Размышления у газетного киоска

0
52

Каждое утро по пути на работу останавливаюсь у киоска, чтобы купить какую-нибудь свежую газету. Я бы не сказал, что выбор очень уж большой, но все же с десяток наименований наберется. Некоторые газеты и журналы лежат на витрине неделями, не привлекая особого внимания потенциальных читателей, а некоторые расходятся довольно-таки быстро. В последнем случае одно из двух — или издание пользуется популярностью (правда, очереди перед киоском никогда наблюдать не приходилось), или поступает оно в продажу в ограниченном количестве.

 

Зато почтовые ящики в подъездах домов практически каждый день переполнены. Чего только в них нет! Нет, речь не о рекламных буклетах крупных сетевых компаний и магазиннов средней руки, а о бесплатных газетах, которые ту же рекламу «разбавляют» общественно-политической и познавательной информацией. Издания подобного рода нередко раздаются и на станциях метрополитена, в других многолюдных местах. Такую же картину можно наблюдать во всех крупных городах. В общем, складывается впечатление, что мы по-прежнему являемся самой читающей страной в мире.

 

К этой мысли подталкивает и следующее обстоятельство. Не ручаюсь за точность цифр (они постоянно меняются), но в России зарегистрировано едва ли не 100 тысяч электронных и печатных средств массовой информации. И наша республика, что называется, не отстает: зарегистрировано свыше 800 газет и журналов, а ведь еще есть малотиражные издания, которые выпускаются без регистрации. Даже просто просмотреть их одних суток будет недостаточно. Но сокрушаться, собственно, и не стоит: зарегистрировать еще не значит регулярно поставлять читателю результат творческих терзаний и дерзаний. Регистрирующие органы порой не располагают сведениями о реальном положении вещей и не убирают из соответствующего реестра почившие в бозе или вообще не родившиеся газеты и журналы.

 

Как человек, имеющий некоторое отношение к журналистике, не могу не отметить, что в сегодняшних условиях марксистский постулат о переходе количества в качество можно безболезненно отвергнуть. Причин несколько. Бизнес в медийной сфере имеет специфические отличия от бизнеса, связанного, например, с выпуском тех же продуктов питания или других вещей, без которых человек не может существовать, а спрос (или его отсутствие) на информацию (товар весьма скоропортящийся) зависит все-таки от жизненной позиции, политической ориентации потенциального читателя, его социального статуса и других субъективных факторов. Чтобы «достучаться» до сердца и разума этого читателя и заставить его выложить энную сумму, ему надо оперативно преподнести не просто ту или иную новость, а ее высококвалифицированное и максимально объективное осмысление. А где отыскать столько специалистов, чтобы всем редакциям хватило? К тому же профессионал за свои услуги требует соответствующего вознаграждения, которое далеко не каждая редакция, особенно периферийная, может себе позволить.

 

Несмотря на эти обстоятельства, число желающих попробовать себя в этом виде бизнеса довольно-таки велико. В России, например, 90 процентов зарегистрированных СМИ относятся к категории негосударственных, в Татарстане этот показатель существенно ниже, однако тоже впечатляет. Пусть часть из них издают партии, общественные объединения с целью продвижения в массы своей идеологии, своих политических задач, но выпуск большинства газет и журналов ориентирован, прежде всего, на получение прибыли. Все правильно: бизнес есть бизнес. Даже издания, финансируемые из бюджета, не являются исключением.

 

Как свидетельствуют различные источники, параметры рынка прессы в последние годы изменяются в пользу доходов от рекламы — они превысили выручку от розничной продажи и составляют почти половину всех поступлений. Но осенью прошедшего года доходы печатных СМИ стали снижаться, а в онлайн-изданиях, наоборот, наблюдался рост. Если это сезонное колебание — одно, а если тенденция — совершенно другое. Не опустеют ли тогда окончательно витрины газетных киосков и наши почтовые ящики? До краха дело наверняка не дойдет: закрываются же одни мастерские и заводы, а их нишу занимают другие, производящие аналогичную продукцию. Потребитель этого зачастую и не замечает.

 

Несколько особняком стоят районные газеты. В нашей республике отнести их к государственным изданиям формально вроде бы нельзя, поскольку учредителем выступает известное открытое акционерное общество, чьими филиалами являются редакции. Но в то же время акции общества полностью принадлежат государству, так что фактический статус «районок» очевиден. Тиражи держатся на достаточно высоком уровне — срабатывает в основном пресловутый административный ресурс. Тому есть объяснение: в большинстве районов газета — единственное средство массовой информации, через которое муниципальная власть может «разговаривать» с населением и бесплатно доводить до него свои нормативно-правовые акты.

 

В свое время законодатель, лишая муниципалитеты права учреждать общественно-политические издания, преследовал благую, казалось бы, цель — освободить журналистов от назойливой опеки местных чиновников. А получилось — как всегда. Опубликовать тогда-то и такой-то материал и отчитаться об этом — подобные указания то и дело поступают в редакции из Казани. И неважно, актуальна или нет для данного района тема. Подобные публикации — в рамках государственного заказа, под который и выделяются субсидии  на более чем скромную зарплату и некоторые другие расходы. Хотите платить сотрудникам больше? Зарабатывайте. Многое ли может заработать редакция в маленьком сельском районе в основном на частных объявлениях (крупная, «денежная» реклама идет, как правило, в еженедельном приложении, распространяемом по всей республике)? Кстати, что конкретно имеется в виду под госзаказом — об этом ни от кого ничего узнать не удалось.

 

А вот о том, что конкретно нужно местному руководству, которое вроде бы в отношении газеты не обременено ни правами, ни обязанностями, говорить можно много. В одном районе требуют газету до отправки в печать показывать «уполномоченному» должностному лицу, во втором — в подробностях освещать чуть ли не каждый шаг главы, в третьем — отказывают в доверии редактору, который посмел свое суждение иметь… Потому, очевидно, и не встретишь статей с глубоким анализом деятельности органов власти. Все больше об успехах, явных и мнимых. Метать острые стрелы в адрес федерального центра (он тоже, к сожалению, не безгрешен) — это как-то безопаснее и особой смелости и не требует.

 

Думаю, сказанного достаточно, чтобы понять: слова «редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности» (закон о СМИ) — не более чем декларация. Думаю (и даже убежден), что многие должностные лица упомянутый закон и в руках-то не держали… Что ж, строим правовое государство… И еще убежден: районные газеты в том виде, в каком они были созданы и в каком существовали многие десятилетия, себя изживают, если уже не изжили. Они слабо вписываются в систему рыночных отношений и априори не могут стать самоокупаемыми, тем более — прибыльными. За редким исключением, конечно.

 

Может быть, внимательно изучив не совсем удачный опыт начала шестидесятых годов, вернуться к межрайонным газетам, привязав их к сформировавшимся или формирующимся экономическим зонам (Закамье, Заволжье, Юго-Восток и т. д.)? Эта идея лет пятнадцать-двадцать назад уже начинала обсуждаться, но логического завершения не получила. Преимущества, как говорится, лежат на поверхности: расширение рекламной базы, приличные тиражи, уменьшение затрат на содержание редакций, комплектование их более квалифицированными кадрами и прочее. Это выгодно с экономической точки зрения. Но вдвойне и втройне выгодней с точки зрения функционирования свободной печати. По крайней мере — независимой от местного чиновничества. Что же касается освещения жизни муниципалитетов, то его можно отрегулировать в редакционных планах.

 

Но вернусь к негосударственным изданиям, на долю которых, как уже говорилось, приходится основная часть рынка медийной продукции. Несмотря на это, многие государственные мужи и даже органы их словно не замечают. Не жалует их вниманием и профильное республиканское агентство, которое должно, видимо, заниматься не только государственными СМИ, но и вообще вырабатывать информационную политику, как текущую, так и на перспективу, непременно учитывая при этом громадную аудиторию негосударственных СМИ. А все же своя рубашка — на то она и своя, чтобы о ней больше заботиться.

 

Деление на своих и не своих ощущается при проведении брифингов, пресс-конференции, приуроченных к каким-то датам мероприятий, творческих конкурсов. Насколько мне известно, в некоторых районах даже введен запрет подчиненным главы встречаться без его ведома с журналистами и передавать им какую-либо информацию. За это, то есть за ущемление свободы массовой информации, в соответствии с законом предусмотрена ответственность. Кого-то к ней привлекали?

 

И еще. Власть, строго следующая букве и духу Основного и других законов, кровно должна быть заинтересована в том, чтобы ее слышали читатели не только официальных изданий. Почему бы тот же виртуальный для многих госзаказ не сделать реальным и для его потенциальных исполнителей не организовывать по-настоящему открытые, а не кулуарные конкурсы? Смотришь, редакция солидной газеты или солидного журнала получила бы материальную поддержку, а власть — дополнительную аудиторию.

 

Риск, разумеется, есть: а вдруг привычное государственное издание останется на бобах? Но ведь госзаказ можно и раздробить, оформлять по конкретным направлениям, с учетом специализации газет или журналов. Проводятся же тендеры по закупкам товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, в них участвуют и частные предприниматели, и средний и крупный бизнес. Кто-то выигрывает, кто-то выпадает из игры. И ничего. Жизнь продолжается. Государственные устои не рушатся.

 

Никто не спорит, власть тоже имеет право учреждать печатные и другие издания и через них объяснять населению свою политику, свои практические действия в том или ином направлении, логику принятия тех или иных решений. Однако тут возникает закономерный вопрос. Если та же газета издается на средства бюджета, то налогоплательщик, независимо от его идеологических и политических пристрастий, вправе требовать, чтобы она отражала и его мнение. Так ли на самом деле? Перелистайте официальные издания…

 

…Пока писались эти заметки, промелькнули новогодние праздники, как-то незамечено прошел профессиональный праздник российских журналистов. Опять по пути на работу останавливаюсь у киоска в надежде найти что-то новенькое и привлекательное. Не яркую обложку или броский заголовок на первой полосе (всего этого вдоволь), а того, что заставило бы задуматься, поразмышлять. Увы…

 

Николай ХОХЛОВ

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя