НАЛОГИ, ШТРАФЫ: ВЧЕРА И ЗАВТРА

0
324

100 лет назад большевики реализовали чрезвычайный налог на имущие классы. Дела давно минувших дней отчего-то нашли нужным сегодня напоминать в СМИ. Очень заметно нынче стремление оценивать текущий момент методом исторических аналогий. Тогда разверстали на страну сумму в 10 миллиардов, есть ощущение, что и теперь некую сумму раскидали по территориям и ведомствам. Никакого чрезвычайного налога в связи с экстраординарными трудностями сейчас вроде бы и нет. Но явственно заметно, как государство собирает в руку все вожжи, словно готовится к кризису.

ПОДСКАЗКА МЫТАРЮ

Справочные издания сообщают, что сборы с автовладельцев начались в стране в 1924 году, когда было принято постановление ВЦИК об источниках пополнения нищих волостных бюджетов. Или даже относят эту новацию к указу Верховного Совета 1942 года.
С «лошадиных сил» в самодвижущихся колясках, лодках и яхтах с мотором – 200 рублей платы. Таксомотор и автобус – 100 рублей, грузовое авто – 50 рублей. Многие вспомнят, что Ленин положил себе оклад в 500 рублей, а тут – 200 рублей. Но речь об обложении имущих классов – у кого еще в то время мог быть личный автомобиль? Автобус, грузовик, моторная яхта. Надо, конечно, принять во внимание, что цена рубля за войну упала по крайней мере в десять раз.
В Казани бюджет обсуждали жарко. Все страницы архивной «единицы хранения» испещрены карандашными и чернильными пометками. В них видно большое изощрение местных финансовых умов, стесненных жесткими обстоятельствами. При минимальных расходах в 92 миллиона, которые были необходимы Казани в первом полугодии 1919 года, только 3 миллиона можно было найти при обычных местных сборах. Вот и думали, как пошире сеть закинуть на разносную торговлю, надомников, точильщиков ножей, стекольщиков, коммивояжеров, автовладельцев…
И сколько в старых документах того, что называют «перекличкой эпох»! Сколько подсказок для мытарей будущих времен. Вот велосипед – он уже тогда был признан не детской игрушкой, а «транспортным средством», владелец которого был обязан платить 25 рублей за право колесить по улицам и мостовым Казани.
Есть сведения, что еще в марте 1910 года Дума Симбирска постановила, что владельцы велосипедов за право езды по улицам были обязаны платить городу 50 копеек. То же самое было и в указе Президиума Верховного Совета СССР 1942 года: велосипед – транспортное средство! Регистрационные номера украшали их до 1960-­х годов.
А обложение «домов с прислугою»? Славное дело! Нынче господ с прислугою пруд пруди. Придется, правда, экспертам-­мытарям сделать умственное усилие. 100 лет назад в «прислугу» не включали дворников и истопников.
Не забыли и живность. С «извозных» лошадей брали 300 рублей, с экипажной – 500, с «лихачей» – 1000, с молочного скота, птицы, свиней – 10% выручки. Наконец, собаки и кошки. Они тоже оказались достойны внимания тогдашних казанских финансистов, обложивших местных друзей животных годовой суммой в 20 рублей. Получилась ли тогда эта перепись, сегодня неизвестно. Скорее всего, недосуг было считать хвостатых. В городе было полно лошадей, коров, коз, свиней, овец и прочих копытных, не говоря уже и о птице.
Прибыль в городскую казну могли приносить разрешительные документы на стройку и ремонт, реклама, самовольное занятие тротуара, нарушения тишины и спокойствия, санитарных требований и так далее.
Поле деятельности, очерченное декретом, было обширное. Но было и опасение: не потянут! И работников мало, и граждане изворотливы, и рубль падает, и цены растут. Скоро деньги вовсе исчезли из оборота и торговлю сменили распределители.

ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

Велосипеды и сегодня хотели бы назвать официально транспортными средствами, а их хозяев – участниками движения и распространить на них действие законов. При таком подходе в какой-­то обозримой перспективе можно будет и про гражданскую ответственность говорить, про подобие полисов, про ежегодный сбор. Но как сегодня провести регистрацию миллионов машин? Пока дальше обязательной дорогой платной маркировки импортных велосипедов не пошли. Но можно не сомневаться, что это перспективное направление будет быстро развиваться и специальный сбор, и номера, и другие поводы платить в казну станут фактом нашей жизни.
А какие горячие споры разгорелись недавно вокруг идеи «обложения» собак и кошек, то есть их хозяев! За собаку – до 15000 рублей, кошку – 5000, хомяка – 120 рублей в год! Так рассудили депутаты Государственной Думы, но не решили. Это ведь большая техническая работа: рассчитать налог для «бойца» и для тойтерьера. А есть и другие породы.

Владельцев домашних животных могут ждать массовые штрафы

Кроме хвостатых городских старожилов существуют и новички – еноты, лисы, барсы. А с рыбками и змейками как быть? Нехорошо это – собачников и кошатников нагружать налогом, а хозяев прочих «живых уголков» оставлять без внимания.
В конце 2018 года Госдума приняла Закон «Об ответственном обращении с животными». Пока никаких выплат в бюджет и налогов нет, но штрафы за выгул в неположенном месте взимать будут – с января 2020 года. Даже несмотря на то, что «положенные» места просто отсутствуют как класс.
Скорее всего, первыми у нас появятся платные туалетные принадлежности для собак – выпишут из­-за границы и поставят на улицах автоматы с пакетами и отдельные урны. Появятся и соглядатаи. На Западе, говорят, полно особых служащих, которые выискивают незарегистрированных собак, «подлаивая» у ворот подозрительного жилища.
Чужой опыт учит также тому, что за каждую дополнительную собаку ежегодный сбор следует удваивать. Но это вопрос спорный. Дания, Франция, Англия, Швеция, Бельгия, Испания, Италия и другие передовые страны отказались от кратного обложения. Дескать, дискриминация это. Кстати, разговоры вокруг цифры в 15 тысяч рублей тоже отсюда: собачье законодательство развитых стран определяет верхнюю планку налога примерно в 200 евро.
Пока законодатели не решаются даже думать о том, куда денется тьма питомцев бедных семейств, когда введут обязательный ежегодный сбор. И сколько будет стоить ликвидация последствий введения прогрессивных «собачьих» законов.

«ЗВУКОВОЙ ГЕНОЦИД» И ДРУГИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Наша Россия в смысле административных штрафов, выражаясь словами Алексея Толстого, настоящее золотое дно. Можно с уверенностью сказать, что бюджет в ближайшие годы будет просто пухнуть от денег, если, конечно, за дело возьмутся со всей серьезностью.
А за дело берутся. Вот уже думские сенаторы предложили дописать 14-­ю главу нового Кодекса административных правонарушений – КоАП. Хотят, чтобы за покушение на тишину и покой граждан неотвратимо назначался штраф. Для нарушителей из числа физлиц эту цифру определили в 3000 рублей.
Критиканы, конечно, смеются: запретов для нарушителей тишины всегда было сколько угодно, только кто их выполнял? Музыка за полночь орет, сигнализация поет, сосед дрелью балуется – и что? Кто их урезонивает?
Кроме обычной звуковой «неряшливости» есть еще и то, что ныне именуют звуковым геноцидом. Постоянная акустическая атака и вызванный ею шумовой синдром сокращают жизнь жителей мегаполисов на 8­12 лет. В органы власти потоком идут письма от граждан, чьи окна расположены рядом с магазинными зазывалками, полсуток льющимися из динамиков. Есть еще намазы, колокола.
Между прочим, в стране у нас почти не помнят, что допустимый по санитарным нормам «уровень шума в дневное время составляет 55 дБ (чуть громче ливня, но тише, чем спокойный разговор), в ночное – 45 дБ (шепот). Может быть также тихий час днем. Вероятно, и световую рекламу со временем можно будет отрегулировать под «требования тишины и спокойствия».
Это к тому, насколько широкой может быть почва для привлечения к материальной ответственности нарушителей режима тишины и покоя.
Но полиция­-милиция сроду на вызовы не спешила откликнуться. Должна, говорят, быть еще и особая договоренность МВД и местной администрации на сей счет – чтобы люди в погонах выезжали и протокол составляли. Теперь вот обещают, что во всех 85 субъектах РФ будет один правопорядок: разберутся, кто должен реагировать и выезжать на вызовы граждан по таким жалобам – Рос­потребнадзор или полиция.
Это потому случилось, что появился наконец «командирский приказ» – наладить широкий финансовый поток в карман государства.

ПЛАНЫ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСКАЗНЫ

Граждане наши, не спросясь у кого следует, полки прибивают, смесители меняют, ремонтируют унитазы – да чего только не делают своими руками! А вот образцовые страны давно обуздали эту самодеятельность. Сделал там что­-то по дому без привлечения «сертифицированного водопроводчика» – плати штраф, ибо своими действиями ты украл у государства деньги, которое оно могло бы получить, оплати ты за эти работы профессионалу.
И ведь что обидно: ВВП наш на самом деле много выше, чем официальная статистика, так как граждане делают многое самостоятельно, а это все должно суммироваться к валовому продукту, то есть процентов тридцать можно добавлять смело.
Пока эта тема выглядит довольно спорно, в отличие, скажем, от семейно-­брачной. Проекты на сей счет скоро грозят бывшим супругам пятитысячными штрафами за отказ, к примеру, исполнять график встреч с ребенком. Просто и сердито. Понятно, что никакими штрафами этот постсемейный вздор не истребишь, но денег в казне точно прибавится. И уже скоро, судя по всему.
Крайне горячо обсуждался еще недавно белорусский опыт «налога с тунеядцев» – единовременного платежа 20 тысяч рублей, который налагается на граждан, живущих неведомо на какие заработки и не перечисляющих в социальные фонды денег.
Дискуссия вроде бы затихла. Чего, в самом деле, обсуждать? Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Государство «штрафует» неплательщиков.
А еще Пенсионный фонд просто не включает в пенсионный стаж нахождение парней на призывной службе, если до этого или сразу после этого никто за него не перечислял в ПФР страховые взносы. Точно так же обстоит дело и с зачетом времени ухода за ребенком до полутора лет. Тоже своего рода «прибыток» казне – в виде «экономии».
Подозрительно долго не вспоминают важную инициативу 2003 года. Тогда у нас появился проект, налагавший на бездетных совершеннолетних мужчин обязанность платить некий трехпроцентный налог, который должен был увеличить грошовые пособия семьям с маленькими детьми. Ничего оригинального в этом сборе не было – граждане сразу вспомнили о «налоге на холостяков» размером в 6%, который был в СССР. Он и тогда вызывал крайне жесткие оценки. И новый проект вызвал резкое отторжение и лег под сукно до лучших времен. Нет сомнения, что его оттуда непременно достанут.
Недавняя резонансная ситуация: получение обычной медсправки для оформления водительских прав чуть не превратили в сверхдорогую процедуру – под самым благовидным предлогом, разумеется.
Это характерная черта нашего времени. Любое свое телодвижение ведомства превращают в источник повышенных поступлений в казну. Как тут не заподозрить, что ведомствам разверстали план по этим самым телодвижениям­-поступлениям. Знать бы величину этой цифры.

В начале ХХ века владельцы велосипедов обязаны были платить
за пользование «транспортным средством»

Некоторое представление дает план Минфина по вовлечению граждан и их денег в ГПП – «гарантированный пенсионный план», который должен заменить обанкротившуюся в короткое время программу «персонального пенсионного капитала». Речь об аналоге нынешних негосударственных пенсионных фондов – с добавлением льгот по налоговому вычету на добровольные пенсионные отчисления из зарплат и софинансирования со стороны государства.
Правительство рассчитывает в первые три года набрать триллион рублей и миллион участников. Уже и отдача от этих средств рассчитана и включена в прогноз по росту ВВП на 3% в 2021–2022 годах. Больше двух триллионов рублей планируют ежегодно получать и с обложения самозанятых. Их у нас 15 миллионов человек.
Все это, правда, пока вилами по воде писано. В самозанятые записались пока чуть больше 100 тысяч – столько же народу в эту категорию просто переписались из ИП. Это далеко от цифры в 15 миллионов.
И с ГПП вопрос. Бессмысленно предлагать пенсионные отчисления гражданам с зарплатами меньше среднемосковской и обещать налоговые льготы людям с «конвертными» выплатами.
А тем, у кого есть деньги, это зачем? Они уже имеют счета в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), инвестсчета, депозиты. Государству, претендующему на добровольные пенсионные отчисления, проще аннулировать существующие НПФ и создать одну свою большую управляющую компанию. Но пойдут ли туда граждане? Они помнят о длящихся который год «заморозках» накоплений. И будут вправе предположить, что этот опыт государством будет повторен. Зачем тогда им этот ГПП? А для прочих, чья зарплата только и позволяет, что ноги таскать, нужны не пенсии, а пособия.

ЧЕГО ХОЧЕТ ЧЕЛОВЕК?

Некоторые смелые умы высказывают фантастическое предположение: правительство, дескать, копит деньги на выплаты по вкладам по договорам личного страхования и в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, сделанным до 1 января 1992 года, – так называемым «сгоревшим вкладам». Правда, суммы, потребные для этого, по мнению знатоков, больно уж значительные.
Один сенатор сказал, что, случись такое, уже в текущем году нужно было бы выплатить по этим самым вкладам 43 триллиона рублей, в следующем году – 45 триллионов, а в 2021 году – 47.
Цифры какие-­то космические, но никто их не подвергает сомнению, хотя правительство пока никакой методы перевода этого «долгового рубля» в рубль нынешний не утвердило. Публика же не устает недоумевать: облигацию, что ли, под эти долги, признанные, кстати, еще в 1995 году, выпустили бы с каким угодно сроком погашения. Продали бы ее, как ваучер, хоть за бутылку. И дело с концом!
Но увы! Никаких долговых расписок правительство народу не дает, только замораживает выплаты – теперь уже до 2023 года. Двадцать лет! Круглая дата. А что? Сталин замораживал, Хрущев, Брежнев… Обычное дело.

Андрей КРЮЧКОВ

Законы о нарушении тишины и покоя граждан уже давно действуют во многих странах мира, а размер штрафа за нарушение тишины и покоя граждан, в том числе и в дневное время, колеблется от 100 до 1000 долларов. В Венгрии такой штраф учитывает не только уровень шума, но и площадь населенных кварталов, страдающих от него. В Германии закон о защите покоя граждан действует и в дневное время в выходные дни, а пресекает эти нарушения местная полиция.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя