Где душе светло и ясно

0
58

В Республиканском специализированном доме ребенка делают все возможное для того, чтобы вернуть счастливое детство малышам на момент их пребывания в учреждении. Достойные условия позволяют каждому чувствовать себя как дома и проходить эффективную педагогическую, медико-психологическую и социальную реабилитацию. О тонкостях деятельности учреждения рассказывает его директор Алсу НАДРШИНА.

Алсу Наилевна, вы возглавляете Республиканский дом ребенка специализированный уже семь лет. Если вспомнить начало вашей работы в этом учреждении, какие первоочередные задачи тогда стояли перед вами?

– Знаете, никогда не забуду первый день и первые впечатления, а именно забавные лица малышей, яркие игрушки, добрые глаза сотрудников. Конечно, когда речь идет о детях, хочется по максимуму обеспечить им уют и комфорт. Поэтому самым главным на тот момент для меня стал вопрос, связанный с ремонтом здания. Речь ведь шла о безопасности детей! Три здания из четырех находились не просто в запущенном, но в опасном состоянии, там не проводился капитальный ремонт лет тридцать. В 2014 году наконец при поддержке Правительства Республики Татарстан были выделены денежные средства на эти цели. А благоустроить территорию, установить забор удалось при поддержке генерального директора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова. Сегодня мы имеем четыре современных, теплых, уютных здания, удобные игровые комплексы, крупногабаритные игрушки. Душа радуется, когда видишь, как дети играют, общаются друг с другом, они и нам дарят положительные эмоции.

Еще один важный для меня момент – улучшение качества жизни детей с ограниченными возможностями. Особенные дети были интегрированы в обычные группы, для них созданы максимально удобные условия для реабилитационных и лечебных мероприятий, для педагогического процесса. С особым чувством заботы и нежности мы подошли к этим вопросам, потому что есть дети в крайне тяжелом состоянии с сочетанной патологией (множественные врожденные пороки развития, тяжелые органические поражения ЦНС и т.д). В 2014 году удалось открыть палату паллиативной помощи, рассчитанную на 10 коек, здесь созданы все условия для пребывания и обеспечен квалифицированный медицинский уход. С малышами занимаются психологи, узкие специалисты с учетом заболевания каждого ребенка.

Нам удалось в целом создать такую атмосферу, чтобы детям было максимально комфортно. Мы реализовали проект «Как дома», и большим плюсом по совершенствованию работы можно считать переход на группы с разновозрастным режимом дня. Яркий пример – одна из существующих групп в Доме ребенка, где живут дети с перинатальным контактом по ВИЧ­инфекции и ВИЧ­инфицированные дети, чей возраст варьируется от рождения до четырех лет. Сегодня мы имеем группы, которые сформированы по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья. Братья и сестры – в одной группе. Два воспитателя, учитель­дефектолог закреплены за каждой группой.

Алсу Наилевна, а какие методы медицинской реабилитации применяются в вашем учреждении?

– С 2014 года у нас появились койки восстановительного лечения круглосуточного пребывания и дневного пребывания психоневрологического профиля. Это своеобразная поддержка семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Реабилитация медико­психолого­педагогическая с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мы стараемся ежегодно улучшать материально­техническую базу. Особое внимание уделяется повышению квалификации специалистов. Если говорить конкретно о медицинских технологиях, то функционирует сухая иммерсия в тонизирующем или расслабляющем режиме на реабилитационной кровати «Сатурн», различные методики физиотерапии, электрофорез лекарственных препаратов, парафиновые аппликации, амплипульстерапия, магнитолазерная терапия, «Биоптрон», кислородотерапия, галотерапия, общеизбирательный массаж, войта­терапия, ЛФК. В двух отделениях проводятся занятия в бассейне, упражнения подбираются индивидуально с учетом возраста, нервно­психического развития, а также функциональных возможностей ребенка. Врач ЛФК практикует кинезиотерапевтическое тейпирование, а невролог­рефлексотерапевт проводит диагностику по методике Фолля на аппарате «Пересвет» для выбора методов рефлексотерапии. Кстати, на протяжении двух лет мы используем массаж Гуаша, баночный массаж Хоу Си, роллинг­массаж, цуботерапию, иглорефлексотерапию.

А в каком объеме осуществляется педагогическая реабилитация?

– Могу с уверенностью сказать, что в полном объеме. Коррекционные занятия учителей­дефектологов помогают развитию слухового и зрительного восприятия, артикуляционной моторики, мышления, памяти, внимания, сенсорной сферы, общей и мелкой моторики, речи. Педагоги­психологи проводят психологические обследования. По их результатам проходят занятия в сенсорной комнате, где ребенок в безопасной и комфортной обстановке, наполненной волшебным светом и релаксационной музыкой, занимается на разнообразных панелях. В результате улучшаются движения пальцев рук, увеличивается объем двигательной активности. Многое делается для развития эмоциональной, двигательной, сенсорной сферы и речи. В кабинете Монтессори ребенок сам вправе выбрать, чем он хочет заниматься, впоследствии это помогает ему быть самостоятельным, свободным в суждениях. С детьми занимаются и музыкальный руководитель, и педагоги, применяющие инновационные технологии (занятия по изотерапии, сказкотерапии, агротерапии, арт­терапии, зоотерапии, песочной терапии, игротерапии). Воспитатели прививают и навыки самообслуживания, этикета.

А кого принимают в группы восстановительного лечения? Сколько детей охвачено данным видом лечения?

– В эти группы поступают дети с психоневрологическими заболеваниями от рождения до четырех лет. Первоначальная цель – профилактика социального сиротства, поэтому реабилитация изначально проводилась на круглосуточных койках на основе междисциплинарного подхода с принципами раннего вмешательства. Со временем в связи с высокой потребностью в реабилитационных койках и уменьшением поступления детей­сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учреждение получило лицензию на оказание данного вида услуг по типу дневного пребывания. Именно реализованность варианта дневного стационара, когда дети не оторваны от родителей, а также то, что реабилитация комплексная, привлекает все большее количество желающих. Психологи помогают родителям преодолеть стресс: проводят консультации и обучающие занятия по конструктивному поведению и взаимодействию с детьми. С семьями работают и специалисты по социальной работе, оказывается юридическая помощь. На базе Дома ребенка в 2015 году организована Служба сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, причем труд сотрудников пока на безвозмездной основе.

Сколько детей возвращается в родные семьи, то есть скольким семьям вы смогли помочь?

– Мне часто задают этот вопрос. К счастью, за последний год более 40% детей удалось вернуть в родную семью. Другие формы семейного устройства (приемная семья, опека) составляют 46%. Из них усыновление составило 8%, но уверена, что эта цифра будет расти. 5% детей выбывают в другие учреждения, но чаще это связано со сложностью медицинского диагноза.

Повторюсь, мы активно работаем с семьями наших воспитанников, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, ведем психологическую, юридическую работу. Хотелось бы, чтобы как можно меньше детей оставались без попечения мам и пап. Я всей душой приветствую лозунг «России важен каждый ребенок».

Алсу Наилевна, а что для вас актуально сегодня?

– Считаю, что необходимо увеличение количества реабилитационных коек и коек палаты паллиативной помощи для социальной «передышки» родителей детей с тяжелыми патологиями. В перспективе хотелось бы оказывать помощь детям с синдромом Дауна и ДЦП для того, чтобы мамы могли работать, уделять время и другим своим детям. А их особенные ребятишки в это время будут чувствовать себя в социуме, общаться и получать свое­временную медико­психолого­педагогическую реабилитацию. Я хорошо знаю, насколько это актуально.

Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?

– Берегите детей, берегите себя ради них… Знайте, что есть дети, которые мечтают о заботе и внимании, о родном доме, они очень хотят быть мамиными и папиными, быть родными и любимыми.

Спасибо вам, Алсу Наилевна, за интересную беседу! Успехов вам!

 

Альбина СУЛТАН

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя