В Татарстан – за 1001 удовольствием!

0
588

Три миллиона туристов посетили Татарстан в 2017 году. Это довольно высокий показатель, который красноречивее любых слов говорит о том, что познавательный интерес к нашей республике есть. Радует, что Казань входит в число популярных туристических направлений у россиян, да и количество зарубежных гостей с каждым годом растет. Но следует понимать, что эта впечатляющая положительная тенденция стала возможной только благодаря слаженной работе большой команды единомышленников и патриотов республики. Среди них – АНО «Центр развития туризма РТ» под руководством Дильбар САДЫКОВОЙ. В 2017 году эта организация реализовала более 30 проектов, направленных на развитие индустрии туризма и гостеприимства в республике, а также продвижение локального туристского продукта на перспективных рынках.

Дильбар Асадулловна, прошло два года с момента презентации комплексной программы «Visit Tatarstan», направленной на создание и реализацию масштабной маркетинговой кампании с целью продвижения туристических возможностей республики на основе современных мировых стандартов. Сейчас уже можно сказать, насколько эта программа себя оправдала, что было сделано в ее рамках и что еще предстоит сделать?

– Начнем с того, что аналогов единого туристического бренда, настолько успешного и узнаваемого, в стране пока нет. В программу входит информирование туристов, мониторинг репутации республики, развитие туристического потенциала районов Татарстана, проведение маркетинговых исследований, партнерские проекты с местными компаниями. Татарстан стал первым регионом, кто создал столь яркий туристический бренд, который обладает своей идеологией и отличается запоминающейся визуализацией. Сформирован единый визуальный и концептуальный стиль, с которым республика ассоциируется у туристов («Татарстан – это 1001 удовольствие»). Местные жители уже воспринимают символику «Visit Tatarstan» как свое, родное. Создан брендбук, отражающий историческую и современную составляющую идеологии бренда. Он представляет собой отдельные «слои» – паттерны (узоры), которые ассоциируются с различными эпохами Татарстана, начиная с булгарской цивилизации и заканчивая современностью. Концепция многослойности в стиле четко отражает идеологию и ключевую идею, разнообразие и стимул к созданию 1001 уникального опыта для туристов.

Сегодня имеется уже 70 позиций сувенирной продукции с символикой «Visit Tatarstan», которая очень нравится и местным жителям, и гостям. Мы специально проводили опрос среди туристов и получили не только массу положительных откликов, но и немало предложений по поводу того, что еще можно внедрить в сувенирный ряд. Активно сотрудничаем с местными предпринимателями, чтобы продукция была изготовлена именно в Татарстане. Большой популярностью пользуются свитшоты, футболки, бейсболки, планируется разнообразить цветовую гамму этих товаров. Не меньший интерес вызывают рюкзаки, бутылочки для воды и другие вещи, которые необходимы в путешествиях. Для подарков часто берут принтованные зонты, чехлы, сумки. Отдельно хочу отметить гастрономические наборы, татарский чай и сладости. А сейчас работаем по направлениям, связанным с сезонной одеждой, вип­подарками и пищевой продукцией. Производителям самим очень нравится использование символики «Visit Tatarstan» на их продукции.

Кроме того, элементы фирменного стиля «Visit Tatarstan» используют музеи, рестораны, гостиницы, транспортные и сувенирные компании. Все это сделано для того, чтобы турист чаще сталкивался с символикой «Visit Tatarstan». Совместно с нашими аккредитованными туристическими партнерами мы реализуем кобрендинговые проекты, полезные и интересные для туристов. Вместе стремимся к достижению наивысших стандартов качества, прорабатываем дальнейшую стратегию по продвижению республики на туристическом рынке.

Конечно, многое впереди. У нас есть масштабные идеи по сотрудничеству с авиакомпаниями, другими объектами туристической индустрии, с блогерами для совместного формирования уникального туристического контента. Должна быть стопроцентная узнаваемость с помощью продвижения бренда «Visit Tatarstan». И по сувенирной продукции будем расширять линейку вещей. В дальнейшем хотелось бы, чтобы эта продукция была представлена в туристических дестинациях – Свияжске, Болгарах, Елабуге, Чистополе. Главные ценности, которые несет в себе программа «Visit Tatarstan»: изобилие (разнообразие, большой выбор), безопасность и внимание (личное внимание к каждому человеку, каждый гость чувствует себя особенным).

С помощью каких мероприятий продвигается на внутреннем и международном рынках туристский продукт республики?

– Мероприятий много, все проходят под эгидой Госкомитета по туризму. Первое – активное участие в специализированных выставках, российских и международных, в том числе в «Интурмаркет» и MITT, и в выставках за пределами страны – в Турции, Финляндии, Германии, арабских государствах. Второе – организация пресс­туров, когда мы приглашаем представителей СМИ из других российских регионов, показываем им самые интересные экскурсионные программы, даем возможность ознакомиться с местами питания и размещения, чтобы журналисты могли более подробно ознакомить читателей в своих регионах с нашей замечательной республикой. И третье, конечно, Интернет. Формируем стратегию по продвижению в социальных сетях («ВКонтакте», «Инстаграм», «Фейсбук»), для каждой из соцсетей готовим уникальный контент, который отвечает идеологии «Visit Tatarstan». Здесь регулярно появляются интересные факты о городах республики, достопримечательностях и подборки для посещения путешествующими, конкурсы и опросы, которые позволяют удерживать посетителя и отвечать его запросам.

В прошлом году в аэроэкспрессах Москвы (по маршруту из и в Домодедово, Внуково, Шереметьево) была размещена реклама «Visit Tatarstan». Эти аэропорты – три самых больших транспортных узла страны. Соответственно, среди людей, которые едут в данных аэроэкспрессах, максимальная концентрация потенциальной туристической аудитории. Кроме того, в кинотеатрах ряда крупных городов перед самыми кассовыми фильмами шли видеоролики о Татарстане.

Мы провели масштабный опрос в рамках проекта «Портрет туриста» и не только определили социально­демографические характеристики гостей республики, но и выявили каналы получения ими информации, что помогло сформировать коммуникационную стратегию продвижения турпродукта Татарстана. Подавляющее большинство гостей находят информацию в Интернете (более 65% опрошенных), а примерно 32% – через своих близких, друзей, коллег. Понятно, что туристы, которые приезжают к нам даже на несколько дней, это наши «агенты» по дальнейшему продвижению республики, ведь они будут делиться впечатлениями с родными, поэтому очень важно, чтобы они уезжали довольными, с массой положительных эмоций.

Каков потенциал гостиничного бизнеса в республике?

– За последние пять лет существенно увеличилось количество отелей и коллективных средств размещения, достаточно назвать цифры: в Казани их более 190, по всей республике – более 400. Есть представители мировых отельных сетей – Ramada, Park Inn, Ibis, Hilton, и мы уверены, что это не предел. Потенциал гостиничного бизнеса могу оценить только в позитивном ключе, причем я говорю не только о количестве, но и о качестве обслуживания мест размещения. Наличие всемирно известных гостиничных брендов добавляет привлекательности республике в глазах иностранных туристов, которые могут легко сориентироваться, чтобы точно остаться довольными условиями проживания и сервисом.

Насколько увеличилось за последние годы количество туроператоров, занимающихся въездным туризмом? Какие маршруты республики особенно популярны у туристов?

– По статистике, туристы приезжают к нам на два – три дня (формат уикенда), за это время успевают побывать в Казани, Свияжске, Болгарах. Растет число индивидуальных туристов, которые путешествуют самостоятельно либо небольшими группами по 2­5 человек. Это значит, что есть спрос на персональный подход в оказании услуг и выборе маршрутов. Наши туроператоры подстраиваются под интересы гостей, предлагая им то, что по­настоящему их заинтересует. Количество туроператоров, занимающихся внутренним и въездным туризмом, за последние годы выросло, сейчас их около 107.

Туризм – отрасль, которая требует больших финансовых вложений. В связи с этим вопрос: на ваш взгляд, в чем заключается роль государства, а в чем роль бизнеса на пути развития туризма?

– Роль государства – продвижение туристского продукта, а задача бизнеса – достойно обслуживать гостей, чтобы они чувствовали себя комфортно и хотели еще не один раз вернуться снова. Есть четкие стандарты высокого качества обслуживания, которых должны придерживаться в кафе, ресторанах, гостиницах, информационных службах и так далее. На мой взгляд, в Татарстане достигнут хороший баланс между тем, как продвигается республика на внешних рынках (при этом создаются условия, позволяющие туристическому сектору эффективно развиваться), и деятельностью предпринимателей. Государство и бизнес находятся в коллаборации, что позволяет достигать нужных результатов. А если затронуть такой важнейший вопрос, как кадры, то специалистов для туристической сферы готовят сразу несколько вузов, среди них – КНИТУ – КАИ, КФУ, Казанский государственный институт культуры и искусств, Казанский инновационный университет, Поволжская академия физкультуры, спорта и туризма, ТИСБИ, Казанский филиал Российской международной академии туризма, Казанский кооперативный институт, а также Международный колледж сервиса.

Функционирует Ассамблея туристских волонтеров, которая дает возможность студентам, и не только студентам, применять свои способности и знания в системе гостеприимства Татарстана.

Дильбар Асадулловна, лично вы удовлетворены темпами развития туризма в республике?

– Да, конечно. Понятно, что всегда хочется большего, тем более в такой области, где даже при самых благоприятных обстоятельствах есть к чему стремиться. Но если смотреть на объективные данные, если сравнивать то, что было десять лет назад и сейчас, то достижения налицо. Это касается и инфраструктуры, и тщательно разработанных туристических маршрутов, и увеличившегося количества желающих работать в туризме, и уникальной сувенирной продукции, и многого другого. В преддверии главного и самого популярного мирового спортивного события – чемпионата мира по футболу в России, несколько матчей которого пройдут в Казани, верю в то, что наши гости, даже самые взыскательные, останутся довольны, обязательно приобретут для себя что­то новое, интересное и непременно захотят приехать к нам снова.

Спасибо вам за содержательную беседу!

Альбина ХАЗИЕВА

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя