улучшение условий содержания многоквартирных домов, развитие конкуренции, снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг, развитие самоуправления и многое другое.

Реформа отрасли включала в себя много различных направлений, и один из главных ее результатов — возможность свободного выбора организационно-правовых форм и структуры управления. Вы сами понимаете, что по-настоящему успешная система управления жилищным фондом создается только совместными усилиями собственников и управляющей организации.

Может быть, не все знают, что в нашей республике согласно постановлению Кабинета Министров РТ проводится конкурс «Лучшая организация в сфере управления многоквартирными домами РТ». Итоги конкурса за 2015 год будут подведены в марте 2016 года. ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» составляет специальный рейтинг по оценке эффективности деятельности всех организаций, задействованных на этом рынке. В результате выявляются сильные и слабые стороны управления жилищным фондом в современных условиях.

Конечно, сделано уже немало с момента реформирования отрасли, особенно в вопросах, связанных с энергосбережением. Но сегодня перед нами стоят новые масштабные задачи, в том числе по институциональному, финансово-экономическому и кадровому обеспе­чению жилищного самоуправления. В этой связи необходимы комплексные и системные усилия власти (федеральной, региональной, муниципальной) и бизнеса, а также научного, образовательного сообщества при активном сотрудничестве с общественными организациями и, конечно, с основным субъектом рынка жилищных услуг — собственни­ками жилья.

Как вы сегодня оцениваете состояние конкуренции в сфере ЖКХ? Сколько управляющих компаний насчитывается в республике? К кому жильцам обращаться с жалобами на неправомерные действия отдельных управляющих организаций?

— Разумеется, эффективность управления в жилищной сфере во многом зависит от того, кто этим занимается. Уровень квалификации и деловые качества кадров — вот что главное. Для того, чтобы повысить ответственность управляющих компаний, проводится лицензирование деятельности и проверка знаний директоров. В республике на сегодняшний день успешно сдали квалификационный экзамен 468 руководителей управляющих компаний, соискателей лицензий. Лицензия предоставлена 251 компании. А 18 наоборот, прекратили свою работу. Все данные по добросовестным организациям, с адресным списком многоквартирных домов, внесены в реестр лицензий в ГИС ЖКХ.

На территории республики контроль за защитой прав потребителей в этой сфере производит Государственная жилищная инспекция РТ. Она принимает обращения и заявления граждан, в том числе от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Многие считают, что такая форма управления собственностью, как товарищество собственников жилья, не получила особой популярности. Возможно, потому, что в подавляющем большинстве жильцы привыкли пассивно относиться к вопросам, связанным с управлением домом. Ваш прогноз по поводу дальнейшего развития ТСЖ?

На современном этапе реформы ЖКХ к числу важнейших вопросов, как я уже отметил, относится вопрос эффективности содержания и эксплуатации жилищного фонда. Во многом это связано с инертностью и отсутствием подлинного участия населения в управлении своими домами, разрозненностью собственников жилья и отсутствием системного контроля качества работ и услуг. Приватизация квартир еще не сделала их обладателей эффективными собственниками.

С развитием ТСЖ к управлению жилым фондом пришла масса людей, имеющих самое смутное представление о тех проблемах, которые возникают в процессе этой деятельности. Не все могли сразу понять, что современный многоквартирный дом — сложное инженерное сооружение, которое должно обеспечивать комфортное и безопасное проживание людей. Управление в данном случае требует обширных знаний в различных областях: инженерии, менеджменте, экономике, маркетинге, бухгалтерии, социологии, психологии. Выполнение конкретных процедур и схем связано с более чем 300 нормативными актами. Председатель ТСЖ — это универсал, который должен знать правила эксплуатации жилых зданий, уметь разговаривать с жильцами, представителями органов власти и поставщиками, уметь заключать договоры, вести делопроизводство. Все вопросы в товариществе (аренда нежилых помещений, ремонт) решаются общим собранием жильцов, но ведь и собрания надо уметь организовать и провести.

Поэтому важно уделять особое внимание задачам жилищного просвещения и культуры граждан, активов территориального общественного самоуправления. Я имею в виду инновационные формы решения проблем взаимодействия с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, социальную защиту малоимущих граждан, основы работы по концессионным соглашениям, тонкости тарифообразования в отрасли, информационное обеспечение систем управления многоквартирными домами.

Сегодня НП «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ «ЖКХ Контроль» активно консультирует граждан по всем возникающим вопросам. Причем для этой цели привлекаются представители общественных организаций, органов государственной власти и Государственной жилищной инспекции РТ. С начала создания по настоящее время региональным центром рассмотрено более 8000 обращений, проведено 1328 встреч с гражданами, подготовлено шесть информационных, справочных и методических материалов.

Кроме того, эта организация совместно с ассоциациями собственников жилья ведет работу по обучению в рамках проекта «Школа грамотного потребителя». Жилищное просвещение председателей советов многоквартирных домов (старших по домам и активистов) реализуется в Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, Альметьевске. На конец 2015 года обучено уже 650 человек. В рамках жилищного просвещения проведено семь встреч со студентами вузов.

Ведется активная работа по взаимодействию с муниципальными образованиями, по созданию центров контроля в отрасли в районах республики, а также по разработке программы дистанционного обучения (повышения квалификации и переподготовки) кадров системы ЖКХ.

Грамотность собственников жилья повышается и через советы многоквартирных домов и старших по домам. По поручению Президента РТ Рустама Минниханова руководители исполкомов муниципальных образований регулярно проводят встречи и совещания с председателями советов многоквартирных домов и старшими по домам. Во встречах принимают участие представители Кабинета Министров РТ, Госсовета РТ, нашего Министерства, Государственной жилищной инспекции РТ, СРО РНП «Содружество организаций управляющих МКД РТ», общественных организаций. Информацию об этом можно узнавать через ЕГИС «Открытый Татарстан» и на сайте Министерства. Так или иначе, товарищества необходимы и должны участвовать в управлении жильем.

Остаются ли открытыми, нерешенными вопросы по капитальному ремонту жилых домов? Есть ли гарантии того, что он будет проводиться всегда безупречно, и кто несет ответственность за его ненадлежащее исполнение?

В рамках закона РТ №52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РТ» и в соответствии с Жилищным кодексом РФ у нас реализуются республиканские адресные программы по проведению капитального ремонта жилого фонда.

Действует региональная программа капремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории республики, сформированная на средства собственников. По мере поступления финансирования из других источников (местный бюджет, федеральные или республиканские средства) срок проведения капитального ремонта будет продвигаться вперед. А гарантии качества и сроков выполнения обеспечивает региональный оператор.

При отборе подрядных организаций учитываются их опыт работы, положительные отзывы заказчиков, высокий уровень квалификации персонала, применение современных материалов и технологий выполнения работ, наличие сертификата соответствия стандартам качества применяемых материалов и оборудования.

Те, кто имеет обоснованные жалобы граждан на плохую организацию работ, срывающие сроки выполнения и так далее, включаются в список недобросовестных подрядных организаций. Их списки публикуются на сайте Государственной жилищной инспекции РТ. Государственная приемочная комиссия подписывает акт ввода в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом дома. Гарантийный срок составляет пять лет с момента подписания акта приемки выполненных работ.

Если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, подрядная организация обязана устранить их за свой счет и в согласованные с заказчиком сроки.  

Не секрет, что в сфере ЖКХ есть проблема кадрового потенциала. Если нет эффективного собственника, то необходим эффективный управляющий. Где готовят специалистов для этой сферы?

— В рамках целевой подготовки квалифицированных кадров по профессиям среднего профессионального образования ежегодно до 2016 года выделяется 350 учебных мест. В 2014-2015 годах по специальностям, востребованным в сфере ЖКХ, было принято 63 обучающихся. В 2015-2016 годах осуществлен прием 35 человек.

Ведется работа по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере ЖКХ РТ в рамках распоряжения Кабинета Министров РТ. В 2015 году уже прошли обучение и переподготовку 4635 специалистов ЖКХ, что составляет 115% от годового плана.

Существующая система повышения квалификации кадров находится в состоянии поиска новых инновационных подходов и совершенствования. От того, насколько успешно будут решены эти задачи, зависит повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг в каждом доме.

Беседовала Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя