О ПОПРАВКАХ В КОНСТИТУЦИЮ

0
689

Рузаль ЮСУПОВ

Госдума на заседании 11 марта приняла в третьем – заключительном – чтении законопроект о поправке к Конституции. Впереди – общероссийское голосование, запланированное на 22 апреля, после которого, в случае одобрения гражданами поправок, измененный основной документ государства вступит в силу. По установленной за последние годы традиции жизненно важные для страны вопросы решаются лихо, за кратчайшие сроки. Будет референдум, чтобы высказаться «за» либо «против», но не задать волнующие вопросы, не выразить свое мнение, позицию. Между тем, у научной, творческой элиты в регионах есть масса критических замечаний к поправкам в Конституцию. Необходимо прислушаться к этим голосам людей, широко известных и уважаемых в своих профессиональных, национальных сообществах. Один из таких авторитетов в Татарстане – академик Академии наук РТ, член Конституционной комиссии республики (с 1990 года), соавтор Закона РТ «О государственных языках», заслуженный деятель науки ТАССР, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники, доктор филологических наук Рузаль ЮСУПОВ – сделал свой компетентный анализ поправок в Конституцию и поделился им.

В последнее время внимание средств массовой информации приковали главные три события. Это подготовка к внесению поправок в Конституцию Российской Федерации, распространение по миру коронавируса и бои в Сирии. Меня из них особенно волнует первое – предстоящее принятие измененной Конституции. И я решил по этому поводу поделиться своими соображениями с уважаемыми читателями.

Когда впервые узнал о грядущем изменении основного закона нашего государства и предлагаемых поправках в него, у меня возникли вопросы: нужны ли сейчас эти поправки, насколько востребованы они, станет ли жизнь россиян от них лучше? И чтоб более удостовериться в правильности своих умозаключений, вновь внимательно прочитал Конституцию страны, принятую в 1993 году всенародным голосованием, хотя я был уже хорошо ознакомлен с ним издавна. И еще раз убедился в том, что действующий основной закон нашей страны является довольно неплохим. На правильный лад настраивает граждан и представителей власти его преамбула, продуманы положения первой главы, достаточно полно и верно отражает права и свободы человека и гражданина цивилизованного общества вторая глава, серьезных возражений не вызывают и другие главы и статьи этого важнейшего документа.

При этом следует напомнить о том, что как принято в цивилизованном мире, конституции обычно служат народу подолгу и подвергаются изменениям очень редко, как, например, Конституция США, функционирующая в течение столетий с небольшими изменениями.

Прежде чем перейти к анализу некоторых наиболее существенных, на мой взгляд, предложений по поправкам в Конституцию, высказываемых в последнее время в средствах массовой информации, следует выразить сожаление о том, что за прошедшие 27 лет с момента принятия действующего основного закона России, далеко не все важнейшие его статьи реализовывались в полную силу (между тем, Конституция должна строго выполняться). Так, нельзя утверждать, что достаточно полно воплощается в жизнь 7-я статья, которая гласит, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Мне, как представителю татарской нации, особенно больно осознавать, что в последнее десятилетие попирается право нерусских народов на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», право предусмотренное статьей 26(пункт 2) Конституции. Данное нарушение основного закона выражается в исключении из государственных образовательных стандартов национально-региональных компонентов, введении положения о сдаче в национальных школах выпускных экзаменов на русском языке и зачислении абитуриентов в вузы по оценкам, полученным на этих экзаменах, о введении в школах системы преподавания родных языков факультативно и не более двух часов в неделю, а также обучении учащихся родным языкам лишь до десятого класса. Эти и другие антидемократические меры, предпринимаемые властями по отношению к преподаванию в школах родных языков, нельзя не рассматривать как шаги, направленные на подрыв устоев родных языков. Особенно серьезная атака идет на татарский язык. Тут дело доходит до неприкрытого глумления над учителями татарского языка. Еще свежо в памяти, как два года тому назад органы прокуратуры устраивали допросы их и принудили лишиться своей работы тысяч педагогов — татарских филологов. Сейчас снова история повторяется. Это ведь позор: правоохранительные органы занимаются проблемами преподавания родного языка, как будто у них нет других более серьезных дел, как будто для этого нет органов образования. Нельзя не называть издевательством над ними то, что теперь стали заставлять учителей татарского языка всю учебно-педагогическую документацию, связанную с преподаванием родного языка, переводить на русский язык. Имеются сведения о запрете детям татар в детских садиках говорить на своем родном языке. Как было заявлено на конференции, посвященной Международному дню родного языка, предпринимаются не безуспешные попытки «добровольного отречения татарских детей от родного языка». Наглядный пример тому: в 2003 году в Татарстане было 2166 татарских школ, а в 2018 году школьные экзамены в 9-х классах на татарском языке в республике сдавали всего 24 человека.

В свете таких противозаконных действий властей по отношению к изучению, сохранению и развитию родных языков нерусских народов становится понятно стремление некоторых шовинистически настроенных людей, в том числе высокопоставленных официальных лиц, внести в Конституцию России поправки с содержанием о государствообразующей роли русского народа, об особой роли русского языка и так далее. Не могут не вызывать тревогу нерусских народов и такие лозунги некоторых рьяных радетелей русского народа, православной религии, как «Россия – для русских», «Православие, народность…».

Некоторые «умные» головы предлагают даже, чтобы в Конституции была обозначена роль бога и религии. О чем думают эти люди? О каком боге, о какой религии может идти речь? Конечно, они подразумевают при этом православие. Ведь это многонациональная, многоконфессиональная Россия! Действующая Конституция правомерно гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Так и хочется кому-то, чтобы наша страна стала одноязычной, однонародной и одноконфессиональной. Как при такой обстановке понимать заявление Президента В.В.Путина о том, что обновленная Конституция должна объединять всех граждан, надо полагать, граждан всех национальностей с родными языками и своими религиями.

Так и не хочется горячим головам избавиться от всего национального в стране. В школах например, наверное, не без указания сверху, даже стараются избегать выражения «татарский язык», называя его лишь родным языком, а слово «татарский» беря в скобки. В преамбуле обновленной Конституции предлагают выражение «многонациональный народ России» заменить на фразу «многонародная Российская нация» не задумываясь при этом о том, какова она может быть «российская нация». Нации бывают или русская, или татарская, или чувашская и так далее, но российской нации не может быть.

Очень похоже, что поставлена цель ныне существующее неравноправие народов и их языков узаконить обновленной Конституцией. Если это случится, то это чревато недобрыми последствиями. Депутаты Госдумы, которым скоро предстоит рассмотреть и утвердить проект поправок, должны осознать простую истину о том, что сила, мощь многонационального государства прежде всего в дружбе, единстве его равноправных народов. Разделение же их на первосортные и второсортные, на особые, привелигированные и второстепенные не будет способствовать сохранению единого, цивилизованного, демократического общества.

Надо бы этим «бузотерам-поправителям» Конституции заглянуть на 19-ю статью (2-ой пункт) еще функционирующего основного закона, где четко расписано: «Государство гарантирует равенство, прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка… отношения к религии».

Учитывая чрезвычайную важность сохранения, изучения и развития языков народов России и существование больших ограничений в осуществлении успешного обучения молодого поколения своему родному языку, необходимо 26-ю статью действующей Конституции следует дополнить третьим пунктом с формулировкой «Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик».

Не могу не высказать еще одну деликатную мысль относительно обновляемой конституции. В самом начале дискуссий по этому документу, как я понял, одной из важнейших была выдвинута идея о создании нового управленческого органа – Государственного совета Российской Федерации, хотя функции его не были четко обозначены. Возникает вопрос; зачем же еще один дополнительный государственный орган? Ведь вся структура управленческого аппарата государства представлена сполна: и Президент, и Совет Федерации, и Госдума, и правительство. Как всем известно, армия чиновников в России и так огромная, больше чем в какой-либо другой стране. Однако, видимо, этот новый государственный кому-то нужен. Можно догадываться, кому.

Как мне представляется, проект Конституции с поправками заранее до всенародного голосования должен быть широко оглашен в средствах массовой информации с тем, чтобы народ шел на избирательные участки, будучи осведомленным конкретно о предполагаемых поправках. Иначе, покупая кота в мешке, может придется потом горько сожалеть о том, что проголосовал за обновление главного закона. И еще хочется заметить, что Конституция — основной закон страны — должна содержать лишь основополагающие, существенные положения о строительстве государства, о правах народов и так далее. А пока, судя по информациям в СМИ, речь идет о сотнях и тысячах предложений, не соответствующих статусу основного закона. И, естественно, все это останется за бортом этого документа.

Советы соотечественникам: к голосованию за обновленную Конституцию следует подходить очень серьезно, строго и вдумчиво. Нам всем предстоит пережить серьезное испытание. Будем же надеяться на его благополучный исход.

РУЗАЛЬ ЮСУПОВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя