Молодо — не всегда зелено

0
40

 

  Александр ЧЕСНОКОВ

 

В свои 30 лет Александр Чесноков сумел добиться многого: он является учредителем и руководителем трех компаний, которые работают в разных отраслях — туризме, сфере бытовых услуг и полиграфии. Одна из его инициатив — Союз молодых предпринимателей Татарстана, с которого и началась наша беседа.

 

Александр Владимирович, как появилась идея создания такой организации?

— В 2008 году молодые предприниматели Казани объединились с целью создания проектов, которые могли бы способствовать развитию бизнеса, привлекая новых энергичных людей. Идея возникла спонтанно, но продиктована самой жизнью, она лишена идеологической и конъюнктурной подоплеки. Мы решили, что если будем разрабатывать интересные проекты, то предприниматели сами к нам потянутся, и появятся новые предложения. Создание в Татарстане инфраструктурных площадок Химград, технопарк «Идея», IT-парк позволило нам определить основные направления деятельности: образование, кадры, информационная политика. Одной из первых инициатив стала активная работа со студентами. Мы показываем им, что трудоустройству в известных компаниях есть альтернатива — предпринимательство. Время подтвердило нашу правоту: сегодня такие объединения появляются по всей стране.

 

В чем вы видите главную задачу Союза на данном этапе?

— Предприниматели — люди энергичные, активные, надеющиеся только на себя, рассчитывающие на свои финансовые и интеллектуальные возможности, энергию. Главная проблема и основная задача на сегодняшний день — это повышение их квалификации. Мы сейчас думаем о создании республиканской он-лайн-площадки для проведения обучающих семинаров. В Казани у наших партнеров имеются уникальные студии, в которых в режиме прямого эфира можно проводить занятия с предпринимателями всей республики — телевебинары. Это будет обучение с использованием интерактивной доски и современных программ. Внедрение такой системы — ноу-хау, которое может стать очень эффективным методом получения деловыми людьми высококачественного бизнес-образования. Было бы здорово, если бы государство на первом этапе могло нас обеспечить спикерами (хороших тренеров можно приглашать из Москвы). Представляете, предприниматели в Агрызе, Бавлах или Нижнекамске через Интернет в режиме он-лайн будут получать уроки профессионального мастерства у лучших специалистов страны.

 

Какова численность членов Союза?

— В нашей базе данных около 400 предприятий, участвовавших в проектах. Должен заметить, мы не собираем членские взносы и существуем как некоммерческая организация. Нельзя жить за счет начинающих предпринимателей — это станет для них дополнительной нагрузкой. У Союза нет своего счета, хотя не исключено, что в перспективе ряд проектов станет коммерческим, и на них даже будем зарабатывать. Средства могут быть направлены на развитие организации, создание новых программ и рабочих мест, на партнерство и спонсорство. Общественная организация тоже может дать старт коммерческим начинаниям. Если предложим интересный проект, то деловые люди будут готовы вложить в него реальные деньги.

 

Одной из ваших успешных инициатив стал проект «Большая стажировка». Расскажите о нем.

— В Общественной палате РТ ко мне обратились представители Ассоциации малого и среднего предпринимательства с просьбой помочь найти кадры для бизнеса. В результате наша команда разработала проект «Большая стажировка», в котором на конкурсной основе могут участвовать все желающие, а бизнесмены — отобрать для себя подходящих людей не по резюме, а по личным и профессиональным качествам. Потенциальные работодатели озвучили свои требования к молодым специалистам, а мы постарались привить их участникам. Это умение презентовать себя, проводить переговоры и продвигать проекты — то, чему не обучают в вузах. Из 350 заявленных участников были отобраны 100 человек, с которыми по специальным образовательным программам бесплатно работали бизнес-тренеры. Представители организаций приходили на эти мастер-классы, видели студентов в деле, а те в финале презентовали себя и защищали свои бизнес-кейсы. Это был открытый образовательный пул, в котором руководители предприятий имели возможность наблюдать за студентами. После финала их наперебой приглашали на стажировку в фирмы и компании. Многие теперь уже работают на постоянной основе, что свидетельствует об эффективности новой методики обучения. Таким образом, проект «Большая стажировка» доказал свою состоятельность и был отмечен Президентом РТ на молодежном форуме 2010 года.

 

С какими сложностями сталкиваются начинающие предприниматели?

— Как правило, с нехваткой финансов и специалистов. Но для того, чтобы начать свое дело, помимо денег и квалифицированных кадров нужны еще и новые идеи. У кого-то есть идея, но мало стартового капитала. Нередко проблемы связаны с недостаточной информированностью и отсутствием комплексного подхода к ведению бизнеса. В республике действуют разные программы по поддержке малого предпринимательства, есть венчурные фонды. Недостает только идей и денег. Человек должен осознавать, что основная проблема заключается в развитии бизнеса на протяжении определенного времени. Из 100 новых компаний около 80% живут не больше одного года. Если человек не задумывается об этом в начале пути, то потом его может ожидать фиаско. Он обязательно столкнется с конкуренцией, высокими налогами, и тут на первый план выходят личные качества предпринимателя, умение принимать правильные и оперативные решения, внедрять новые технологии. Хотя все говорят о необходимости поддержки малого бизнеса, налоговое бремя на этот сегмент рынка велико. Деловой человек должен просчитывать все возможные риски, а главное — быть готовым к любым трудностям и уметь работать на опережение. Если у человека есть четкое видение ситуации, то его дело будет процветать.

 

А как вы сами пришли в бизнес?

— Родители на восемнадцатилетие мне подарили ВАЗ-2106 и сразу предупредили: «На бензин и обслуживание мы тебе не дадим ни копейки. Решай сам, как зарабатывать». Это заставило меня задуматься, как зарабатывать деньги, изучать рынок. И уже на четвертом курсе я открыл свой первый бизнес, который до сих пор существует и развивается.

 

Много ли времени уходит на открытие фирмы?

— Все можно сделать за короткий срок. У Союза есть ряд фирм-партнеров, которые на бесплатной основе помогают составить первичный пакет документов для открытия ИП или ООО и дают консультации.

Открыть и зарегистрировать свой бизнес — дело нехитрое, есть структуры, которые этим занимаются, можно даже деньги получить под какие-то программы. Но потом предприниматель выходит в открытый рынок, а там уже с первых дней начинаются сложности. Поэтому Союз и работает над созданием площадок, где бизнесмены могут общаться, предлагать новинки, находить единомышленников.

 

Ваши новые начинания находят поддержку?

— В желающих присоединиться к ним нет недостатка. В рамках одной из таких площадок — «face to face», цель которой — формирование единого делового сообщества города и республики, мы уже провели семь встреч. Такая же площадка открыта в Челнах, скоро появится в Нижнекамске и в других городах. Деловые люди понимают, что, придя на такие встречи, они могут не только пообщаться с другими предпринимателями, но и предложить свои услуги. Получается взаимовыгодное сотрудничество.

 

Как часто приходится сталкиваться с произволом чиновников и бюрократизмом?

— Мы знаем о коррупции и чиновничьем произволе лишь из СМИ, ни мне, ни моим друзьям, у которых есть свои фирмы, не доводилось сталкиваться с серьезным административным давлением или препонами. Может быть, такие проблемы начинаются, когда люди выходят на другой уровень, где затрагиваются чьи-то интересы, но я об этом не могу судить.

 

Какое направление сегодня выбирают молодые люди, решившие начать собственное дело?

— В основном это «купи-продай» и сфера услуг. Нас беспокоит то, что в общей массе молодежи мало ребят креативных, с новыми прорывными идеями. В то же время радует, что быстро развивается Интернет-сегмент.

Недавно у меня состоялся разговор с исполнительным директором ассоциации франчайзинга России. Франчайзинг дает возможность начинающим предпринимателям приобрести права на продвижение готового и раскрученного бизнеса и представлять его в своем регионе. Их знакомят с фирменными технологиями, учат работать по-новому. Бизнесмену и так приходится вкладывать в новое начинание определенный стартовый капитал, но с какими рисками он при этом сталкивается! А здесь риски минимальные. Мы за то, чтобы на рынок приходили компании Татарстана, но уже с проверенными технологиями успешности. В этом случае деловой человек, вложив свои кровные деньги, получит эффективную бизнес-модель. Он должен только суметь успешно встроиться в уже налаженную систему работы. В свое время в США малый и средний бизнес поднимался по франчайзинговым схемам. Мне кажется, будущее российского предпринимательства именно за такими технологиями.

 

Беседовал Мухтар МАГОМЕДГАДЖИЕВ

 

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя