Почем ОДН для народа?

0
42

 

Проблемы ЖКХ из года в год растут. В последнее время к уже имеющимся прибавилась еще одна — высокие счета на общедомовые нужды (ОДН). Помочь разобраться в ней мы попросили эксперта — Зямиля МИНГАЛЕЕВА, генерального директора ООО «Коммунпромкомплект-Сервис», лауреата национальной ежегодной премии «Лучший руководитель года 2012».

 

Зямиль Рахимзянович, чем занимается ваша компания?

— ООО «КПК-Сервис» — специализированный сертифицированный центр гарантийного и сервисного обслуживания приборов учета тепла и воды от таких производителей как Торговый дом холдинга «Теплоком» (г. Санкт-Петербург), ООО «ТБН энергосервис» (г. Москва), ЗАО «Взлет» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «ЭСКО 3Э» (г. Москва) и ЗАО «Промсервис» (г. Димитровград). Мы занимаемся продажей, монтажом, наладкой, гарантийным и последующим ремонтом, регулировкой, обслуживанием и вторичной поверкой оборудования узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) в Татарстане, горячего водоснабжения (ГВС) в Казани и холодного водоснабжения (ХВС).

Как вы думаете, почему возникла проблема непомерно высоких сумм за ОДН в счетах-фактурах?

— К сожалению, нет простого и однозначного ответа на ваш вопрос. Помню время — 1980 год, когда только появилась газета «Аргументы и факты». Тогда она представляла собой листок, свернутый вдвое, из самой дешевой серой с желтизной бумаги. Однажды я вычитал там разговор Брежнева с кем-то из окружения. Леониду Ильичу доложили, что народ живет бедно, зарплата нищенская (сейчас, правда, с этим можно было бы поспорить). Брежнев ответил: «Так они же могут украсть, сколько им не лень, я сам подрабатывал студентом на разгрузке вагонов — знаю». Это была горькая правда, которую даже первое лицо государства не постыдилось высказать вслух, мало того — никто не увидел ничего страшного в том, что это было напечатано в прессе. Люди в советское время привыкли жить с мыслью, что не подворовывая не проживешь, а в годы перестройки это убеждение только окрепло.

Вы хотите сказать, что наследие советского менталитета мы видим, в частности, в наших счетах-фактурах?

— В том числе. Установка общедомовых приборов учета со временем, конечно, приведет жителей к необходимости экономить в потреблении ресурсов. А пока даже при мытье посуды, принятия ванных процедур и прочего мы не задумываемся, сколько денег утекает в канализацию.

Как же этого избежать?

— ОДН складывается из нескольких показателей. Мы будем говорить о том, как минимизировать затраты на оплату отопления и горячей воды.

Начнем с отопления. Что такое теплосчетчик и что дает его установка?

— Теплосчетчик — прибор, предназначенный для измерения тепловой энергии жидкого теплоносителя (вода, пар и т. д.). В действительности это не один прибор, а комплект приборов, которые учитывают (регистрируют) потребленную тепловую энергию в системах теплоснабжения, а также параметры теплоносителя. Установка теплосчетчика позволяет учитывать реально потребленную тепловую энергию, а также анализировать и контролировать качество поставляемого тепла (соответствие температуры теплоносителя к температуре наружного воздуха — температурный график) и горячей воды (соответствие температуры к нормам СНиП. Чем вода горячее, тем больше возможность разбавлять холодной водой. А стоимость холодной воды намного ниже горячей).

Когда температура теплоносителя превышает комфортные условия — жарко в квартирах, люди вынуждены открывать форточки, а значит — «греем улицу» или, как в народе говорят, «деньги на ветер». В этом случае поможет сэкономить деньги, особенно в осенний и весенний период, установка оборудования погодного регулирования. Если же температура теплоносителя ниже допустимого значения, то на основании показаний тепловычислителя можно требовать у теплоснабжающей организации (ТСО) обеспечения качественных услуг или же вернуть деньги за недопоставку услуг (перерасчет). Этого, как правило, не делается или об этом умалчивается. К сожалению, претензии на установленные общедомовые приборы идут пока со стороны, а пора бы самим жильцам начинать изучать показания приборов, самих тарифов: что в них фиксирует прибор, что означают показания и как анализировать. Например, эксперт по вопросам ЖКХ одного из городов России сделал ошеломляющее открытие: весь город много лет платит за отопление из расчета среднегодовой температуры за окном 37 градусов мороза! В то время как среднегодовая температура в этом городе колеблется около нуля градусов. Но никто не спешит исправить эту ошибку. Она выгодна тепловикам, поскольку приносит колоссальные прибыли.
Жильцы тоже «мухлюют»?

— Бывает и такое. Механические поквартирные водосчетчики при малых расходах (меньше 30 литров в час) перестают считать. Этим пользуются недобросовестные жильцы. Однажды при очередной проверке поквартирных водосчетчиков в одной из квартир, где живет бабушка, в ванной комнате обнаружили целую ванну воды. Она сразу: «Вот собралась искупаться». Наш сотрудник опустил палец в воду и убедился, что вода набрана из холодного крана. Бабушка таким образом, чуть приоткрыв кран, набрала воды и решила сэкономить в деньгах. Также устанавливают на поквартирных счетчиках мощные магниты, струбцины и т. д. Есть квартиры, где отсутствует счетчик воды, а количество проживающих больше официально зарегистрированных. ОДН может быть высоким даже из-за негерметичности арматуры унитазного бочка. Для выявления таких случаев иногда после полуночи приходится сотрудникам сидеть в подвале и слушать шум воды в канализационных стояках с целью обнаружения протечек. ОДН как разница показаний между общедомовым прибором и суммы показаний поквартирных счетчиков возникает также вследствие съема показаний со слов жильцов. Ведь каждый хозяин квартиры при планировании своего бюджета иногда в может дать показания своего счетчика намного меньше, чем показывает прибор. Чтобы избежать человеческого манипулирования, необходимо ставить поквартирные водосчетчики с импульсным выходом. Тогда ответственный человек за один момент сможет на расстоянии снять показания всех поквартирных водосчетчиков.

Теплосчетчик стоит один на весь дом. А есть ли квартирные теплосчетчики?

— Есть. Только, к сожалению, практически ни в одном доме (исключение элитные дома премиум-класса) установить их невозможно. Существующая в наших домах система разводки отопления покомнатная (вертикальная), а не поквартирная (горизонтальная).

Допустим, теплосчетчик в доме установлен. Можно ли контролировать снятие показаний и как избежать приписок за ГВС и ХВС в графе ОДН?

— Не только можно, но и нужно контролировать! Представители дома должны присутствовать при снятии показаний. Это необходимо, в первую очередь, для спокойствия самих жильцов, контроля правильного начисления за реально потребленный объем с целью исключения приписок.

Какие показания необходимо переписать для контроля работы теплосчетчика? 

— После установки теплосчетчика и при каждом последующем снятии показаний должны фиксироваться следующие данные: во-первых, дата и обязательно время съема показаний; во-вторых, накопленная масса теплоносителя, в теплосчетчике она в тоннах, в подающем трубопровода отопления — она обозначается в теплосчетчике М 1; далее — накопленная масса теплоносителя, она тоже в тоннах, в обратном трубопроводе отопления — она обозначается в теплосчетчике М 2. Также должны быть отражены температура в подающем трубопроводе отопления, обозначенная в теплосчетчике t1, и температура в обратном трубопроводе отопления, обозначенная в теплосчетчике t2. Температура обязательно сверяется с показывающими термометрами — обслуживающая организация должна объяснить представителю дома, где смотреть показания на трубах и в теплосчетчике. Показания теплосчетчика и показывающих термометров, установленных на трубах тепловой сети, могут отличаться на несколько градусов, но разница температур между подающим и обратным трубопроводами при этом всегда должна быть одинакова. Отличаются показания, потому что термометры, передающие показания в теплосчетчик, установлены непосредственно в теплоноситель, а показывающие — в карман с маслом. И термометры теплосчетчика, конечно же, гораздо точнее, к тому же подобраны в пару для подающего и холодного трубопроводов, на них так и написано (Г и Х).

Что еще?

— Следующее показание, которое вы должны переписать с теплосчетчика — это потребленная тепловая энергия, обозначается в теплосчетчике Q от (отопление), Гкал. Наработка — тоже обязательный параметр для снятия, тепловые сети именно по нему проверяют, сколько времени проработал теплосчетчик с моменты пуска, и не был ли кем-то умышленно выключен. Если теплосчетчик не работал какое-то время из-за сбоя или был выключен, показания теплосчетчика, скорее всего, у вас примут, но добавят тепло по средним вашим показаниям на тот период, когда теплосчетчик работал исправно. Те же показания записывают, если у Вас есть горячая вода и она подается по отдельным трубам, т. е. к дому подходит не две, а три или четыре трубы, только префикс «от» будет заменен на ввод 1 и ввод 2.

Зямиль Рахимзянович, а можно обмануть теплосчетчик?

— Во-первых, обслуживающая организация не заинтересована в фальсификации данных, она не зависит от теплоснабжающей организации и поставщиков воды. Во-вторых, современный теплосчетчик устроен так, что даже если вы его обнулите, архивные показания сохранят,ся и их можно скачать и проанализировать на компьютере. Есть, конечно, небольшая вероятность того, что поставщики тепла могут покрыть за ваш счет свою халатность, например, не утепленные трубы. Нередко и управляющие компании завышают оплату за тепло по показаниям, полученным на основе реальных затрат по приборам учета тепловой энергии — теплосчетчикам. Поэтому необходимо, чтобы старший дома или представитель жильцов присутствовал при съеме показаний и записал данные — количество потребленного тепла домом на момент очередного снятия данных с теплосчетчика.

Хорошо. Допустим, жильцы дома контролируют правильность начисления по счетчику, а счета все равно высокие. Что делать?

— Конечно, установка и контроль теплосчетчика не решает всех проблем. Это только первый этап, за которым непременно должны следовать анализ и проведение работ по регулированию тепловой системы, что даст реальную экономию энергоресурсов (или дополнительную возможность сокращения затрат на теплопотребление). На этом этапе снизить расходы на оплату за потребленную тепловую энергию удается в среднем до 25% относительно расчетных нагрузок. Дело в том, что в кирпичных домах постройки 60-90-х годов была заложена «проектная экономия тепла», а расчет теплопотерь в новых домах произведен практически точно, а то и умышленно занижен. Ведь затраты строителей, пока дом не сдан и обогревается, а жильцов нет, просто огромные. В результате жильцы новостроек по теплосчетчикам, а дома сдаются только с ними, платят на 10-15% больше, чем жильцы «хрущевок». Совсем не повезло в части экономии жильцам первых панельных домов. При обследовании их тепловизором оказалось, что дома просто светятся радужным сияниям, настолько велики здесь теплопотери. Без соответствующих мер по утеплению этих домов ни о какой экономии речь идти не может. Поэтому здесь необходимы поиск и устранение неоправданных теплопотерь.

Например, какие это могут быть потери?

— Открытые или не закрывающиеся двери в подъездах, сквозняки, особенно в подвальных помещениях, а порой и в стенах, залитые водой подвалы, не утепленные чердаки и крыши. Не изолированные в подвалах трубы — теперь они ваши — тоже впустую греют воздух. Все не перечислишь: посмотрите своим глазом или наймите специалистов — они точно разберутся. В любом случае выход только один — чтобы экономить, нужно меньше потреблять, а значит — максимально эффективно сохранять тепло. Могу предложить такой способ: поскольку теплосчетчик общий на дом и стоит на вводе в дом, ограничить расход с помощью запорных устройств на вводе. Да, это очень неудобно и даже запрещено некоторыми правилами, но если хотите увидеть результат — попробуйте. Без этого, я уверен, вы не решитесь на большие затраты. Только помните два правила: первое — задвижка, открытая на 25% (шпиндель выдвинут на 1/4 хода), имеет пропуск 95%; второе — контролируйте расход по теплосчетчику. Наиболее экономичный — 80-100% от проектного. Не больше и не меньше. Если поставите расход 60% от проектного, количество потребленной тепловой энергии резко возрастет, а тепла в квартирах особого не будет. Скажутся возросшая разница температур между подающим и обратным трубопроводами и неверное распределение тепла по дому, а также повышенные теплопотери из-за нарушения теплового баланса здания. Если понравится — назначьте ответственного, который будет регулировать задвижку в зависимости от погоды, или установите погодозависимую автоматику. Я знаю случаи, когда экономия достигала половины от соседних домов и больше. Далее, на общем собрании убедите жильцов собрать деньги на восстановление тепловой изоляции трубопроводов по подвалу. Экономия по оплате за тепло составит 8-10%. При этом не забудьте восстановить разбитые окна в подвале, а то ненароком в сильные морозы разморозите трубопроводы -так частенько случается с батареями в подъездах. На этом тоже сэкономите 2-3% теплопотребления. Далее переходим к самой квартире. Если приобретать пластиковые окна, то только трехкамерные и обязательно с двухкамерным стеклопакетом. Как бы вас ни обрабатывали рекламой, пластиковые окна больше, чем деревянные, пропускают тепло. И имеют только одно достоинство — из них действительно не дует, они очень удобны в обращении. К тому же их не нужно ежегодно красить. Если окна деревянные — клеим щели. Меняем уплотнение для форточек и дверей. Стоит оно сейчас копейки, служит год-три. Вовремя заменяйте испорченный утеплитель на входных дверях. А еще лучше сделайте входные двери, как сейчас принято, двойными. Обязательно отодвиньте мебель от батарей отопления. Преграждая или ограничивая приток воздуха к батарее, вы снижаете эффективность ее работы. Закрывайте двери на кухне и в ванной комнате. Там существует система вентиляции. Заклеивать ее ни в коем случае нельзя, но, закрыв дверь, вы прекратите избыточную вентиляцию.

Что же это нам даст, если теплосчетчик общий?

— Комфорт и еще раз комфорт, плюс 3-4 градуса тепла относительно соседей. Если же соседи последуют вашему примеру, экономия может составить еще 8-12%.

Понятно. А чем объясняются счета за горячую воду больше норматива?

— Значит, в доме реально число проживающих значительно больше, чем прописанных. У нас повсеместно не изолированные трубы по подвалу, нет рециркуляции воды по дому (в свое время мы выкинули насосы рециркуляции, чтобы экономить на электричестве), и чтобы пошла горячая вода, мы вынуждены очень много сливать теплой воды, а теплосчетчику все равно, он считает тепло, и это верно. Здесь проблема в ваших тепловых сетях. Приведите в соответствие с правилами и получите кипяток и низкие счета. Затраты себя окупят в течение максимум трех месяцев. Ну, а число проживающих занижали всегда, чтобы меньше платить, ведь тепловым сетям этого не проверить, они верят на слово.

Бывает так, что человек уезжает надолго в командировку, а счета за горячую воду приходят, хотя квартирный счетчик не насчитал ничего.

Подача горячей воды — это услуга, которую вы заказываете автоматически, живя в доме с горячей водой. Значит, с юридической точки зрения, если вы уезжаете надолго в командировку, обязаны от услуги подачи горячей воды заранее отказаться. В остальных случаях нужно бороться с потерями коллективно: изолировать трубы и подающие стояки по подвалу, закрыть в подвалах окна и щели от сквозняков. Попросить проектировщиков пересчитать линию рециркуляции, восстановить ее там, где она выброшена или не работает в целях экономии электричества. Установить общий терморегулятор и регуляторы на стояках. Да, это дорого. Ваши финансовые затраты окупятся в стандартной четырехподъездной пятиэтажке года за два. Но зато из крана пойдет нормальная горячая вода, счета за потери будут практически незаметными, перестанете нервничать и ругаться, а значит — добавите сами себе год-другой к жизни. Стоит задуматься?

— Стоит. Спасибо, Зямиль Рахимзянович, за ценную и полезную информацию. Успехов в вашей работе.

 

Беседовал Дмитрий ДАНИЛОВ 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя