ЗАБОТЯСЬ О РОДНОМ ЯЗЫКЕ

0
437

Ежегодно во всем мире 21 февраля отмечается Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года для содействия языковому и культурному разнообразию.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6000 языков мира может в ближайшее время потерять последних носителей.

Все шаги по содействию развитию родных языков служат не только языковому разнообразию, более полному знакомству с языковыми, культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

В свете этих неоспоримых тезисов впору нам задуматься и поразмышлять о положении татарского языка и судьбе закона о сохранении, изучении и развитии языков народов Республики Татарстан.

Будем откровенны: ситуация с изучением, функционированием и сохранением татарского языка, как и с реализацией упомянутого закона, складывавшаяся в последние годы, вызывает серьезное беспокойство и глубокую досаду у здравомыслящей общественности.

Не хочется лишний раз упоминать (но приходится) о том, что ряд злополучных мер, предпринятых в последние годы руководством страны с молчаливого согласия местных властей, нельзя не рассматривать как шаги, направленные на подрыв устоев национального образования, а также функционального и структурного развития языков нерусских народов, в том числе татарского. Это исключение из государственных стандартов образования национальных компонентов, это – введение в национальных школах системы сдачи выпускных экзаменов на русском языке и обязательно по русскому языку и литературе в объеме учебных планов русскоязычных школ и зачисление в вузы по баллам, полученным на этих экзаменах, это разрешение преподавания родных языков лишь до 10 класса, это – введение демонического положения о возможности преподавания родных языков не более двух часов в неделю, при этом, лишь с согласия родителей учеников. Все эти нововведения вскоре привели к тому, что намного сократилось в Татарстане количество татарских школ и классов, все более сводится на нет обучение татарскому языку учащихся русскоязычных школ. Если учесть, что в республике большая часть детей-татар обучается в русскоязычных школах, то станет понятно, что огромное количество юного поколения татар лишается изучения в школах своего родного языка.

Благодаря этим злосчастным мерам, предпринятым в отношении татарского языка, прежде всего преподавания его в учебных заведениях, в сохранившихся татарских школах идет процесс перехода к обучению на русском языке. Вот с какими результатами мы вынуждены отмечать в этом году Международный день родного языка!

Следует заметить, что все эти действия, резко ограничивающие возможности свободного развития татарского языка, эффективного обучения его учащимися школ, происходят в нарушение Конституций Российской Федерации и Республики Татарстан, а также законодательных актов об образовании, которые декларируют права граждан на беспрепятственное получение ими образования на родном языке, а также создание органами образования соответствующих необходимых условий для изучения учащимися их родных языков в достаточном объеме. Между тем, всевозможные предписания в государственных образовательных стандартах по изучению в учебных заведениях языков с умудренными названиями, такими как родной (русский) для детей-татар, лишены здравого смысла и представляют лишь попытки, направленные на постепенное изжитие родных языков нерусских учащихся и внедрение в их сознание понятия русского языка как родного. Не требуется большого ума, чтобы понять истинный замысел таких манипуляций с обучением языкам нерусских детей, конечной целью которых является формирование «разнонародной российской нации», как это предлагают сейчас некоторые авторы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Говоря о серьезных проблемах в изучении, сохранении и развитии татарского языка, нельзя не напоминать о печальной судьбе теперь уже ставшего злополучным закона Татарстана о языках народов республики. Закон этот не реализуется, и, можно сказать, что о нем теперь уже все больше забывают. Но законы должны исполняться. И этот закон в том числе! Ведь он не отменен.

В свете сказанного о создавшейся ситуации с родным языком татар и с невыполняющимся законом о языках попытаюсь изложить свои соображения о мерах, необходимых, на мой взгляд, для оздоровления обстановки с татарским языком в республике.

1. Думается, что действия, предусматривающие повышение престижа татарского языка, а также родных языков других народов, проживающих в нашей республике, надо начинать с обсуждения вопроса о состоянии родных языков в свете выполнения положений закона о языках со специальной повесткой дня на сессии Государственного Совета республики. Для обеспечения результативности этого важнейшего мероприятия следует предварительно обстоятельно изучить языковую ситуацию в республике с помощью комиссии, созданной в составе опытных педагогов-филологов и ученых-лингвистов. Предполагается, что выводы и рекомендации данной комиссии составят основное содержание постановления сессии парламента о необходимости значительного повышения эффективности деятельности органов образования и учебных заведений по улучшению процесса обучения учащихся татарскому и другим языкам.

Предполагается, что в результате серьезного обсуждения вопроса о языках и объективной оценки состояния преподавания их в общеобразовательных школах будут выявлены факторы, тормозящие успешную реализацию данного закона, а также будет дана рекомендация парламенту с учетом обстоятельств, произошедших в последние годы, внести в закон о языках народов Республики Татарстан некоторые поправки.

Мне как одному из соавторов разработки закона о языках, а также председателю постоянной комиссии по национальным вопросам и культуре (по нынешнему – комитета) того парламента, который принял этот закон, просматривается необходимость изменения в данном законодательном акте следующих положений.

Следует пересмотреть положение о выделении в русскоязычных школах времени на изучение русского и татарского языков в равных объемах. Как известно, выполнение данного положения закона оказалось в нынешних условиях не реальным, вследствие чего теперь возникает необходимость изменить содержание его таким образом, чтобы для изучения учащимися русскоязычных школ татарского языка выделить время меньше, чем было раньше, но достаточное для обучения детей свободному общению на данном языке. Разумеется, при этом методика преподавания данного предмета должна быть строго коммуникативная. Вместе с тем, в законе целесообразно предусмотреть положение о том, чтобы учащимся детям-татарам по желанию родителей была предоставлена возможность получить более глубокие знания по их родному языку.

При внесении изменений в закон о языках следует предусмотреть положение о сдаче текущих и выпускных экзаменов по татарскому языку. В законе также должно быть отражено требование перед учителями татарского языка значительного повышения качества их работы с тем, чтобы выпускники татарских школ овладевали своим родным языком в совершенстве.

2. Осознавая, что основой сохранения и развития литературного татарского языка с его тысячелетней историей являются общеобразовательные школы с родным языком обучения, руководству республики необходимо безотлагательно принять ряд кардинальных мер по повышению престижа и роли татарских школ, считая это первостепенной задачей для поддержания соответствующего высокого уровня духовной жизни татарской нации. В этой статье не ставится задача перечислить все эти меры. Однако о наиболее существенных, из них, не лишне будет упомянуть.

Перед Министерством образования и науки республики, в этой связи, одной из главных в его деятельности должна стоять задача, чтобы татарские школы были лучшими. Что нужно для этого?

Прежде всего, чтобы учителя-педагоги были качественными специалистами.

Во-вторых, чтобы материальная база этих учебных заведений отвечала требованиям времени, была на достаточно высоком уровне.

Особое внимание при этом должно быть обращено на то, чтобы татарский, русский и английский языки, а также предметы, по которым сдаются ЕГЭ, преподавались не хуже, чем в элитных школах, так, чтобы все желающие из выпускников этих школ могли зачисляться в вузы.

С учетом веления времени и по желанию родителей в татарских школах отдельные предметы, например, некоторые дисциплины физико-математического цикла, по-нашему мнению, могут преподаваться на русском языке. Но, разумеется, обучение в основном должно вестись на татарском языке, и вся воспитательная, организационная работа также должна проводиться на родном языке.

3. Нужно создавать в ближайшее время элитные школы с татарским языком обучения – хотя бы несколько в Казани, Набережных Челнах, а также не менее одной-двух – в каждом сельском районе.

К строительству новых татарских школ можно и нужно привлекать состоятельных частных лиц. Напомним, что до Октябрьской революции татарское национальное образование в основном создавалось и содержалось на средства отдельных меценатов.

В заключение выражу свое пожелание, чтобы все родители, деды и бабушки, осознавая острую необходимость сохранения и развития татарского языка, стремились прививать своим детям и внукам любовь к родному языку, сами изучали и их обучали этому языку, и чтобы органы образования и образовательные учреждения считали своим святым долгом всеми силами и средствами содействовать изучению, сохранению и развитию родного языка татар, а также языков других народов, проживающих в нашей республике.

РУЗАЛЬ ЮСУПОВ, академик Академии наук РТ,

доктор филологических наук

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя