Невостребованный проект

0
70

Еще в глубокой древности знаменитый Марк Тулий Цицерон заметил, что ни одно изобретение не может сразу стать совершенным. Каждая задумка, какой бы сверхполезной и необходимой для общества не представлялась, должна доказать свое право на существование, пройти огромное количество расчетов, согласований, проверок. Нужно очень постараться, чтобы довести свою идею до понимания инвестора или госбюджетного распорядителя кредитов. В противном случае она просто «уйдет в свисток». Проблема в том, что в формируемой инновационной политике чаще всего предпочтение отдается тем предложениям, которые большей частью уже освоены. Когда же речь заходит о довольно неожиданном изобретении в той или иной отрасли, чаще всего оно вызывает непонимание и отчуждение. Сегодня на страницах нашего журнала инженер-механик Владимир Алексеевич БРУСОВ, посвятивший немало времени на разработку одноступенчатой универсальной авиационно-космической транспортной системы многоразового использования (УАКТС), на своем примере расскажет о том, насколько долгим и не всегда успешным бывает путь от идеи до ее воплощения.
— Вопрос, которым я занимаюсь на протяжении длительного времени, чрезвычайно актуален не только в России, но и за рубежом. Я имею в виду техническую возможность оперативной доставки в космос необходимого груза при низкой стоимости транспортных операций и минимальном экологическом воздействии на окружающую среду. Сегодня в мире крайне недостаточно транспортных средств, способных в полной мере обеспечить доставку полезного груза на МКС и ее эксплуатацию. Нет их для эффективного решения многих проблем обороны страны, достижения нового уровня обслуживания морских коммуникаций и охраны морских границ, тушения лесных и торфяных пожаров, оказания своевременной помощи при наводнениях, землетрясениях. Именно поэтому считаю предлагаемую нами разработку своевременной и актуальной.
У истоков идеи горизонтального взлета для доставки грузов в космос, стояли корифеи авиационно-космической науки и техники — К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский, Ф.А.Цандер, А.И.Шаргей (Кондратюк), С.П.Королев. Горизонтальный взлет надеялся осуществить генеральный конструктор Г.Е.Лозино-Лозинский (руководитель проекта «Буран»). Причем у него на 70 процентов уже были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но потом оказались свернутыми из-за прекращения финансирования. Мы с ним встречались несколько раз, слова поддержки с его стороны были для меня очень важны.
Еще с тех пор, когда я был курсантом авиационно-технического училища Гражданского воздушного флота в городе Кирсанове, я изучил множество технической литературы, особенно касающейся летательных аппаратов. Тогда и возникла у меня идея по созданию транспортного средства, способного эффективно решать многие вопросы, связанные с освоением космического пространства. Мой отец был изобретателем, и мне, наверное, передались его способности на генетическом уровне. Все последующие годы после училища были связаны с многочисленными схемами, расчетами, чертежами, бессонными ночами, поддержкой единомышленников и молчанием со стороны чиновников. Когда разработка приобрела свой завершенный вид, сложившись из отдельных модулей, теорий, конструкций, я собрал отзывы ведущих специалистов в авиакосмической отрасли и выступал с докладами на разных уровнях, участвовал в выставках специализированной тематики. К примеру, в 2006 и 2008 годах как изобретатель я мог представить свои разработки на ВДНХ. Многие подходили, интересовались, делали положительные отзывы.
Хочу подчеркнуть, что предлагаемая нами УАКТС имеет необычайное преимущество перед другими разработками. Предварительные оценки различных аспектов проблемы создания УАКТС уже завершены за счет энтузиастов. Я имею в виду определение новизны предлагаемого решения политико-технической проблемы с дальней позитивной перспективой для судьбы страны, оценку принципиальной возможности положительного решения проблемы (с позиций современного уровня технического развития). Для этой цели с 1993 по 2001 годы на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов в КАИ — КГТУ им. Туполева студентами-дипломниками были выполнены пять схем несущей системы УАКТС под руководством доктора технических наук, профессора А.С.Кретова. Не могу не отметить своих верных единомышленников, прежде всего замечательного инженера-конструктора Ю.М.Агафонова, который отвечает за создание конструкторской, технической и технологической документации, и автора модели одноступенчатой УАКТС И.Р.Гайфуллина.
Работа дошла до этапа, требующего углубленных исследований перспективы получения позитивного результата. На этой стадии требуется выполнение оценочных экспериментов, непростых технических и иных расчетов в области ранее неведомого для науки и практики. И здесь уже невозможно опираться только на энтузиазм — требуется техническое оборудование, специфические материалы, измерительно-аналитические приборы, вычислительная техника, программное обеспечение, специалисты. Поэтому необходимо бюджетное или иное финансирование.
С этой целью несколько лет я обиваю пороги разных инстанций как на федеральном уровне, так и на уровне республики. Преодолен огромный путь — трудный, тяжелый, горький, но результата нет. Везде ответ один: представьте расчеты, без них трудно говорить о технической и экономической целесообразности. Но ведь это не простые расчеты, на них нужны большие средства. В итоге получается замкнутый круг. Однако оставить все свои наработки незамеченными я не могу. Ведь это реальный проект, здесь нет ничего фантастического. Правоту наших рассуждений подтверждают уже полученные патенты по тематике УАКТС. А патенты в России выдают только при наличии мировой новизны.
Эффективность применения УАКТС (стартовый вес в три раза меньше, а полезная нагрузка, выводимая в космос, на порядок больше) основана на фундаментальных и прикладных научных знаниях из многих отраслей науки, на последних достижениях в области авиации и космонавтики. Других более рациональных схем, способных вывести на космические орбиты значительно большие грузы (300 тонн и более), сегодня не существует. Кроме того, создание УАКТС стало бы ключевым вопросом по оказанию быстрой помощи при коварстве природных катаклизмов. В последние десятилетия в центре внимания ученых и широкой мировой общественности изменение привычных природных условий, что в одинаковой степени опасно для людей, животного мира и сельскохозяйственных культур. Рост озоновых дыр над Южным и Северным полушариями продолжается такими темпами, что в ближайшее время можно ожидать экологической катастрофы. По скромным оценкам специалистов, расход кислорода превышает его приход минимум в 1000 раз. Невозможно не заметить цепной реакции взаимодействия стихийных явлений, принимающих глобальный характер: озоновые дыры, наводнения, землетрясения, разрушение почвы. Но замедлить процесс разрушения озоносферы, остановить и даже оздоровить его возможно при полномасштабном использовании потенциальных возможностей УАКТС.
Я убежден, что изготовление демонстрационного образца научно-технической разработки приведет к усилению конкурентоспособности страны на мировом рынке и поднимет на более высокую ступень престиж государства.

Альбина ТИЛЕКЖАНОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя