Природа неистощима на красоту

0
25

Рамиль РАХИМОВ, скульптор, художник, основатель «Мастерской камня Рахимова», – об избранном деле, красоте камня и выборе своего пути в искусстве.

Рамиль Маснавиевич, как все начиналось?

– В 13 лет я решил поступать в Набережночелнинскую школу искусств, – рассказывает Рамиль Маснавиевич. – Набор туда уже закончился, занятия шли, но меня все­таки приняли. Навыков никаких не было, нужно было нагонять однокашников. Пришлось очень сильно напрягаться, однако в дальнейшем это помогло – школу искусств я окончил с отличием. Запомнилось это время активным и успешным участием в многочисленных выставках. Особенно удавались портреты, пейзажи, скульптура и объемные макеты из бумаги, очень любил скульптурную лепку из глины. Дальше – армия. Служил в Приморье, был художником. После армии я короткое время успешно занимался торговым бизнесом, но быстро потерял к этому интерес. Стал писать картины. Некоторые мои полотна вызывали искреннее одобрение коллег­художников, но продавались хуже, чем мне хотелось бы. Потом увлекся дизайном: готовил вывески, оформление витрин, рекламные изображения, объемные буквы и фигуры.

Профессия скульптора, каменотеса, как известно, одна из самых древних и одновременно с этим исконно мужская. Как правило, профессиональные секреты передаются из поколения в поколение. Как вы пришли к этому делу?

– Несколько лет я трудился художником в мастерских по обработке камня. Освоил все специальности и существовавшие тогда технологии по работе с натуральным камнем. Использовал болгарку, рубил тексты и символику, наносил изображение на натуральный камень. Пришлось даже заниматься изготовлением форм для производства бетонных скульптурных изделий, но уже тогда было известно, что бетон более 100 лет может и не продержаться. Он первые 50 лет набирает прочность, а потом постепенно разрушается. А мне уже тогда хотелось создавать более долголетние вещи, и наконец в 2001 году я решился на создание своего бизнеса по работе с натуральным камнем. В самом начале фирма называлась «Вечность», а семь лет назад я оформил «Мастерскую камня Рахимова».

 

Камень – это безмолвие вечности или симфония чувств? Или только обработка камня Мастером придает камню эти свойства?

– Природный камень – один из древнейших материалов, используемых людьми для строительства. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень стал также основой для воплощения творческих замыслов уже в древности. В современном строительстве чаще всего натуральные камни используют при внешней и внутренней облицовке зданий. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придает внешнему виду красоту и богатство. Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Однако, как и тысячи лет назад, пока ничто не может заменить живые руки Мастера, который один способен вдохнуть жизнь в мертвый камень и сделать из него настоящее произведение искусства, симфонию чувств, выраженных в камне.

 

Издавна в школах ваяния и художеств одновременно преподавали скульптуру и живопись. Сегодня же из учебных заведений все больше выходит компьютерных дизайнеров и все меньше молодых творцов видят свое призвание в рукотворной скульптуре.

– Я понимаю огромную потребность привносить в мир даже бытовых вещей высокую эстетику, которую творят талантливые современные дизайнеры. В какой­то степени работа дизайнеров заполняет культурный вакуум, образовавшийся в последние десятилетия, когда резко уменьшились заказы на украшение населенных пунктов скульптурными композициями и современным скульпторам приходится работать в основном над изготовлением мемориальных комплексов.

Многие талантливые мастера, освоив современный компьютерный дизайн и электроинструмент, способны создавать такие произведения скульптурного искусства, которые не уступают по уровню мастерам эпохи Возрождения. Да, основные их творения находятся на кладбищах, но профессию скульптора еще рано «списывать в историю», ведь пока ни один навороченный робот не смог создать скульптурный образ человека, мало­мальски похожий на оригинал.

Мода на городскую скульптуру обязательно вернется. И я продолжаю надеяться, что в скором времени тысячелетние традиции украшения мест обитания людей произведениями скульптурного искусства возродятся не только в коттеджных поселках и на кладбищах, но и на простых улицах обычных населенных пунктов.

 

У художника Питера Пауля Рубенса в мастерской работали начинающие ученики, которых он называл «аспирантами», каждый их них имел определенную специализацию. Помимо учеников у Рубенса работали и сложившиеся мастера. Расскажите о вашей мастерской.

– Коллектив мастерской состоит из профессиональных художников, скульпторов, компьютерных дизайнеров, камнерезов, компетентных рабочих по установке скульптур и мемориальных комплексов, которые освоили современные технологии работы с электроинструментом, трехмерным компьютерным моделированием изображения и готовы выполнить работы любой сложности.

Изготовление памятников – труд кропотливый, он требует профессионализма, современных технологичных инструментов и опыта работы. Наша мастерская располагает сплоченным коллективом настоящих профессионалов своего дела с многолетним опытом работы. Наши специалисты работают вручную, будь то нанесение изображения на памятник (портрет, орнаменты, надписи, иконы, мечети, пейзажи) или камнеобработка различных форм, что свидетельствует о высоком уровне художников, скульпторов, каменотесов. Кроме того, мы часто приглашаем специалистов со стороны, в том числе из Москвы и Санкт­Петербурга, а главное, наладили тесные партнерские связи с коллегами из Китая.

 

Как современная технология отличается от работы каменотеса и скульптора 100 или 1000 лет назад?

– Нам очень помогает современная логистика, которая позволяет за сравнительно небольшие деньги пользоваться всем минеральным богатством нашей планеты. У наших предшественников еще несколько десятков лет назад не было таких возможностей по использованию разнообразнейших видов качественного натурального камня. Природа неистощима на красоту, и мы сегодня можем заказать нужный нам натуральный камень из тысяч месторождений.

Мастерскую очень «выручают» современные цифровые технологии. Сегодня можно, используя программы по компьютерному моделированию, ускорить работу над проектом, создавать и корректировать необходимое количество вариантов, обеспечить привязку макета к местности, наладить электронные коммуникации с заказчиком и даже распечатать на специальном принтере элементы макета в натуральную величину.

Сегодня «Мастерская камня Рахимова» оснащена современным оборудованием, с помощью которого освоено большинство современных технологий, в том числе: малые архитектурные формы, колонны, вазы, шары, производство цветных вставок (инкрустация), ваяние барельефов, бюстов, резьба по камню, создание скульптур из «жидкого камня» и тому подобное. В настоящее время нам под силу воплощение любых фантазий заказчика или художника. Мы можем с помощью компьютерного дизайна предложить клиенту несколько вариантов мемориальных комплексов, скульптуры, а затем с филигранной точностью воплотить выбранный вариант в истинное произведение искусства.

 

Сначала возникает искусство. Искусство собирать камни или же… разбрасывать. Затем возникает ремесло, как умение делать одно и то же лучше, быстрее и дешевле. Подчас и искусство создает ремесленников. Таковы законы развития цивилизации. Вы считаете себя скульп­тором, человеком искусства или же ремесленником, бизнесменом?

– Мы не люди конвейерной системы, мы больше творческие ремесленники. У нас нет ни одной работы, которая бы существенно не отличалась от предыдущих. И это не пустое оригинальничание. Приходится постоянно придумывать новые формы, очертания, цветовую гамму. Иногда необходимо делать десятки эскизов, пока не найдешь нужного решения. Часто приходится часами разговаривать с заказчиком, выспрашивать у него подробности и особенности, характеризующие ушедшего человека, его душевные качества. Только тогда может получиться уместный и истинно точный вариант отображения индивидуальности человека, в котором все знавшие его безошибочно увидят его душу.

Мы считаем, что наши творения рассчитаны на многие и многие века существования. Поэтому в работе с натуральным камнем не пропускаем ни одной мелочи, которая могла бы повлиять на эстетику, качество и долговечность наших работ. Наша цивилизация подошла к пониманию, что зачастую бездушный конвейерный вал однотипной продукции не может удовлетворить потребности человека в чем­то индивидуальном, неповторимо прекрасном, отвечающем именно твоим думам и чаяньям. Сейчас многие уже не боятся обращаться к творцам­ремесленникам, будь то индивидуальный пошив одежды или именно твой особенный тюнинг автомобиля.

 

География ваших работ включает не только Татарстан?

– В последнее время мы больше половины своих заказов получаем не только по Республике Татарстан, но и за ее пределами. Возможно, здесь уже распространилась молва о нашей работе, а может быть, люди ориентируются на информацию с нашего сайта. Однако, при почти полном отсутствии рекламы, иногородняя составляющая в нашей работе постоянно увеличивается.

 

Современный мир в огромных количествах использует пластик, искусственную керамику, всевозможные совмещения разных материалов, воплощая их в архитектуре, в производственных, офисных и домашних интерьерах, в городском ландшафте. Вытеснят ли все эти технологии понимание красоты природы из нас самих и нашей окружающей среды?

– В ближайшей перспективе никакой бетон, пластик или искусственный камень не смогут сравниться с природой по красоте, разнообразию оттенков, долговечности и даже по затратам на логистику и обработку натурального камня.

Несколько раз побывав в Китае, я увидел настоящий расцвет культуры камня. Многочисленные прекрасные скульптурные композиции, каменные украшения и предметы быта, изумительная по красоте отделка зданий. И я еще раз убедился в правильности выбранного мной много лет назад направления – только качественный природный натуральный камень и созданные из него эстетичные произведения искусства смогут украсить нашу жизнь. Нам в России предстоит еще многое сделать для развития этой культуры, и я верю, что мы справимся.

Беседовал Станислав МИКУЛЬСКИЙ

 

 

Мастерская камня Рахимова

г. Набережные Челны, пр. Чулман, 34А

Телефоны: (8552) 588-126,

+7 952 032-42-20

Сайт: www.memstudio.ru

E-mail: mail@memstudio.ru

 

На правах рекламы

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя