СЕМЬ КЛЮЧЕЙ к раскрытию талантов

0
35

Какие меры государственной поддержки одаренных детей и молодежи обеспечивает уникальная в своем роде образовательно-коммуникационная платформа Университет Талантов? Что из отечественных и международных практик развития человеческого капитала применяет в своей деятельности Университет для реализации потенциала молодежи в Татарстане?

«Борьба за таланты» – вызов времени

Современный мир: страны «Большой восьмерки» (G8), клуб ключевых экономических систем «Большая двадцатка» (G20), ведущие университеты, научные центры, компании – тщательно отслеживает тенденции развития в сфере управления талантами.

Под этим термином – «управление талантами» (Talent Management) – принято понимать область знаний и практик, нацеленных на привлечение высокоэффективных специалистов и удержание их в компании, городе, регионе. Таланты создают дополнительную стоимость и конкурентное преимущество. Они обладают высокой производительностью, предлагают идеи и продукты, которых еще не было на рынке. Неслучайно в деловом мире родился такой термин, как «война за таланты».

Примечательно, что по мере развития данной сферы специалисты вкладывают в нее новые смыслы. Если раньше под «талантами» понимались только люди с высоким уровнем интеллекта или ярко выраженными способностями к чему­то, то сегодня признано, что талантами могут быть все сотрудники той или иной организации, сообщества. Если, конечно, создать условия для раскрытия их потенциала. Именно для этого были выделены основные составляющие менеджмента талантов, такие как диагностика (оценка сильных сторон и «зон роста» человека, составление карты его развития), наставничество и другие.

В Республике Татарстан создана комплексная система по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей и молодежи. Она описана в Концепции развития и реализации интеллектуально­творческого потенциала детей и молодежи «Перспектива» (разработана в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов России) и в госпрограмме «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». Уполномоченным органом по реализации Концепции и госпрограммы четыре года назад стала Автономная некоммерческая организация «Казанский открытый университет талантов 2.0».

Это институт развития, который создает условия для раскрытия потенциала и применения талантов на территории Республики Татарстан. Прежде всего имеется в виду успешное трудоустройство молодых перспективных специалистов. Какое именно – они решают сами, в соответствии со своими интересами, жизненными целями и планами, способностями и идеями, которые хотят реализовать. Это может быть традиционное трудоустройство в компании и на предприятии с перспективой карьерного роста, либо создание собственного бизнес­ или некоммерческого дела, индивидуальное предпринимательство, фриланс­проект, либо организация проектной команды для воплощения изобретательской или иной идеи. «Карта жизненной навигации» для талантов может быть самой различной – главное, чтобы она вела к нужной цели, делала жизнь молодых татарстанцев максимально продуктивной, интересной, яркой, наполненной смыслом.

Набор в Университет Талантов длится в течение всего года и не ограничивается традиционной «приемной кампанией». Потенциальные студенты – люди от 12 до 30 лет, победители и призеры республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований, входящих в Республиканский реестр конкурсных мероприятий (утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 28 августа 2018 года). До 1500 человек в год получают приглашение от Университета Талантов на поступление. Также подать заявку на обучение можно и самостоятельно через сайт utalеnts.ru.

Что же начинается потом? Как именно проходит обучение, в чем заключается? Фундаментом обучения служат «7 мер государственной поддержки для талантливой и одаренной молодежи». Они были выделены экспертами в результате анализа работы с талантливыми и одаренными детьми и молодежью и основаны на лучших отечественных и международных практиках работы.

Движение прямиком к цели

Диагностика и оценка потенциала человека для дальнейшего его развития – это первая мера поддержки талантов. Регистрируясь в личном кабинете на портале Университета Талантов, студенты проходят самостоятельное тестирование надпредметных компетенций. Речь идет о так называемых soft skills – основных компетенциях, которые необходимы лидерам XXI века. Список из 10 таких компетенций был сформирован в рамках Давосского международного экономического форума в 2016 году (например: комплексное многоуровневое решение проблем, критическое мышление, взаимодействие с людьми, эмоциональный интеллект, умение вести переговоры, гибкость ума). Университет Талантов развивает у своих студентов пять групп компетенций, которые в своем содержании коррелируют с «компетенциями будущего» Давосского форума: когнитивность; открытость, инициативность и предприимчивость; управление проектом под результат; командность и эффективность сотрудничества; видение и лидерство.

Наставник Университета Талантов анализирует результаты диагностики надпредметных компетенций студента и составляет его профиль, где указывает сильные стороны и потенциальные «зоны роста». Важно отметить, что наставники обучаются технологиям оценки надпредметных компетенций в рамках курса «Управление продюсированием талантов». «Если бы мне кто­то помог сформировать подобные рекомендации к саморазвитию в начале карьеры, я бы сэкономила значительное количество времени на поиск своего, наиболее подходящего мне профессионального пути», – делится наставник Университета Талантов Александра Карташова, руководитель службы развития инноваций кластера «Иннокам».

Анализ диагностики компетенций и последующая встреча студента с наставником приводят к составлению важнейшего документа – индивидуального плана развития. Разработка и реализация ИПР – вторая из важнейших мер господдержки талантов.

– У человека с индивидуальным планом развития много преимуществ, – говорит исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов. – Во­первых, имея такой план, молодой человек формирует у себя необходимые каждому компетенции. Во­вторых, он более осознанно подходит к выбору и принятию решений в самых разных жизненных ситуациях, например, какую профессию он хочет получить. В­третьих, он может оценить с позиции полезности и актуальности свои действия, участие в различных мероприятиях.

Аделя Ахметова, руководитель направления «Индивидуальная продюсерская поддержка молодежи» Университета Талантов, отмечает, что реализация индивидуальных планов развития – это основа работы со студентами. На протяжении года молодые люди работают вместе с наставниками над достижением поставленных целей. Вот один из примеров. Студентка Университета Талантов Адиля Назырова, ученица 11­го класса лицея №145 (г. Казань), в рамках своего ИПР поставила цель – подготовить выступление на всероссийской олимпиаде по технологии. Результат: Адиля стала абсолютным победителем олимпиады.

Не у каждого одаренного ребенка, подростка, молодого человека есть кто­то из взрослых, готовый поддержать, сопроводить и подсказать направление для развития. В этом смысле особое значение имеет институт наставничества, который развивает Университет Талантов. Это третья приоритетная мера господдержки детей и молодежи. На сегодняшний день в сообществе Университета Талантов около 200 наставников. Они фокусируют внимание студентов на достижении профессиональных целей, работают с их индивидуальными планами развития.

От «дизайна мысли» к «упаковке проектов»

Прохождение профессиональных и предпринимательских проб, стажировок, участие в конкурсах – четвертая мера гос­поддержки одаренных детей и молодежи, реализуемая в Университете Талантов. Это и ежегодные кампусы рабочих профессий, где в короткие сроки можно узнать об интересных и востребованных специальностях, а главное – попробовать себя в них. Это и поездки на ключевые мероприятия по проф­ориентации молодежи, и образовательные стажировки (бенчмаркинг­туры) с целью знакомства и изучения успешных практик компаний и предприятий «изнутри».

– Я уже определилась с будущим – хочу заниматься генетикой, – говорит Эльвина Латыпова, студентка Университета Талантов, ученица 11­го класса средней школы №1 села Актаныш. – Поняла это на первом занятии по жизненной навигации в «Лаборатории профессий будущего». Также мне удалось пройти около десяти профпроб – это тоже помогло сделать выбор.

Студент четвертого курса Института управления, экономики и финансов КФУ Данил Вараксин в декабре прошлого года выиграл Чемпионат научных состязаний Университета Талантов, представив и защитив свой проект о беспилотных грузовых платформах. Поездка в Париж на международную конференцию по телекоммуникациям стала наградой для победителя.

Вовлечение в практики управления проектами и решение нестандартных задач – пятая из приоритетных мер господдержки детей и молодежи. Университет Талантов курирует республиканский этап всероссийского конкурса научно­технологических проектов образовательного центра «Сириус» (г. Сочи), проводит собственный проектный конкурс. Победители и призеры этих мероприятий становятся студентами Университета Талантов и получают возможность принять участие в проектной смене «Сириуса».

Именно этот путь прошел Илья Лошкарев, ученик 11­го класса Инженерного лицея КНИТУ – КАИ, который вместе со своей проектной командой выиграл региональный этап всероссийского конкурса научно­технологических проектов и принял участие в образовательной программе «Большие вызовы» центра «Сириус».

– Наш проект – это система, позволяющая измерять механические и акустические колебания в широком диапазоне, – рассказал Илья.– Это устройство можно использовать в различных сферах – как в беспилотниках, так и в строительстве.

Еще один очень интересный формат технологического проектного творчества молодежи – это хакатоны, на которых ребята решают конкретные задачи для предприятий республики. Так, в рамках первого образовательного IT­хакатона, прошедшего в феврале текущего года, команды школьников и студентов разрабатывали чат­боты для Университета Талантов и казанского ИТ­парка, в частности для его структурного подразделения – ИТ­академии.

Очередной хакатон в ноябре 2018 года посвящен уже разработке финансовых сервисов. Он проводится Ак Барс Банком совместно с Университетом Талантов, Университетом Иннополис, Высшей школой ИТИС КФУ при поддержке Министерства информатизации и связи РТ, Министерства образования и науки РТ и Министерства по делам молодежи РТ. Итогом хакатона с участием смешанных команд разработчиков, менеджеров, финансистов и дизайнеров станет сервис для клиентов банка.

Таланты каждого востребованы в республике

Лейтмотивом работы Университета Талантов всегда остается идея самореализации молодых людей в Татарстане. Именно поэтому шестой и седьмой мерами государственной поддержки одаренных детей и молодежи стали «участие в статусных собеседованиях и деловых переговорах» и «поддержка в карь­ерном развитии и нетворкинге».

Что касается встреч с потенциальными работодателями, они происходят регулярно, так как Университет Талантов сотрудничает со многими ведущими организациями и предприятиями Татарстана из разных сфер деятельности. Работодатели проводят статусные собеседования, в том числе во время Республиканского форума «Открытие талантов» в Казани и на префорумах в других городах республики.

Какими бы ни были жизненные цели и планы студентов Университета Талантов, это всегда яркие и интересные сценарии, которые не только сулят самореализацию их авторам, но и неразрывно связаны с инновационным развитием экономики республики. Ведь гарантом ему могут быть только умные, одаренные, патриотичные люди с богатым внутренним миром и созидательным отношением к окружающей среде.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя