Двигатель умного автомобиля

0
74

 

 

Виктор КОЖИН,

сотрудник НИУ КГТУ им. А.Н.Туполева

 

Виктор Георгиевич, что подтолкнуло вас к поискам новых идей в области двигателестроения?

— На сегодняшний день в нашей автомобильной промышленности остаются нерешенными такие вопросы, как снижение эксплуатационных расходов автотранспортных средств и улучшение экологии. Несмотря на постановление Правительства РФ о внедрении экологических стандартов «Евро», которое было введено несколько лет назад, в целом ситуация на дорогах России остается прежней. Чтобы решить наболевшие проблемы автопрома, безусловно, необходимо применение новых технологий.

В 1994 году я, выпускник факультета двигателестроения Казанского авиационного института, познакомился с любопытным патентом, авторы которого — Сергей Пластинин и Владимир Корольков. Это настолько заинтересовало меня, что сегодня на основе этих разработок родился совершенно новый двигатель. Продвижение патента Пластинина — Королькова к реализации привело к созданию ДВС-24-IX.

А как происходит продвижение инновации, коммерциализация разработки?

— Разработка идеи двигателя, которая происходила в период с 1994-го по 1997 год, завершилась созданием первого бизнес-плана по техническому заданию «ЗМА» (КАМАЗ).Затем на базе компании ООО «Авиамотор» была изготовлена полномасштабная модель ДВС, а также частично проведены стендовые испытания двигателя «Бурлак» — прототипа ДВС-24-IX. Совместно с КАИ сформирована стратегия коммерциализации и патентной защиты, создание МИПа по ФЗ №217. Сегодня проект находится на стадии поиска стратегического инвестора для изготовления установочной партии и сертификации двигателя.

Технический прогресс не стоит на месте, зарубежные компании все время в поиске, появились конкурентные аналоги нашего мотора. Однако по техническим характеристикам они пока отстают от предлагаемого нами ДВС-24-IX.

Расскажите подробнее об этих аналогах.

— В журнале «Популярная механика» (№4, 2011 г.) была опубликована статья «Двигатели оригинальные и удивительные», речь идет о четырех видах моторов:

 1. ДВС американского автомеханика Кармело Скудери. Небольшой вес, высокая удельная мощность (135 л.с./литр) и технологическая простота;

2. Двухтактный ДВС-LotusOmnivore, многотопливный, с переменной степенью сжатия (10-40) и чистотой выхлопа стандарта «Евро-6»;

3. Оппозитный, двухтактный, модульный, с электрическим турбонагнетателем: ДВС-EcomotorsOPOC. Удельная весовая характеристика — 3 л.с./кг;

 4. ДВС (РЛДВС), который планируется устанавливать на Ё-мобиль Прохорова. Малый вес, высокая удельная мощность.

Подведу итог, наш ДВС-24-IX интегрирует (имеет) в себе все перечисленные качественно-количественные показатели четырех передовых аналогов и имеет существенные отличия от указанных.

Какими преимуществами обладает ваш двигатель?

— Во-первых, он до 40% экономичнее существующих моторов аналогичной мощности. Далее, двигатель является многотопливным и может работать на жидких топливах — бензин, керосин, дизельное топливо, масла растительного происхождения, практически любое жидкое топливо, которое горит. ДВС-24-IX имеет ручную либо автоматическую в перспективе настройку на вид топлива. Условно говоря, нажимаете рычажок, устанавливаете стрелку против выбранного — бензин, дизельное топливо либо масло, и система автоматически настраивает двигатель на оптимальную работу с выбранным топливом. Изобретение работает и на всех видах газообразного топлива: метан, пропан, бутан, окись углерода и т.д. Для получения окиси углерода используется твердое горючее. Дрова, уголь, отходы производства, бытовой мусор и т.д. сжигаются в газогенераторе для выработки окиси углерода. В результате горения выделяется окись углерода (угарный газ), который и служит топливом. Когда на эту тему мы говорили с разработчиком вездехода «Викинг», а это транспортное средство не может только летать, выяснилось, что «Викинг» был рассчитан на передвижение по рекам, болотам, тундре, пескам и снежному покрову, где, что очевидно, развитых сетей АЗС просто нет. Подножный корм для двигателя вездехода всегда можно найти — будь то кустарник, ботва, павший лист, бытовые отходы, короче – все, что тлеет. Это позволит «Викингу» добираться до цивильных АЗС.

ДВС-24-IX по всем параметрам соответствует стандартам экологичности «Евро-6». Двигатель защищен тремя патентами, по стратегии патентования планируется дополнительно еще 30.Стоимость НИОКР — 165 млн руб. Сроки НИОКР — 25 месяцев.

Виктор Георгиевич, как вы считаете, ваш двигатель увидит свет?

— Заявленные технические характеристики не вяжутся с пониманием сегодняшнего дня специалистов по двигателестроению. Я называю это человеческим фактором – понимается, что не может инициативная группа из двух-трех человек сделать «крутой» двигатель на «кухне» или в гараже. В защиту своего детища приведу высказывание создателя теории относительности Альберта Энштейна: «Все знают, что этого делать нельзя и этого делать нельзя, но находится один, который этого не знает и делает это – так рождаются открытия». Признание двигателя ДВС-24-IX – это лишь вопрос времени.

Поясните…

— Признание двигателя ДВС-24-IX – это его сертификация в составе автотранспортного средства. Далее, сертификация – это ключ к массовому производству двигателей и поставке их на конвейер, на что нужны колоссальные средства. Для решения вопроса необходимо бюджетное финансирование Республики Татарстан или России. Тогда что-то может получиться. Так складывается ситуация.

Смысл издержек заключается не в изготовлении двигателя, а в подтверждении его работоспособности и надежности. Для этого необходимо испытать не один десяток машин, например КАМАЗов, оснастив их нашими моторами, — нужно адаптировать и откатать хотя бы 100 000 км. В данном случае сейчас финансовые средства необходимы не на проектирование и даже не на изготовление мотора, а на сертификацию двигателя в составе транспортного средства. Требуется испытать его в действии на больших расстояниях и в реальных условиях. За рубежом специалисты уже ориентируется не на пробег в 100 000 км, а на 1 000 000, то есть в 10 раз больше. В итоге деньги нужны на проведение этого миллионного пробега определенного количества автомобилей. К примеру, можно установить наш двигатель на две машины, а на пару других — поставить штатные моторы. Тогда можно проводить грамотный сравнительный анализ. Известно, 100 км пробега одного автомобиля КАМАЗ обходятся, примерно, в три с половиной тысячи рублей. Следовательно, для проведения 1 000 000 км пробега всего четырех машин понадобится сумма в 140 млн руб. Но в будущем это повлечет за собой прямую экономическую выгоду. Это обусловлено тем, что расчетная стоимость двигателя ДВС-24-IX при серийном производстве ниже аналога с подобной мощностью в 2-3 раза. Более того, дело еще в том, что существующие двигатели работают на режимах холостого хода и малой мощности с необоснованно большим расходом топлива. В заключение приведу технические характеристики двигателя:

  • Двигатель двухтактный оппозитно-поршневой с Егеом=6-60.

 

  • Двигатель работает на любой степени наддува в диапазоне от 1 до 7.

 

  • Переменная литровая мощность одного модуля (от 30 до 300 л.с.).

 

  • Удельная весовая характеристика — 5 л.с./кг.

 

  • Двигатель «умного автомобиля» самонастраивается на выбранное топливо, изменяет крутящий момент при постоянных оборотах.

 

  • Масштабируемый до 1:2, модульный (до четырех модулей в связке).

 

  • Евро-6 достигается без систем утилизации.

 

  • При запуске двигатель использует дизельный цикл.

 

  • Применим в любой сфере народного хозяйства.

 

  • Не требует развития новой сервисной инфраструктуры при эксплуатации.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя