ГОСТЕПРИИМНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ, ВКУСНЫЙ…

0
84

Татарстан в 2018 году принял трехмиллионного туриста, что дает в определенной степени возможность говорить об окончании одного периода развития региональной туриндустрии и начале нового…

Еще лет 15 назад можно было только теоретически судить о потенциале республиканского туризма, чем о реальном его освоении с учетом тенденций, которые действуют на мировом рынке. На тот период мешала неразвитость инфраструктуры, кадровый голод в сфере обслуживающего персонала, «скудные», то есть не разработанные туристические маршруты. Казалось бы, с тех пор прошло не так много времени, но перемены в отрасли разительные. Казань называют «третьей столицей России», сюда хлынул большой поток гостей. С помощью такого бренда легче продвигать республику и на региональном уровне, и в процессе межрегионального и межгосударственного взаимодействия. Кроме Казани, особую популярность приобрели Свияжск, Болгар, Елабуга, Чистополь и Тетюши. Иностранцы получили возможность узнавать подробную информацию о Казани и в целом о Татарстане благодаря большому количеству рекламных туров и пресс­туров для профессиональных участников туристического рынка. Немало было сделано и для решения кадрового вопроса, который всегда был сложным, поскольку в сфере обслуживания профессионалов надо готовить минимум полгода­год, чтобы они соответствовали определенным требованиям, а потом их надо еще и удержать на этой работе.

Решались и глобальные задачи, связанные с состоянием автодорог, авиа­ и железнодорожных перевозок, безопасностью туристов и так далее. Все это было необходимо и в свете того, что Казань и республика в целом активно готовились к проведению крупнейших международных событий, среди которых – Чемпионат мира по футболу – 2018. Не удивительно, что в соответствии со Стратегией социально­экономического развития Татарстана до 2030 года туризм признан одной из приоритетных отраслей экономики республики.

Сведения, предоставленные журналу Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму и Комитетом по развитию туризма города Казани по итогам 2018 года, показывают следующее.

Рубеж в один миллион туристов Казань прошла еще в 2010 году. А с января по ноябрь 2018 года столицу Татарстана посетили 3 млн туристов – это на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, можно констатировать, что интерес к Казани и Татарстану продолжает расти. С начала 2018 года открыто 13 новых прямых авиарейсов в Казань, среди которых – рейсы из Тбилиси, Батуми, Болоньи, Минска, последний новый прямой рейс Тегеран – Казань открыт в начале сентября. До конца года планируется запуск прямого рейса из Казани в Краснодар. А в декабре начали курсировать прямые поезда в Минск и Ташкент.

В период проведения Чемпионата мира по футболу Казань посетили 300 тысяч туристов из 36 стран мира. Объем услуг в сфере туризма за период чемпионата составил 11,2 млрд рублей. Масштабное спортивное событие способствовало получению большого экономического эффекта в индустрии гостеприимства и отрасли туризма, что увеличило доходы субъектов предпринимательской деятельности и имело огромный маркетинговый эффект для Татарстана. В приеме гостей были задействованы все 196 коллективных средств размещения (отелей и хостелов). К Чемпионату мира по футболу казанские кафе и рестораны прошли аккредитацию «Visit Tatarstan» и получили фирменную красную наклейку «Рекомендовано «Visit Tatarstan». Чемпионат прошел, а аккредитованные объекты активно внедряют в свою работу ценности туристического бренда.

На протяжении последних нескольких лет Казань уверенно держится в тройке самых популярных среди туристов российских городов. Столица республики получила специальную номинацию престижной премии Ли Куан Ю. Это международная награда, которая вручается раз в два года городам и их руководителям за успехи в управлении и внедрении инноваций в целях улучшения городского хозяйства. Премия названа в честь первого премьер­министра Сингапура – Ли Куан Ю, сыгравшего важную роль в развитии государства, в котором сегодня один из самых больших ВВП на душу населения.

Каждый год для привлечения гостей Государственный комитет Республики Татарстан по туризму и Комитет по развитию туризма города Казани создают что­то новое, креативное. Например, в настоящее время разрабатывается концепция проведения жаркого зимнего фестиваля «КышДаКар Фест», который будет проходить на протяжении всех новогодних праздников. Также в разработке концепция проведения фестиваля для летнего сезона. В следующем туристическом сезоне Комитетом по развитию туризма Казани запланировано проведение традиционных и ставших уже популярными событийных мероприятий, среди которых – ночной велофест, фестиваль моды, дизайна и уличного перфоманса «Окно в Париж», гастрономический фестиваль «Вкусная Казань». Все они, бесспорно, помогают развивать туристическую бизнес­индустрию.

Правда, по признанию специалистов, далеко не все возможности республики эффективно используются. Например, практически нет речного туризма, хотя ресурсы Волги и Камы это позволяют. Можно было бы развивать все, что связано с рыбалкой, отдыхом на воде и прибрежной зоной. Не активно развивается и охотничий туризм, хотя охотничьих хозяйств в республике много. Не до конца используется ресурс паломнического туризма к Казанской иконе Божией Матери. И в целом направлений в отрасли множество – есть куда расти, двигаться. И желательно делать это с использованием максимального числа малых и средних компаний и привлекая силы общественности – креативные возможности местных молодежных, профессиональных объединений, как показывает мировая практика, творят чудеса. Надо признать, это широко известно и заметно: Президент Татарстана поддерживает названные тренды, всегда говорит о том, что Правительство республики, администрации городов и муниципальных районов должны быть открыты идеям всех инициативных, талантливых жителей, которые чувствуют в себе силы осуществлять интересные, современные и экономически целесообразные проекты. Хочется верить, что желание и дальше слышать и поддерживать таких людей со стороны власти будет только усиливаться.

Альбина СУЛТАН

 

Экспертное мнение

 

Дильбар САДЫКОВА, руководитель АНО «Центр развития туризма РТ»:

– По статистике, туристы приезжают к нам на два­три дня (формат уикенда), за это время успевают побывать в Казани, Свияжске, Болгаре. Растет число индивидуальных туристов, которые путешествуют самостоятельно либо в составе небольших групп по два­пять человек. Это значит, что есть спрос на персональный подход в оказании услуг и выборе маршрутов. Наши туроператоры подстраиваются под интересы гостей, предлагая им то, что их заинтересует. Мы провели масштабный опрос в рамках проекта «Портрет туриста» и не только определили социально­демографические характеристики гостей республики, но и выявили каналы получения ими информации, что помогло сформировать коммуникационную стратегию продвижения турпродукта Татарстана. Подавляющее большинство гостей находят информацию в интернете (более 65% опрошенных), а примерно 32% – через своих близких, друзей, коллег. Понятно, что туристы, которые приезжают к нам даже на несколько дней, это наши «агенты» по дальнейшему продвижению республики, ведь они будут делиться впечатлениями с родными, поэтому очень важно, чтобы они уезжали довольными, с массой положительных эмоций.

На мой взгляд, в Татарстане достигнут хороший баланс между тем, как продвигается республика на внешних рынках (при этом создаются условия, позволяющие туристическому сектору эффективно развиваться), и деятельностью предпринимателей. Государство и бизнес находятся в коллаборации, что позволяет достигать нужных результатов.

 

Рамиль МИФТАХОВ, генеральный директор Агентства индивидуального туризма «Персона Грата», президент Ассоциации туристских агентств РТ:

– Опыт, приобретенный во время проведения Всемирной летней Универсиады – 2013, Чемпионата мира по водным видам спорта и других крупных международных событий, доказал, что Татарстан умеет достойно встречать любое количество гостей. Вот и во время Чемпионата мира по футболу болельщикам из разных стран было комфортно, даже в дни пиковой нагрузки, потому что от горожан исходил такое же азартный настрой, которым отличались сами болельщики. Согласно проведенному в социальных сетях анализу гостеприимства во время чемпионата, Казань вошла в тройку городов­лидеров. В целом я считаю, что задачи, которые ставило и ставит Правительство РТ перед городом и республикой в плане развития туризма, реализуются на высоком уровне. Хотя понятно, что совершенствоваться в плане обслуживания гостей можно и даже нужно. Это касается и персонала в сфере услуг, который должен владеть английским языком и новыми «фишками» в продвижении туристических маршрутов. Самое главное – продолжать идти дальше, только вперед, претворять в жизнь новые проекты.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя