Потешная героика войны

0
20

Потешная героика войныГде-то с середины-конца апреля отечественный телевизионный прокатчик открывает краткий, но яростный сезон демонстрации военных фильмов. Активная фаза этой азартной охоты на телезрителя длится до 9 мая — Дня Победы. Затем кинозалпы резко и практически полностью прекращаются. Чем же «стреляет» телепрокатчик, какие показывает фильмы? Кинолент много, и старых и новых. Обращают внимание, конечно, новые работы. Сказать, что они дурны — значит, ничего не сказать. Современные фильмы о Великой Отечественной войне заслуживают худшей оценки и гораздо более крепкого ругательного словца.

Блок презентационных фильмов открыл сериал «Апостол». В целом кинолента была тепло принята россиянами. И все же, и все же. Жили-были два брата Павел и Петр Истомины. Их обоих играет актер Евгений Миронов. Павел — сельский учитель. Петр — классический уголовник — урка. Петр — служит фашистам. Он готовился в немецкой в разведшколе, затем был заброшен к нам — в тыл Красной Армии — со спецзаданием, но попал в руки чекистов. Сюжет фильма строится на том, что Петр погибает и у нквдэшников возникает идея заменить его братом-двойником Павлом и заслать в тыл к врагу. Задание поручено подполковнику НКВД Хромову в исполнении известного шоумена Николая Фоменко. Чекист «взращивает» из Павла уголовника, учит его разного рода премудростям и т. д. Думается, полностью пересказывать сюжет фильма не имеет смысла. Его просмотрели миллионы зрителей. Остановимся на некоторых деталях. Начнем с того, что подготовить разведчика-профессионала в столь короткое время, как это происходит по сценарию фильма — задача совершенно фантастическая. Кино есть кино, но меру надо знать. Николай Фоменко выступил явно не в своем амплуа. Ощущение законченной нереальности происходящего. Время военное — время суровое, голодное. У Хромова же не характерное для того времени сытое, мясистое лицо, тучноватая фигурка. Простите, это «жирный кабанчик», а не нквдэшник. По фильму Хромов много курит. Но курит он уморительно, не по «всамделишному» — в «затяжку», а пускает дым как начинающий курильщик мальчик-пятиклассник. Дыма этого в кадре, ух, как много…

Потешная героика войныПавел Истомин в исполнении Евгения Миронова — это типичный сельский интеллигентишко, сажающий по выходным капусту на огороде. «Интеллигентишко» и получился. Сказать тут нечего. Разведчик, тем паче урка, из Миронова никакой. Павел Истомин не тянет даже на «фраера ушастого». Актер не соответствует типажу по энергетике. Видимо, «по жизни» господин Миронов классический интроверт, замкнут «на себя», склонен к сомнениям, самокопанию. «Замазать» эти личностные психологические особенности даже большим профстажем, крепко отдающем маститостью, не удалось. Актер был органичен в роли офицера контрразведки «Смерш» в фильме «В августе 44-го». Блестяще, с полным попаданием в образ Евгений Миронов сыграл князя Мышкина в фильме «Идиот». Уголовник со стажем — не его песня. Столкнись Павел Истомин в реальной жизни с настоящими урками — кончилось бы плохо. Его бы переиграли на психологическом уровне. В два счета. И, скорее всего, «ежели бы взбрыкнул», как «чмыря позорного» низвергли в самую низшую касту уголовников. Мы приносим вам, уважаемый читатель, глубочайшие извинения за то, что приходится употреблять лексику, которую практически можно признать ненормативной. Но поскольку фильм «Апостол» ею просто изобилует, а смачные уголовно-филологические выверты типа «Я не бобик тебе какой-нибудь карманный», «Ты не мастырщик на подсосе, а блатарь на законной отрицаловке», врезаются в сознание ударом бича, приходится подражать. Вольно или невольно. Чтобы доступней изложить свой взгляд на вещи. Актеры «в натуре» не создали образы, в которые веришь. Поэтому не верится и в сам фильм, в реальность событий. Смотреть «Апостола» наверное, можно как фильм, чуть лучший по качеству, чем мыльные сериалы. На этом, на субъективный взгляд, его достоинства заканчиваются.

Потешная героика войныСразу по выходе новых фильмов в СМИ «повспыхивали» острые, разгромные публикации, передачи, радиоматериалы. Новое кино, как показанное несколько раньше или только представленное зрителю, совершенно не отражает реальный, тяжелый дух войны, его кроваво-надрывную сущность. Такие фильмы, как «Разведчики. Последний бой», «Диверсант», «Диверсант: Конец войны», «Штрафбат», «Сволочи», грешат чудовищной недостоверностью, педалируют на приключенчество, стрельбу-пальбу, превращая жестокую правду войны в развлекаловку для того, кто кино смотрит. Это общая тенденция. Журнал, увы, имеет свою периодичность выхода. Он не оперативен. То есть быстро отписаться по тому же поводу не было возможности. Да простят коллеги и не сочтут это за плагиат, оценки часто совпадают просто один в один.

Прожигающей критики, в особенности, много в адрес фильма «В июне 41-го» с исполнителем главной роли актером Сергеем Безруковым. На этот раз Саша Белый из «Бригады», предстал в образе лейтенанта Ивана Бурова. Сериал «Бригада», в котором господин Безруков убедительно, образно и ярко, сыграл уголовного авторитета, к сожалению, талантлив. К сожалению, потому что мозги тысяч и тысяч юношей это кино повернуло не туда, внушило не те ценности, приучило жить «по понятиям». В отличие от «Бригады» назвать талантливым фильм «В июне 41-го» не хочется. Ну, ни капельки. Действие разворачивается где-то в Западной Белоруссии, на погранзаставе. 21 июня лейтенант Буров возвращается в свою часть. На следующий день происходит вторжение фашистских захватчиков, и пограничник начинает совершать невероятные подвиги. Застава разбита. Враг продвинулся далеко вперед. Рядом с лейтенантом остаются несколько человек, да и те скоро гибнут.

Потешная героика войныСам же Буров в огне не горит и в воде не тонет. По сценарию героя-пограничника немцы берут-таки в плен, закрывают в сарае и поджигают — лейтенант остается жив. С пробитой ногой Буров догоняет вражеский тентованный грузовик, ныряет в него и играючи «кладет» насмерть несколько фашистских гадов — остается жив. Нападает на колонну захватчиков, громит ее — остается жив. Берет в плен не меньше взвода немецких солдат — остается жив. В паузах между подвигами бравый вояка успевает «крутить любовь» с интересненькой полячкой Ханной и фактически из-за нее и гибнет. Но как? Взрывает стратегический объект, простреленный несколькими пулями прыгает с огромной высоты в реку, спасает невесту — и с чувством исполненного долга умирает. Брюс Уиллис тут рядом не валялся…Достаточно двух-трех дней стресса, недоедания, недосыпания, чтобы цветущий мужчина превратился в лавровый лист. Лицо Ивана Бурова, несколько суток шатавшего по лесам, бегавшего, прыгавшего, стрелявшего, душившего фрицев — гладенько. Щетину что ли хотя бы отпустили человеку для правдоподобности?

Некоторые кинокритики единодушны в желании «размазать» так называемое кинотворчество г-на Безрукова за то, что он берется «тягать» роли не своего формата. Иешуа, Пушкин, Есенин… Ну не может Тузик изображать слона. По определению.

Потешная героика войныСоветское кино тоже частенько страдало тем, что показывало врага дураком, а нашего, советского бойца мужественным, непобедимым героем. Вместе с тем были созданы и потрясающие по силе воздействия картины. Вспомните «Летят журавли». Были и фильмы, может быть, менее пронизывающие, но крепкие содержательностью, большой правдоподобностью, сильной сюжетной линией, характерами героев. Еще и еще раз можно смотреть киноленты «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Путь в «Сатурн», «Щит и меч», «Они сражались за родину», «В бой идут одни старики».

Увы, ничего достойного уровня лучшей советской военной киноклассики в последние годы отечественный кинематограф не создал.

Валерий ЯКОВЛЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя