КАЖДОМУ НУЖНА САМОИРОНИЯ

0
467

 

«Тот, кто хотя бы отчасти не обладает чувством юмора, – лишь отчасти человек». Трудно не согласиться с этим высказыванием Гилберта Честертона. Способность шутить, иронизировать над абсурдными моментами нашей жизни помогает не опуститься до уныния и безразличия, сохранить мироощущение «на кончиках пальцев», развить ум и хороший вкус. В этом смысле профессиональный выбор карикатуриста очень правильный и благородный. Но он же обрекает на многие печали, потому что превращать грустное в смешное – затратная для души работа. Об этом хорошо знает известный татарстанский художник Ильдус АЗИМОВ, чья персональная выставка, приуроченная к 60-летию автора, состоялась в начале года в художественной галерее Дома дружбы народов Татарстана.

– Считаю, что художник – это прорицатель, – говорит Ильдус Ильясович. – Он видит будущее, расшифровывает его таинственные отблески путем озарения. В 1994 году я сделал работу, которая попала в сборник «Лучшие карикатуры мира года», изданный в США. На рисунке козырная шестерка била короля с лицом Бориса Ельцина, в руке которого сломанная держава – символ государственной власти. Посыл карикатуры – назревшая тогда необходимость наводить порядок в стране, за что, спустя шесть лет, и взялся новый президент…

Так же как и будущее, художник познает прошлое, ведет мысленный разговор с предками. То есть в искусстве происходит преломление времени и пространства.

Способности к этому даруются природой или их можно развить?

– Любой человек рождается с талантом, каждый ребенок – это художник с присущим ему непосредственным видением мира. Главная задача заключается в том, чтобы сохранить в себе внутреннего ребенка, став взрослым. Всю жизнь, работая над рисунками, иллюстрациями, я стараюсь вспоминать свои детские ощущения: какими чудовищами казались шмели, стрекозы, как бежали облака, словно кадры киноленты, если быстро закрывать и открывать веки…

И, конечно, каждый художник должен совершенствоваться, как и любой другой профессионал. Стоит только на миг остановиться в развитии, как рискуешь непоправимо отстать от жизни.

Чего сегодня требует искусство сатирической графики от своих приверженцев?

– Меняться вместе со временем! Казалось бы, что общего между сферой информационных технологий и художником? Но нужно хоть немного разбираться в ней, как минимум, знать о последних новинках техники, чтобы показать, как они влияют на быт, поведение, психологию людей. На одном из моих рисунков три хакера за столом спорят, кому взламывать банк, чтобы сбегать за очередной бутылочкой… Конечно, это гротеск, но в нем есть и грустная правда: зачастую умные, талантливые люди с передовыми знаниями оказываются на обочине жизни.

Задача карикатуриста – замечать и делать выпуклыми болевые точки общества. Нельзя равнодушно относиться к происходящему вокруг. Иногда меня спрашивают: «Почему у вас глаза так бегают, как у жулика?» Это от внимательности, от стараний подметить как можно больше. Кстати, такой взгляд был присущ и моим предкам, об этом рассказывают старшие члены семьи старинного рода Азимовых. Леонардо да Винчи говорил: «Есть люди, которые видят. Есть люди, которые видят, когда им покажут. И есть люди, которые не видят, даже когда им показывают». Последние обычно спрашивают: «В каком месте смеяться?» А вот художники-карикатуристы видят то, что никто не замечает, и рассказывают об этом с помощью меткого слова или образа – того, что может вскрыть суть явления как пожалуй, ни один вид искусств. Без юмора не обойтись в жизни, иначе трудно выдерживать ее противоречия. Каждому из нас также очень нужна самоирония, чтобы работать над недостатками.

Вообще, карикатура – очень демократичное искусство. Даже не получив никакого художественного образования, можно найти свой графический стиль и достичь больших успехов. Главное – идеи. Яркий пример тому – Андрей Бильжо, российский карикатурист, юморист, дизайнер, создавший целый издательский и ресторанный бизнес вокруг своих художественных идей, в частности, вокруг имени персонажа Петровича.

Ильдус Ильясович, как вы оцениваете общее состояние сатирической журналистики в нашей стране сегодня?

– Политической карикатуры фактически нет. Все-таки это очень опасная профессия. Вспомним истории некоторых советских карикатуристов, которые становились преследуемы. И сегодня, в современном мире, встречаются подобные случаи. Я знаю, что, например, в Турции политических карикатуристов лишают свободы. Ни в какие времена власти не нравилась острая критика в свой адрес. Правда, знаменитый художник Борис Ефимов, проживший 104 года, опубликовал в «Крокодиле» даже шарж на Иосифа Сталина! Но это было еще в 1927 году. После, как мы знаем, такое стало уже невозможно.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов произошел определенный всплеск интереса к сатире в нашей стране и в мире. Мы с друзьями принимали участие в международных конкурсах, выставках, таких как будапештская выставка 1989 года «Разрушим стены холодной войны и изоляции», активно держали связь с FECO (Международной ассоциации карикатуристов). Джо Сабо, американец венгерского происхождения, издавал книгу «Лучшие карикатуры мира», в которую включал работы казанцев и предпринимал попытку организовать журнал «Witty World» – «Остроумный мир» – о карикатуристах и для карикатуристов. Вышли 14 номеров, но потом, к сожалению, начались финансовые проблемы.

Однако в мире сегодня существуют очень популярные сатирические журналы, такие как французский «Шарли Эбдо»…

– Да, но мы знаем, какими методами работы он пользуется. Все же юмор, сатира не должны разъединять, стравливать народы… Я убежден: рисовать нужно с уважением, любовью, не доходя до ненависти. Вот вопиющий пример: в Иране объявили юмористический конкурс на тему холокоста. Мы написали протест в FECO. Как это возможно – шутить на тему уничтожения целого еврейского народа, миллионов советских военнопленных, среди которых были представители всех наций России? За победу в этом конкурсе обещаны золотые кольца из сокровищниц шаха… Мыслимо ли?!

Все же слово, образ, появляющиеся в публичном пространстве, имеют большое влияние. В советское время художники-карикатуристы активно боролись с социальной несправедливостью. Люди писали в прессу о своих проблемах, и даже по мелким вопросам собиралась редколлегия. Например, неубранный двор, нерадивый чиновник из ЖЭКа мог стать «героем» карикатуры, фельетона, памфлета. Власти прессы боялись. Так она работала в интересах общества.

Проводились международные выставки карикатуры, в которых участвовали художники из всех стран социалистического содружества, например, «Сатира в борьбе за мир».

Вместе с прекращением существования СССР остановилась эта работа, закрылись десятки прекрасных юмористических журналов, выходивших по всей стране и в других государствах соцлагеря. Чехословацкий «Дикобраз», болгарский «Стыршил», башкирский «Хэнэк» («Вилы»). И судьба легендарного «Крокодила» также трагична… Слава богу, что в Татарстане сохранился журнал «Чаян»! Все же казанская школа карикатуры имеет, без преувеличения, мировое значение. В разных странах знают имена таких выдающихся мастеров сатирической графики, как Ильдар Ахмадеев, Лия Бочкова, Эрнст Гельмс, Иван Хантемиров, Зуфар Хусаинов, Виктор Игнатьев и многие другие. Леонид Елькович до последних своих дней рисовал, хотя и страдал катарактой, – таким преданным профессионалом был. И сегодня казанские художники сохраняют высокий класс мастерства. Наш корифей Вячеслав Бибишев – обладатель Гран-при «Золотой Эзоп» Габровского международного фестиваля сатирической пластики и карикатур, ваш покорный слуга – дипломант этого конкурса.

 

 

И все же недаром вы вспомнили Бильжо. Значит, возможно и в рыночных условиях функционирования экономики и прессы художникам найти свою нишу, успешно работать?

– Андрей Георгиевич – человек огромного таланта и гениальный организатор. Конечно, на таких, как он, надо равняться. И я могу честно сказать, что за работу казанских и татарстанских карикатуристов мне не стыдно. Коллективом творческого объединения «Сабантуй» мы проводим выставки, издаем авторские открытки, выпускаем уникальную сувенирную продукцию. Стараемся достаточно времени уделять занятиям с детьми и для этого организовали клуб «Картошка», в котором ребята могут учиться нетривиальному мышлению. Подготовить из них художников – не самоцель, а вот мыслящих людей – да. Искусство карикатуры ведь терпит только умных, креативных людей. И потому значение его никогда не ослабеет, а для нашего времени оно жизненно необходимо! На мозговых штурмах нашего клуба школьники задействуют свои творческие и интеллектуальные способности. Работаем и с «солнечными детьми», страдающими аутизмом.

Коллеги из других регионов России тоже делают немало. В Екатеринбурге недавно открылся музей карикатуры, там, в Свердловской области, предпринимаются попытки издавать независимый сатирический журнал. По всей стране яркими вспышками проходят выставки, биеннале художников-карикатуристов. Никто не собирается ставить жирную точку в профессии, хотя порою и трудно выживать.

Я полагаю, что массово востребованным сатирическим жанрам все-таки мешает нестабильность, существующая в нашем обществе. Многим приходится трудно, а те, кому значительно лучше, тоже обеспокоены всевозможными рисками. Рушатся банковские системы, наступают финансовые кризисы и так далее. В таких условиях трудно шутить или смеяться, в воздухе разлито напряжение. Но именно поэтому нам, художникам, нельзя опускать руки, ведь юмор, сатира – лучшая прививка от уныния. Они призваны помогать сохранять позитивное отношение к жизни, что бы ни происходило. Мой отец, фронтовик Великой Отечественной, рассказывал, что на войне быстрее шли на поправку те раненые, кто продолжал улыбаться, шутить. Радостное отношение к жизни их спасало. Помните, как у Жванецкого: «Из жен надо выбирать веселую…». Формула счастья: «Улыбнись – и мир улыбнется тебе!» Так что будем работать и обязательно добьемся успехов! Тем более планов и идей – громадье…

У вас есть ведущие темы творчества или стараетесь показать жизнь во всех многообразиях ее проявлений?

– Конечно, жизнь сама подсказывает темы. Но свою главную обязанность я всегда видел в том, чтобы вносить лепту в сохранение татарской культуры. Тем более что принадлежу к последнему поколению людей, кто воочию, в своих семьях, наблюдал за народными традициями, обычаями. Я вырос в Старотатарской слободе, всю жизнь изучаю историю татар, Волжской Булгарии и Казанского ханства, народные ремесла, искусство. Туфан Миннуллин незадолго до смерти оставил мне «завещание», сказав: «Сынок, не забывай родной язык, говори на нем. Человек богат, пока хранит память о предках». Те же, кто теряет чувство принадлежности к этносу, национальной культуре, быстро становятся маргиналами. Таких легко встретить в группировках на окраинах Казани…

У Союза художников Татарстана есть подшефный дом-интернат в поселке Дербышки. Занимаясь с ребятами, я внушаю им, что, если трудиться с любовью и верой, каждый добьется в жизни того, что хочет. Можно и разбогатеть, но это скучно. Лично мне интересно рисовать, в том числе иллюстрировать книги для детей, по которым они приобщаются к доброте и настоящим ценностям. Однажды я сделал карикатуру: с экрана телевизора персонажи зарубежных мультфильмов, разные одноглазые монстры, вампиры и губки бобы, выпинывают наших Чебурашку, кота Леопольда, Винни Пуха… Вот чем надо заниматься – оберегать новое поколение от агрессии и разной дьявольщины, прививать уважение к старшим, как это было заведено в древности.

Спасибо, Ильдус Ильясович. Новых вам успехов и улыбок!

 

 Беседовала Диана ЭЛЬДАРОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя