КУЛЬТУРА КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

0
92

С тех пор, как Министерство культуры РТ возглавила Ирада АЮПОВА, одним из начинаний министра стал новый формат взаимодействия с представителями СМИ и блого­сферы. Речь идет о регулярных встречах в неформальной обстановке – за чашкой чая, на разных культурных площадках Казани. Это дает возможность обсудить актуальные вопросы отрасли, получить обратную связь, наметить пути решения обсуждаемых проблем. Очередное мероприятие прошло в марте. Приводим главные тезисы из речи министра культуры.

 

Год театра в действии

Недавно я провела совещание с директорами татарстанских театров. Обсуждались многие вопросы, но одним из главных считаю тему, связанную с ветеранами сцены, с теми, кто долгие годы отдавал себя, свой талант на благо зрителей, а сегодня нуждается в реальной поддержке в силу болезней, небольшой пенсии, сложной жизненной ситуации. Мы приняли решение совместно с руководством театров создать фонд поддержки ветеранов сцены при Союзе театральных деятелей РТ. Творческие коллективы согласны перечислять в фонд один процент от внебюджетных доходов, эта сумма небольшая, но принесет реальную пользу тем, кто в ней нуждается.

Еще один важнейший вопрос для театров связан с гастрольной и фестивальной деятельностью. Безусловно, в России в целом и во всем мире проводится огромное количество фестивалей и других творческих проектов. Не все они являются авторитетными, и не везде уместно выступление наших артистов. Кроме того, следует помнить, что, выезжая за пределы Татарстана с гастролями, тот или иной театр будет демонстрировать уровень культуры, транслировать наши ценности. Поэтому я убеждена, что к гастрольным и фестивальным проектам надо относиться более чем ответственно, и обязательно привлекать к ним экспертное сообщество из Союза театральных деятелей РТ. В данном вопросе недостаточно мнения министра, необходимы эксперты. Бюджетные средства надо выдавать на реальные актуальные проекты, которые принесут пользу имиджу республики, а не будут превращаться в оплату туристических туров. Важно понимать, с какой целью вы выезжаете именно в тот или иной регион, какую идеологию несете, насколько многочисленна там целевая аудитория, есть ли Соглашение о взаимодействии с этим регионом.

 

Пять «К» в Концепции развития культуры

Татарстану есть кем гордиться в области культуры и искусства. У нас только в творческих союзах более 330 писателей, около 450 художников, несколько десятков композиторов, 55 кинематографистов, а Союз театральных деятелей насчитывает 587 человек! В 2018 году главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев стал обладателем премии Станиславского, а танцовщик и хореограф Нурбек Батулла получил «Золотую маску» за роль в спектакле, бюджет которого составлял всего 47 тысяч рублей. Мы гордимся успехами татарстанцев, потому что культура – это не только театры, музеи, библиотеки, концертные площадки. Это институт формирования культурного кода, вбирающий в себя многие пласты идентичности: государственной, территориальной, национальной, конфессиональной, родовой. Поэтому основной задачей нашего министерства в 2019 году мы видим формирование Концепции развития культуры в Татарстане на долгосрочную перспективу. Это особенно актуально в преддверии 100­летия республики, которое будет отмечаться в 2020 году. Татарстан как раз и создавался как национально­культурная автономия. И ключевой ценностью мы считаем сохранение этнокультурной идентичности многонационального народа Татарстана путем его интеграции в единое российское культурное пространство. В основе концепции – пять «К»: креативность, коммуникация, кооперация, капитализация и компетенции.

Креативность – создание среды, стимулирующей к творчеству. Что касается коммуникации, то речь о том, что мы должны научиться взаимодействовать с разными сообществами, активнее работать с целевыми аудиториями. К примеру, если взять молодых мам, ориентированных на организацию своего качественного досуга и готовых приходить в музеи, библиотеки, театры, то для них необходимо создавать там условия (пеленальная комната, детская комната, где можно оставить своего ребенка).

Значимость учреждений культуры как центров эффективной коммуникации будет возрастать. Это актуально и для творческих союзов. Многие упрекают их в том, что об их деятельности ничего не слышно. Но только Союз писателей Татарстана в прошлом году совершил более пятисот выездов в районы для встреч со школьниками. Однако об этом никто не знает. Потому что все эти мероприятия не встроены в общую систему, которая включала бы в себя и постоянное взаимодействие со СМИ, соцсетями, блогерами, без чего эффективное продвижение культурного продукта сегодня невозможно.

Третья «К» – кооперация. К примеру, межотраслевая кооперация с образовательной сферой. Татарстанский проект «Культурный дневник школьника» на протяжении пяти лет своей реализации доказал эффективность, он очень востребован детьми. Это новая площадка для общения. Также аэропорты и торговые центры – отличные каналы продвижения культуры. К примеру, на втором этаже Таллинского аэро­порта в Эстонии находится галерея, в которой выставляются работы художников, а выставки меняются каждые два месяца. После прохождения контроля безопасности у людей в ожидании рейса есть время что­либо посмотреть, и это может быть презентация культурных проектов. Мы активно должны работать с подсознанием людей через все пять органов чувств.

Капитализация – четвертое «К» в концепции. Она подразумевает несколько направлений в своем движении, это капитализация ресурсной базы и инвестирование в эту базу, капитализация культурного продукта и капитализация человека. Во многих странах, скажем в США и Великобритании, культура – рентабельная экономическая система, создающая ощутимую добавленную стоимость. У нас привыкли воспринимать эту сферу только как элемент инфраструктуры индустрии развлечений. Мы не можем даже дать оценку объемам производимого культурного продукта в республике и того, сколько человек вовлечены в эту сферу. Чтобы обеспечить прозрачность и достоверность сведений в рамках работы учреждений, Министерством культуры совместно с Министерством информатизации и связи запланировано создание единой информационной платформы, содержащей информацию о каждом творческом мероприятии, независимо от площадки, на которой оно проводится.

Что касается капитализации человека, то мы провели небольшое исследование, просчитав экономику оказания одной услуги в расчете на одного зрителя. При средней цене билета около 200 рублей расходы бюджета в театрально­зрелищных учреждениях на одного зрителя составляют 1300 рублей. По музеям получается примерно так же. То есть государство финансирует 87 процентов затрат на одного зрителя при оказании одной услуги. Вопрос заключается в стимулировании востребованности культурных благ. К примеру, благодаря поддержке Фонда кино в Татарстане за последние три года открылись 22 кинозала, модернизированных современным кинооборудованием. И жители отдаленных районов, наряду со столичными зрителями, имеют возможность смотреть премьеры фильмов почти в один день, что особенно актуально для молодежи. В данном случае речь идет о стимуле к развитию интереса молодежи на селе к киноотрасли в целом.

И тут важно сказать о пятом элементе в нашей системе пяти «К» – компетенции. В современных условиях неизбежно будут меняться профессиональные роли и компетенции тех, кто задействован в отрасли. Я не говорю о писателях и художниках. Но, к примеру, активно будет развиваться система электронных билетов, поэтому роль кассиров и билетеров меняется. При наличии аудиогидов меняется роль экскурсоводов. А благодаря реализованной при поддержке Президента РТ Рустама Минниханова программе единого библиотечного пространства в республике изменились квалификационные требования к кадрам. Библиотекарь сегодня – это не просто человек, который выдает нужную книгу, он провайдер в области достоверных знаний, который должен помочь человеку работать с источниками информации, уметь работать с метаданными, независимо от источника информации. В декабре прошлого года во время визита Президента РТ Рустама Минниханова в Финляндию мы посетили здание библиотеки Oodi в Хельсинки. Это не просто место, где можно почитать книгу, это пространство для встреч, для работы и учебы, уголок для отдыха и уединения. Люди приходят сюда общаться, принимать участие в каких­то мероприятиях. А мы почему­то привыкли считать это учреждение архаичным местом, куда заходят только те, кто не может себе позволить купить книгу. Надо кардинально менять такое мнение! Статус библиотеки во всем мире высок, это своеобразный центр, где человек может заняться самообразованием. И в нашей Национальной библиотеке в ближайшем будущем в связи с изменением функций учреждения изменится и суть компетенций библиотекаря.

Так что некоторые профессии, которые обслуживают культуру, будут уходить в прошлое. В связи с этим нам бы хотелось на базе Казанского института культуры и Университета Иннополис реализовать пилотный проект апробации программ по подготовке кадров для IT­культуры. Важно обратить внимание федеральных структур на необходимость внесения изменений в Профессиональный стандарт по направлению «П­4 Культура и искусства», так как на сегодняшний день он ограничен.

С Министерством культуры РФ мы обсуждали вопросы подготовки профессинальных кадров, в том числе для национальных театров. В свое время очень успешным оказался целевой набор татарской студии в училище им. М. Щепкина. Но этот целевой набор происходил давно, в других политических и экономических условиях. А сегодня правильно ли будет организовать аналогичный проект? Ведь есть огромный риск в том плане, что многие не захотят вернуться, учитывая уровень заработных плат в Москве и Казани. Может, правильнее будет обучать студентов здесь?

В любом случае мы прекрасно понимаем, что в основе развития культуры должна быть гармония, а это всегда результат сохранения баланса. Поэтому любой аспект развития должен подразумевать этот баланс: между обновлением и профессионализмом, между консервативным взглядом и творческим поиском, семейными династиями и преемственностью.

Напомню, что в майских указах 2018 года Президент России, называя целевые приоритеты развития государства, инициировал Национальный проект «Культура». И ожидаемые результаты проекта не в количестве новых зданий, которые будут построены, не в количестве мероприятий, а в создании условий для сохранения общегосударственной идентичности со всеми ее гранями. Во главе угла – роль культуры как одного из ключевых институтов развития общества. И прорыв должен случиться, прежде всего, в общественном сознании.

 

Национальное кино: от количества к качеству

Мы неоднократно общались с главой Союза кинематографистов республики Ильдаром Ягафаровым, и одно можно сказать с определенностью: киноиндустрия – яркий пример креативных индустрий, и ее необходимо развивать. Но делать это очень сложно. Чтобы снять художественный фильм, необходимы огромные средства, начиная от 200 млн рублей. У наших режиссеров таких средств попросту нет, они умудряются снимать картины на очень небольшие суммы. А ведь важно не просто снять, но и показать фильм широкой аудитории, причем система продвижения кино дороже, чем производство фильма. Сейчас наступил такой период в Татарстане, когда необходима современная Концепция развития кинематографа. Работа над этим процессом уже началась по поручению Президента РТ Рустама Минниханова. Мы понимаем, что важно не количество снятых фильмов, а их качество. Скажем прямо, задача непростая. Необходимы современные студии, отвечающие всем требованиям, качественные кино­сценарии, профессиональные кадры, и чтобы четко была определена роль государства. Тема важная и требующая глубокого осмысления, мы обязательно будем над ней работать, учитывая востребованность кино в обществе.

В целом хочу сказать, что наше министерство открыто для предложений, инициатив, идей, особенно в части совершенствования Концепции развития культуры. Мне бы хотелось услышать мнение журналистов о тех акцентах, на которых, с их точки зрения, необходимо обратить особое внимание. Культура касается всех без исключения, и она должна развиваться так, чтобы приносить реальную пользу, наполнять нас положительными эмоциями и приносить радость людям.

 

Подготовила Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя