ЕСТЬ ПОЛЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

0
19

 

Едва ли не 10 лет общественность и специалисты обсуждали реформу налогообложения. Центральным пунктом дискуссий была ставка налога на добавленную стоимость (НДС) – главного налога страны. Те, кто ратовал за увеличение ставки, обещали рост поступлений в бюджет. Противники сомневались в заметном положительном результате. Немало было и таких, кто не видел смысла в подобной «налоговой арифметике» и предлагал сосредоточиться на устранении недоработок и недостатков главы 21 Налогового кодекса РФ об упрощении администрирования налога. И вот решено: ставка налога на добавленную стоимость в России будет поднята с 18 до 20 процентов. Но споры не утихли, напротив, полемика разгорелась с новой силой.

На эту актуальную тему мы говорим с Леонидом ЯКУНИНЫМ, председателем Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам.

Леонид Александрович, НДС – налог универсальный в том смысле, что касается каждого. И у каждого есть свое мнение по поводу того, как его применять, усовершенствовать. Одни, скажем, требуют снижения налога, другие – замены его налогом с продаж (НСП). Третьи предлагают уменьшить НДС и дать одновременно регионам право на местный НСП. У вас как у человека, много лет проработавшего в налоговой сфере, должен быть свой взгляд на этот предмет.

– Налоги у нас, как известно, или прямые, или косвенные. Налог с продаж и налог на добавленную стоимость относятся к косвенным. НДС оказался в центре внимания потому, что это сегодня самый собираемый налог, на котором держится бюджет. В 2015 году введена в действие электронная автоматизированная система контроля за сбором НДС. На очереди – усовершенствование технологии администрирования налога, ускорение возврата НДС экспортерам, сокращение коррупционной составляющей в этом процессе, усиление борьбы с фирмами­однодневками.

Другое обстоятельство – майский указ Президента, который нацелил на решение очень серьезных задач. Для этого нужны источники финансирования. НДС – один из них.

И, наконец, идет обсуждение налоговой реформы, одним из центральных пунктов которой как раз является работа с НДС.

Если мне память не изменяет, за пять месяцев текущего года республика перечислила в федеральный центр порядка 35 млрд рублей НДС. Прибавьте к ним еще 2% и тогда поймете, какие ресурсы собирают для реализации проектов, которые будут подготовлены  на основе майского указа. А ведь Татарстан – не единственный плательщик в Российской Федерации, есть еще 84 региона.

Мнений относительно последствий повышения НДС до 20% высказывается много. Известные специалисты обещают рост цен, ускорение инфляции, повышение ставки Центрального банка. Нерадостные прогнозы дают относительно предприятий, отраслей, перегруженных кредитами.

– Налоговая система в целом и каждый налог в отдельности – это регулятор. Если государство хочет решить какую­то социальную проблему, закрыть прореху в бюджете, оно оперирует налогами. Не всегда можно четко просчитать последствия, но в ходе исполнения проблематика становится четко выраженной и всегда есть возможность оперативно отыграть, отрегулировать тот или иной вопрос.

НДС – налог федеральный. Когда шло обсуждение налоговых новаций, высказывалась идея комбинированного плана: понизить этот федеральный НДС с одновременным введением регионального налога с продаж (НСП). Зачем, дескать, тратить время и силы на перераспределение собранных в федеральный центр налогов, если можно сразу какие­то определенные средства оставлять на местах.

– Минфин России готовит серьезные изменения в бюджетном правиле и Бюджетном кодексе. Примут их, вероятно, уже на осенней сессии Думы. Там много интересного, в том числе и система «двух ключей»: изменение налоговых ставок происходит только после того, как это решение принято федеральным и региональными парламентами.

Скажем, как получилось в свое время с простым налогом на движимое имущество? После того как президент подписал указ о налоге на автомобили и другое движимое имущество организаций, регионы получили право давать свои местные льготы. Многие субъекты выбрали льготы, в Татарстане приняли ставку в 1,1%. Теперь, по истечении времени, Минфин подвел итоги и намерен сделать ставку, как и у налога на имущество, равной 2,2%. Теперь представьте, как воспримут это те, кто был на 0%. У нас реакция будет куда спокойнее.

С кадастровой оценкой, которую Путин требует привести в соответствие с рыночной реальностью, тоже была история. Татарстан чуть ли не единственный выступил против той оценки, которую делали федеральные органы. В Казани нашли деньги и сделали оценку, более приближенную к реальности. Добились корректировки. И сегодня глава государства ставит задачу сформировать реальный кадастр.

То есть постоянно нужно отслеживать поступления, проблемы, которые выходят наружу на налоговом поле. В сравнении с НСП администрирование НДС куда проще.

Но ведь все мнения сходятся как раз на том, что администрирование НДС очень сложное, затратное, что возврат НДС очень затруднен.

– Именно сегодня правительство заявило, что ускорит возврат НДС – едва ли не в три дня после внесения платежа. Пока решения нет, но оно обязательно будет.

Многие аналитики заявляют, что сама глава 21 Налогового кодекса, посвященная НДС, вызывает вопросы по содержанию, по формулировкам.

– Конечно, здесь есть поле для совершенствования. Возьмите любой закон, принятый лет десять назад, и посмотрите, сколько было изменений, дополнений, редакций, нормативных документов. В течение года в налоговое законодательство вносится множество поправок.

Некоторые экономисты заявляют, что никакой нужды в 2%­ном повышении не было. Будут, как уверяют, очень большие издержки, рост негативных явлений и тому подобное. Эти деньги можно было найти, пересмотрев госрасходы, воспользовавшись инфляционными эффектами, девальвацией…

– Непростой вопрос. За госрасходами стоят определенные цели. Если их пересматривать, то надо будет пройти по всем цепочкам. Это грандиозная и очень нескорая работа. Перед государством сегодня цель конкретная: обеспечить средствами решение поставленных в указе задач. Что касается издержек, то много было претензий к НДС по поводу схем ухода от уплаты налога. Но как только ввели автоматизированную систему контроля, электронный документооборот, собираемость выросла, поступления в бюджет увеличились. Этот инструмент совершенствуется и способен решать вопросы привлечения ресурсов в короткие сроки.

НДС в 20% – как он скажется на экономике республики?

– Прогнозные расчеты, безусловно, делаются и на предприятиях, и в министерствах и ведомствах. Но первый конкретный итог появится после того, как придет время формировать бюджеты каждого предприятия и республики в целом.

Почему все­таки правительство только одну сторону проекта приняло – увеличение НДС, но не снизило отчисления в фонды?

– Есть ведь и много исключений из общей нормы в 30%. Скажем, по соглашению Минпромторга РФ и ПАО «КАМАЗ» будет осуществляться специнвестконтракт с особыми налоговыми льготами согласно закону от 31 декабря 2014 года №488­ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Платежи в страховые фонды в данном случае составят не 30%, а 7,6%. Зоны такого рода через короткое время начинают давать рост добавленной стоимости, увеличение НДС.  Растут и фонды зарплаты, отчисления страховых платежей.

Другое обстоятельство: федеральный бюджет перечисляет Пенсионному фонду больше 3 трлн рублей. Из этого положения надо как­то выходить.

Не прекращается и процесс реформирования пенсионной системы. Речь уже идет об отмене балльной системы. Это тоже фактор риска.

В стране едва ли не 20 миллионов граждан не спешат легализоваться в глазах государства. С удовольствием получают зарплату «в конвертах». А законодатель поднимает возрастную планку, чтобы они окончательно махнули рукой на свое пенсионное будущее.

– Проблема самозанятых обсуждается и, так или иначе, будет решаться. От этого никуда не денешься. Повышение пенсионного возраста тоже назревшая проблема. То есть решать приходится все вопросы и при этом делать так, чтобы издержки были меньше.

Вам, практику с большим опытом, майский указ не кажется чрезмерным? В прессе звучат голоса, что надо бы обсуждать не то, как указ выполнить, но как задания переформулировать.

– Я как практик знаю: когда ставишь цель в короткий срок решить большую задачу, надо планку поднимать как можно выше. Тогда и ресурсов подтянешь больше, и решимость прибавится, и результат серьезнее будет. Когда критикуют указы про зарплаты бюджетникам, не представляют, какие трудности приходится преодолевать, чтобы изыскать на это деньги. Необходим экономический рост под новые зарплаты. У нас президент лично занимается созданием новых производств, приводит сюда инвесторов. Татарстан по этой части всегда в пятерке лидеров. Но достается результат непросто.

Почему ряд стран Запада все­таки не приняли НДС и практикуют НСП?

– У каждой страны свой исторический опыт по части налогов. Скажем, были мы в Британии по линии обмена опытом – рассказывали про НДС, способы ухода от него и борьбу с такими явлениями. Они удивлялись нашим реалиям. А мы удивлялись их проблемам: не могли они взять налог, к примеру, с золотого слитка, который был на хранении в банке. Его ни распилить, ни располовинить нельзя. Вроде есть технологии обложения, но они не стыковались с национальным законом. Правда, это давно было. С той поры, вероятно, способ уже нашли.

Беседовал Андрей ФЕДОРОВ

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя