КРУГОВОРОТ «ВЕРХОВ» И «НИЗОВ»

0
48
Вильфредо ПАРЕТО, экономист, социолог

В нашей постоянной рубрике «Элита в фокусе» представляем статью Е. В. ЛАЗУТКИНОЙ «Некоторые вопросы теории элиты Вильфредо Парето и современность», первоначально опубликованную в журнале «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева». Автор раскрывает идеи из обширного наследия одного из основоположников элитологии – о смысле аристократии, о циркуляции «высшей» и «низшей» страты в обществе и о принципе эффективности под названием «20/80».

Жизнь миллионов зависит от решений немногих людей, имеющих власть, и человечество на протяжении многих веков осознает это. Мы наблюдаем, что в сферах политики, экономики, науки есть руководящие, господствующие слои, которые определяют развитие общества в определенных направлениях. Отсюда и происходит интерес к составу и содержанию деятельности правящих слоев.

Современное общество классово дифференцировано. В XXI столетии оно переживает острые кризисные процессы, доказательством чего является ряд региональных войн в конце ХХ – начале XXI века, «цветные революции», которые прокатились по северным государствам Африки, захватили Украину, Грузию и некоторые другие государства, а также постоянные кризисные явления в странах Юго­Западной Европы (Греции, Испании и других). В этих условиях очень важно понять место и роль элит господствующих классов и контрэлит оппозиционных классов.

Известный итальянский социолог Вильфредо Парето (1848–1923) создал широко известные теории круговорота элит и принципа, названного его именем. В 1906 году итальянский экономист и социолог, наблюдая за экономическими процессами, в частности за распределением богатства в своей стране, создал на основании своих исследований математическую модель, в соответствии с которой получилось, что 20 процентов населения страны владеют 80 процентами всех богатств. В наиболее общем виде принцип Парето формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». То есть, правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето). В конце ХХ века принцип Парето стал очень популярен среди ученых различных сфер деятельности. И самое интересное, что этот принцип работает практически везде.

Особой заслугой исследователя надо считать его идею циркуляции элит. Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из­за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция наступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит.

Следует заметить, что Вильфредо Парето был знаком с теорией Карла Маркса о радикальном преобразовании общества, которую он считал утопической. Не отвергая в целом теорию исторического материализма, Парето разделял мысль о наличии в обществе социальных законов, об определяющей роли борьбы классов. В капитальном труде «Трактат по общей социологии» (1907–1914), изданном в 1916 году, Парето изложил свои основные взгляды на общество. Поставленные в «Трактате» вопросы и намеченные пути их решения сегодня не менее интересны, чем в начале ХХ века. Во всех изучаемых явлениях человеческих сообществ Вильфредо Парето интересовало, как важно состояние социального равновесия и как протекает его динамика. Два главных термина – «чувства» и «интересы» – употребляются им в более или менее распространенном значении, однако основу теории Парето составляют два класса, на которые делятся социальные явления и которые выражают соотношение между устойчивым и изменчивым, реальностью и представлениями о ней. Понятие «остатки» в его представлении является сутью проявления реальных чувств, не всегда осознаваемых, но лежащих в основе поступков. Остаток – это реальность, сущностный мотив, который в реальности движет людьми, отражает их истинные чувства. Все прочее, придуманное в ходе эволюции, – это деривации, косвенные производные от действительности чувств. Остатки и деривации соотносятся между собой как иррациональное и рационализирующее, как реальность и как способ ее использовать. Парето выделил шесть классов остатков, из которых наиболее важны в его теории социальной динамики два. Первый тип остатков – склонность к комбинациям, желание перемен, поиск выгоды, готовность манипулировать людьми и цинизм. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего. Второй тип – групповая или агрегатная устойчивость, инертность, консерватизм, упорство в вере, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Эти типы поведения более или менее соответствуют макиавеллистскому делению на «львов» и «лисиц» (в сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов» и «рантье»). Они легли в основу теории циркуляции элит, разработанной Парето. По его мысли, во всех обществах существуют элиты и руководимые ими массы.

Однако у социолога нет четкого и однозначного понятия элиты. С одной стороны, элиту составляют люди, достигшие выдающихся результатов в своей сфере деятельности, в частности это может быть и мошенничество. Здесь Вильфредо Парето следует за Никколо Макиавелли, который в главе Х книги I «Рассуждений» писал об иерархии профессий и об успехах людей в их занятиях. С другой стороны, к элите социолог относит группу людей, которая управляет обществом и концентрирует в своих руках максимум доходов. Например, это могут быть «лисицы», которые склонны к методам достижения успеха путем обмана и манипуляций. Во времена Парето была прослойка, называемая им демагогической плутократией. Другой способ управления – силовой – применялся военно­бюрократическими слоями, которые в ходе Первой мировой войны были оттеснены от власти демагогической плутократией почти во всех странах Европы. Двум группам плутократии – военной и демагогической – Парето противопоставил классы земледельцев и трудящихся.

«Введем класс, – рассуждал он, – в который будут входить те, кто имеют наиболее высокие показатели в своей области деятельности. Назовем его «элитой». При этом подразумевается, что нет четких границ, отделяющих его от остальной части населения, как не могут быть четкими границы, отделяющие годы юности от зрелых лет… В целях осуществления исследования социального равновесия… выделенный класс следует еще раз разделить на две части, то есть на тех, кто прямо или косвенно играют важную роль в политическом управлении и составляют класс правящей элиты. И на остальных, которые относятся к другой части класса, не являющейся правящей элитой».

Таким образом, Парето различает два вида элиты: правящую и неправящую. Элиты существуют во всех обществах независимо от их формы правления.

В качестве синонимов понятия элиты Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой». Это у него просто лучшие в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и тому подобное».

Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента, и в этом можно проследить определенное противоречие. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, с другой – в «Трактате» и «Компендиуме» встречаются утверждения, что люди могут носить ярлык «элиты, не обладая соответствующими качествами». И все же в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

Ни одна из элит, по мнению ученого, не может удерживаться у власти бесконечно; через некоторое время происходит их смена, иногда ротация может происходить относительно незаметно, если правящие верхи открыты для проникновения способных лиц снизу; и насильственным путем – по мере деградации правящих классов и усиления оттесненных от власти групп. Деградация элит и их ротация, централизация и децентрализация формируют циклы, которые определяют судьбу общества и отражают множество волнообразных процессов, из которых складывается динамическое равновесие общества.

Вильфредо Парето разработал, по существу, либерально­консервативную теорию элиты, основу которой составила модель циркуляции элиты. Как известно, циркуляция (от лат. сirculation – круговращение) употребляется в нескольких смежных значениях. Это круговорот, круговращение, например циркуляция атмосферы. Это также движение жидкости или газа по замкнутой траектории, например воды и пароводяной смеси по трубам парового котла. Другими словами, под термином «циркуляция» подразумеваются некоторые внутренние процессы со своими трансформациями; такие процессы автономны и мало или совсем не зависят от внешних факторов. По такому принципу и рассуждает Парето, фиксируя определенную автономность, самодостаточность и малую зависимость элиты («высшей страты») от основного общества, от «низшей страты», то есть класса, не являющегося элитой. Если трансформации в такой элите и происходят, то, как можно понять ученого, сама элита их обусловливает, и если она накапливает в своих рядах некачественные элементы, то это ведет к ее разложению и кризису.

Ученый писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но фактически человеческое общество не является однородным, люди отличаются друг от друга физически, нравственно, интеллектуально. Однако надо принимать во внимание и другой факт: что социальные классы не являются полностью изолированными даже там, где существуют касты, и что у современных наций цивилизованного мира происходит интенсивная циркуляция между различными классами».

Парето заострял внимание на том, что если элиты слишком автономны, мало зависимы от основного общества, то сама элита накапливает в своих рядах некачественные элементы, что ведет к ее разложению и кризису.

Если в определенный исторический период господствующая элита способствует прогрессивному развитию общества, его способа производства, его производительных сил, то она, так или иначе, поддерживается этим социумом, сохраняя в целом свой авторитет, свои властные функции. Когда же эта элита вступает в острые противоречия с развивающимися производительными силами, с классами­оппонентами и социальными группами, ориентированными на общественный прогресс, старая элита начинает разлагаться, деградировать, утрачивает свой авторитет, позиции в обществе и в итоге, после социальной революции, уступает свое господствующее положение другой, молодой элите, сформированной из класса, который инициировал социальную революцию и был лидером в процессе ее проведения.

Рекурсивное, регрессивное движение общества в результате контрпереворота – свидетельство слабости элиты, которая до этого была у власти и господствовала в обществе, свидетельство того, что она «просмотрела» противостоящие силы, способные ее свергнуть, допустила в свои ряды «пятую колонну» и разложилась. Очень важными в этих случаях могут быть и международные факторы, деструктивное вмешательство иностранных государств с целью свержения неугодного им режима, неугодной им элиты.

С момента смерти Вильфредо Парето прошло уже много лет, но его идеи остаются чрезвычайно актуальными, представляют собой формулы для решения насущных проблем развития современного общества.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя