Нам снова обещают доступное жильё. На этот раз с 2013-го

0
31

Из выступления министра регионального развития Российской Федерации И.Н.Слюняева на Заседании Правительства Российской Федерации 15 ноября по проекту государственной программы обеспечения доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федераци: 

В результате реализации государственной программы средняя стоимость 1 кв. м жилья к 2018 году должна снизиться примерно на 20%. Доля семей, имеющих возможность приобрести жильё с помощью собственных или заёмных средств, может составить к 2020 году 50%.

Ввод арендного жилья в многоквартирных домах должен достигнуть к 2020 году 10% от общей площади вводимого в России жилья.

Численность граждан, переселённых из аварийного жилья, должна возрасти с 57 тыс. человек в 2013 году до 422 тыс. человек в 2015 году.

К 2015 году госпрограмма позволит ввести в эксплуатацию до 90 млн кв. м жилья, а к 2020 году мы стремимся к показателю 120 млн кв. м построенного жилья в год.

Доля капитально отремонтированных многоквартирных домов должна вырасти с 4% в 2013 году до 14% в 2020 году. Соответственно, количество граждан, улучшивших свои жилищные условия за счёт капитального ремонта, возрастёт от 1,8 млн человек в 2013 году до 4 млн в 2020 году.

Государственная программа состоит из мероприятий организационного, финансового и законодательного характера, которые объединены в три группы. Первая группа – обеспечение качественным жильём. Вторая группа – обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства. И третья группа – мероприятия по реализации самой программы.

Итак, жилищная сфера. Стратегической целью государственной политики в жилищной сфере на период до 2020 года является создание комфортной среды обитания человека. Мы выделяем четыре ключевых приоритета в жилищной сфере. Первый – снижение стоимости 1 кв. м жилья, в том числе путём увеличения объёмов строительства жилья экономкласса. В этой части будут реализованы меры по стимулированию жилищного строительства, повышению доступности жилья для экономически активного населения. Структура себестоимости жилья такова, что объём издержек, не связанных напрямую со строительством, превышает, по оценкам экспертов, 30%. К наиболее затратным участники рынка относят стоимость земли, инженерные инфраструктуры, плату за технические присоединения, короткие сроки и высокую стоимость кредитов для застройщиков. Снятие этой нагрузки мы рассматриваем как основание для снижения стоимости жилья на 20–25% – ниже цены первичного рынка. Проведённый анализ показал, что в этом случае стандартный ипотечный платёж окажется доступным примерно для 15 млн семей.

Государственной программой предусмотрено три этапа реализации мероприятий по строительству жилья экономкласса. Я специально акцентирую внимание на этом классе жилья, поскольку этот сектор на рынке строительства наименее развит. 2013 год – реализация пилотных проектов на наиболее подготовленных площадках. 2014–2015 год – строительство на площадках, требующих предварительной инженерной подготовки, в рамках инвестиционных программ естественных монополий и ресурсоснабжающих организаций. 2016–2017 годы – строительство на площадках, подготовка которых требует существенной дополнительной проработки.

Для начала реализации проектов отобрано семь пилотных регионов – Омская, Челябинская, Самарская и Ярославская области, Ставропольский и Пермский края, Республика Татарстан. Финансирование проекта предполагается осуществить на рыночных условиях за счёт кредитования застройщиков банками в объёме до 120 млрд рублей и ипотечного кредитования граждан в общем объёме 600 млрд рублей – по 120 млрд в течение пяти лет. Ввод жилья экономического класса за первые пять лет реализации только этого проекта составит не менее 25 млн кв. м. Операторами по данному проекту готовы выступить Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, крупные банки, в том числе банки с государственным участием – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и другие.

Второй приоритет государственной политики в жилищной сфере – это развитие рынка доступного арендного жилья и некоммерческого жилья для граждан, имеющих невысокий уровень доходов.

Планируется реализовать меры по развитию двух сегментов рынка арендного жилья – коммерческого и некоммерческого использования. Коммерческому сегменту будут созданы условия для развития частного жилищного фонда, жилые помещения которого предоставляются в первую очередь в наём на длительный срок – пять и более лет. По некоммерческому сегменту будут созданы условия для строительства жилья в государственном и муниципальном жилом фонде, а также в фонде специализированных некоммерческих организаций для предоставления жилья по договору социального найма. Для развития арендного жилищного фонда специального найма в государственной программе предусмотрены меры государственной поддержки специализированных некоммерческих организаций.

Третий приоритет – это поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют возможности накопить средства для приобретения нового жилья. Основной формой поддержки этой категории граждан (категория установлена нормами действующего федерального законодательства) станет предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья, в том числе частичная или полная плата первоначального взноса при получении ипотечного кредита. В госпрограмме предполагается развитие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Четвёртый приоритет – совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе через механизмы ипотечного кредитования. Государственная политика в сфере развития ипотечного жилищного кредитования в соответствии со Стратегией до 2030 года будет направлена на повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, кредитов для застройщиков, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка. Получат развитие и новые инструменты, в частности ипотечные ценные бумаги.

Теперь о второй части программы – улучшении качества жилищно-коммунальных услуг. Приоритетами государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является улучшение качества жилищного фонда с одновременным повышением качества коммунальных услуг. В сфере ЖКХ нами определены также четыре основные задачи. Первая – создание условий для увеличения объёма капитального ремонта и модернизации жилищного фонда, повышение его энергоэффективности. Проблема недоремонта многоквартирных домов накапливалась в России не одно десятилетие и затрагивает интересы более 80% граждан. Недоремонт оборачивается избыточным потреблением ресурсов, их плановыми и постоянными потерями, которые ложатся дополнительной нагрузкой на стоимость жилищно-коммунальных услуг. Минрегионом России подготовлен проект закона о капитальном ремонте многоквартирных домов. Его основные цели – создание новой системы финансирования капитальных ремонтов, объединение усилий собственников, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения этой масштабной задачи. Основными полномочиями в сфере капитальных ремонтов наделяются субъекты Российской Федерации, которые должны на своём уровне принять необходимые нормативно-правовые акты.

Законопроектом предусматривается два способа организации капитального ремонта по выбору собственников. Первый – это накопление взносов на специальном счёте многоквартирного дома. Такие счета открывают товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, управляющая организация, региональный оператор или один из собственников. Сохранность средств обеспечивается особым статусом счетов. Второй способ – перечисление средств оператору региональной системы капитального ремонта, который принимает на себя обязательство проведения ремонта в соответствии с региональной программой, в объёмах и сроки, установленные такой программой. За сохранность средств собственников несёт ответственность субъект Российской Федерации.

Законопроект допускает возможность выхода собственников из общей системы накопления средств. Госпрограмма и законопроект о системе капитального ремонта позволяют создать правовые основы для полного решения проблемы капитального ремонта жилых домов. Через пять-семь лет возможно будет перейти к нормативным объёмам капитальных ремонтов в стране, а к 2035 году – полностью ликвидировать накопленный объём недоремонтов в жилом фонде.

Второй приоритетной задачей коммунальной части госпрограммы является повышение качества коммунальных услуг, в том числе через формирование их экономически обоснованной стоимости, совершенствование инвестиционных программ, организации работающих в сфере, более активное вовлечение граждан в управление жилым фондом, создание механизма привлечения долгосрочных инвестиций.

С целью совершенствования действующего законодательства разработан пакет проектов федеральных законов, которые обеспечат снижение рисков для частных инвесторов, помогут развитию специальных видов деятельности по управлению и развитию коммунальной структуры, создадут условия для развития различных форм государственно-частного партнёрства в сфере ЖКХ, существенно упростят процедуры регистрации права собственности и иных личных прав на объекты инженерно-технического обеспечения. В рамках реализации государственной программы будут внедрены новые нормативно-технические, правовые и кредитно-финансовые механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Речь идёт об установлении высоких стандартов управления жилищно-коммунальным хозяйством, а также о содействии в привлечении частных инвестиций в отрасль ЖКХ.

Третья задача – стимулирование регионального рационального потребления коммунальных услуг – предполагает переход к установлению социальных норм потребления на коммунальные услуги на уровне эффективного энергопотребления при усилении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Важным элементом государственной программы в сфере ЖКХ по-прежнему остаётся внедрение ресурсосберегающих технологий.

Четвёртая задача – обеспечение городов и посёлков качественной питьевой водой. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Несколько слов – о финансовых основах представленной вам государственной программы, а точнее, её проекта. Средства на реализацию заложены в действующих федеральных целевых программах «Жилище» и «Чистая вода», а также в мероприятиях Фонда содействия реформированию ЖКХ. К сожалению, этих средств недостаточно. Однако общий объём финансирования составляет 2 трлн рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 0,6 трлн рублей. По прогнозной оценке, бюджетных ассигнований за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 0,4 трлн рублей. Внебюджетные источники обеспечат финансирование программы до 1 трлн рублей.

А.В.Новак (Министр энергетики Российской Федерации): Если позволите, несколько слов – по инфраструктуре обеспечения строительства жилья, о чём Вами было сказано во вступительном слове. Данным проектом программы, как было сказано министром, планируется в том числе в целях стимулирования строительства жилья экономкласса и снижения стоимости строительства 1 кв. м. жилья, реализовать в период с 2013 год по 2017 год приоритетный проект по повышению доступности жилья для экономически активного населения и планируется в соответствии с индикативными показателями программы ежегодно дополнительно не менее 5 млн кв. м строить для экономически активного населения в первую очередь. По поручению Игоря Ивановича Шувалова Министерством энергетики вместе с другими заинтересованными федеральными органами власти проработаны возможные механизмы финансирования и создания коммунальной инфраструктуры для нового жилищного строительства в рамках этого пилотного проекта. Я остановлюсь на них.

Существует в принципе несколько вариантов финансирования, создания такой коммунальной инфраструктуры. Ряд из них уже общеизвестен, в том числе это строительство за счёт платы за присоединение застройщика, которую включают в стоимость 1 кв. м в цену жилых помещений. Это удорожает строительство примерно от 8 до 13%. Второе – за счёт инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации. Всем известно, когда сетевые компании, теплоснабжающие компании строят за счёт своих инвестпрограмм. За счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации – третий вариант. Это единично используется сегодня, поскольку не хватает средств. Вариант, который мы в том числе дополнительно рассмотрели, – за счёт введения специальной надбавки в тариф для ресурсоснабжающей организации, устанавливаемой только для потребителей в данном жилищном фонде по тем пилотным площадкам, на которых будет строиться жильё. В этом случае удешевляется стоимость строительства 1 кв. м жилья, а финансирование инфраструктуры происходит за счёт растяжки во времени и оплаты по тарифу.

Соответственно, мы исходили из того, что при строительстве коммунальной инфраструктуры по этому пилотному проекту необходимо минимизировать обязательства застройщика и осуществлять в основном за счёт варианта финансирования ресурсоснабжающими организациями. И в целях минимизации расходов мы проработали стоимость строительства такой инфраструктуры в зависимости от видов коммунальной инфраструктуры с точки зрения дороговизны и сложности подключения. Анализ показал, что наиболее трудно осуществляются проекты по сооружению в первую очередь объектов водоснабжения и теплоснабжения. Это самые дорогие проекты, самые узкие места при строительстве объектов нового жилищного строительства, особенно на новых площадках, на новых территориях. Поэтому предлагается с целью минимизации расходов отбор проектов жилищного строительства осуществлять с учётом наиболее эффективного решения по обеспечению таких проектов самой дорогой, с точки зрения экспертов, услугой – водоснабжением и водоотведением. И, на наш взгляд, нужно отбирать площадки, уже обеспеченные водой, по крайней мере это можно делать в первые годы реализации, потом уже изыскивать источники финансирования для строительства объектов водоснабжения.

Способ обеспечения объектов строительства теплоснабжением выбирать, исходя из схем территориального планирования, из схем теплоснабжения, с учётом уже имеющихся источников теплоснабжения или строительства локальных объектов теплоисточников. Источником финансирования теплоснабжения должны стать инвестиционные программы теплоснабжающих организаций. Это же касается и источников снабжения электроэнергией и газоснабжения. В частности, субъекты Российской Федерации должны принимать решения (тарифные решения при определении тарифов по инвестиционным программам таких организаций) вместе с Министерством энергетики.

Важно отметить, что при выборе вариантов обеспечения коммунальной инфраструктуры не должно пострадать присоединение прочих потребителей в этом регионе. И мы предлагаем отработку данного алгоритма на пилотных проектах жилищного строительства в рамках 2013 года. При необходимости мы подготовим внесение изменений в нормативно-правовые акты, а также будем привлекать для этого инфраструктурные организации ФСК, МРСК и «Газпром». Прошу одобрить.

А.Г.Силуанов (Министр финансов Российской Федерации): Я хотел бы тоже сказать пару слов по ресурсному обеспечению. Если с ресурсным обеспечением после 2016 года в целом можно согласиться, то за период с 2013 по 2015 год здесь предусмотрены предложения, превышающие предельный объём, который у нас уже есть в трёхлетнем бюджете. Поэтому есть предложение нам здесь ещё поработать над этими средствами, приведя их в соответствие с параметрами бюджета. А после 2016 года мы готовы согласиться с заявленными объёмами.

Д.Н.Козак (Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации): Я предлагаю программу, как записано в проекте протокольного решения, одобрить в основном, с тем чтобы её доработать в ближайшие 10 дней, не позднее. Я напомню, что у нас ещё есть обязанность доложить Президенту о принятии этих программ до 1 декабря, поэтому она должна быть доработана и доработана в следующих направлениях. В первую очередь должны быть предусмотрены – почему-то не предусмотрены – решения, которые уже зафиксированы, утверждены Правительством в соответствующих планах действий по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Они до конца все не реализованы и должны быть включены сюда и соответствующе скорректированы под выполнение этих задач и эти целевые показатели. Кроме того, включить мероприятия, которые были приняты совсем недавно, но после того, как проект программы был внесён в Правительство, поэтому их необходимо также доработать, а также мероприятия, которые запланированы соответствующим планом действий Правительства на региональном уровне. Всё, что должны органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проделать в этой сфере, в сфере ЖКХ, – это прежде всего утверждение программ комплексного развития коммунальных систем, инвестиционных схем тепло- и водоснабжения.

Также необходимо предусмотреть указание конкретных сроков, с тем чтобы эта программа была контролируема и мы могли реально достигнуть этих показателей. Спасибо.

И.И.Шувалов (Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации): Дело в том, что мы запланировали в рамках этой программы такие мероприятия, чтобы дополнительно к тому, что и так субъекты рынка планируют к вводу помимо нашего государственного заказа, в том числе для военнослужащих, обеспечить ввод в эксплуатацию по меньшей мере 5 млн кв. м жилья в течение пяти лет подряд.

Но этим программа не ограничивается, она имеет в виду не только вот эти цифры, она имеет в виду создать механизм, при котором такого класса жилье могло бы тиражироваться в масштабах страны. И про семь регионов сказал Игорь Николаевич (Слюняев).

Мы, конечно, планируем работать с муниципальными образованиями, там, где есть, существует на данный момент уже проявленный спрос на жильё, и там, где люди не могут позволить себе в настоящий момент воспользоваться ипотекой, но при тех условиях, которые в программе записаны. Это люди, которые смогут участвовать в этой программе и для них этот механизм будет более доступным. У нас порядка 90 городов по всей стране, которые готовы участвовать в реализации этой программы.

И особенно здесь надо внимательно относиться к тезису, что стоимость жилья понизится. Программа, которую мы сейчас будем осуществлять, должна обеспечить пониженную стоимость по отношению к рынку в данном регионе, по отношению к локальному рынку. Но какая будет стоимость жилья в 2018 и 2020 году – это вопрос.

Для цели и реализации этой программы нам нужно, чтобы вводимое в эксплуатацию жильё экономкласса было ниже стоимости рынка, которая сложилась в настоящий момент. И в этом экономический…

Д.А.Медведев: Эти 20%, я тоже об этом говорил, ниже стоимости рынка на какой момент?

И.И.Шувалов: На момент продажи жилья или на момент, когда…

Д.А.Медведев: Если это будет, условно, к 2017 году, эти 20% всё-таки сопоставимы с каким годом? С 2017-м? Или когда…

И.И.Шувалов: С 2017-м, да, когда граждане вступают в программу, для них это жильё… Кстати, Дмитрий Анатольевич, поскольку цена везде разная и доходность компаний везде разная, где-то это будет 20%, где-то – 30–35%. Нам самое главное…

Д.А.Медведев: 30–35% для людей лучше даже.

И.И.Шувалов: Нам, конечно, нужно, чтобы это было, эта разница между стоимостью, не меньше 20%.

Д.А.Медведев: В отношении ремонта и порядка его проведения, капитального ремонта, у нас отдельный документ готовится, который в ближайшее время должен уже рассматриваться парламентом. Там механизмы на сей счёт заложены. Как они будут работать? Поживём-увидим, посмотрим, как это всё будет на практике действовать, естественно, будем корректировать. То, что программа сложная, у меня тоже сомнений не вызывает, но принимать её надо. И я просил бы руководителей федеральных структур по возможности максимально учесть то, что было сказано руководителями территорий, потому что они этими процессами, что называется, на земле, у себя в регионах, и занимаются, и вот эти, может быть, не до конца выверенные конструкции и предложения, которые делаются, конечно, нужно соизмерять с реальным положением дел в субъектах Российской Федерации.

Но в то же время и самим субъектам Российской Федерации для этого изыскивать деньги, потому что в значительной мере это всё-таки вопрос приоритетов, о чём мы всегда говорим. Денег на всё не хватает, тем не менее мы их должны делить разумным образом. И если говорить и о здравоохранении, и о жилье, и о жилищно-коммунальном хозяйстве, совершенно очевидно, что и то, и другое для всех уровней власти в нашей стране важнейшая задача. Из этого и исходите. Программу нужно доработать и представить на утверждение. Договорились? Спасибо.

* * *

По окончании заседания Правительства перед журналистами выступил Министр регионального развития Игорь Слюняев

В беседе с журналистами Министра регионального развития Игоря Слюняева приняли также участие Александр Браверманн – генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и Александр Семеняка – генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.

И.Н.Слюняев: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня решением Правительства в основном одобрена программа, подготовленная Министерством регионального развития, программа, которая в той или иной степени затрагивает интересы большинства жителей нашей страны, связанная с жилищным строительством, с повышением качества жилищно-коммунальных услуг и с теми мероприятиями, которые помогут нам решить две извечные проблемы – проблему качества коммунальных услуг и проблему доступности жилья.

Объём программы приличный – 1,9 трлн рублей. По своей структуре она состоит из трёх основных частей. Это действующая федеральная целевая программа «Жилище» и действующая федеральная целевая программа «Чистая вода». Эти программы дополнены мерами и мероприятиями, направленными на реализацию положений 600-го Указа Президента и на решение той самой проблемы, о которой я говорил.

Есть, конечно, финансовые ограничения. Это связано с тем, что каждый год бюджетный процесс, хоть он идёт и гармонично, и в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, однако денег много не бывает, тем более, когда речь касается застарелых российских проблем – качества жилого фонда и состояния коммунальной инфраструктуры.

Мы предложили в качестве альтернативного варианта пилотный запуск целого ряда проектов. Один из проектов связан с тем, как сформировать рынок коммерческой недвижимости, причём в самом нижнем ценовом диапазоне. Чрезвычайно важно, реагируя на платежный спрос, создать условия для приобретения домашними хозяйствами качественного жилья, но по цене экономкласса. Мы предполагаем, что механизмы ипотеки, которые будут запущены в рамках государственной программы, позволят объём ипотеки в стране увеличить кратно.

Если коснуться конкретных цифр, то пиковым годом по вводу жилья в Российской Федерации является докризисный 2008 год: мы отмечаем 63 тыс. млн кв. м, а ежегодный рост в области жилищного строительства составляет 2–3%. Однако одна программа, которая входит в состав госпрограммы, или подпрограмма, связанная с развитием рынка коммерческого жилья (мы называем её «пять по пять», 5 млн кв. м в течение ближайших пяти лет) – это существенный рост общего объёма ввода жилья в Российской Федерации.

Состояние коммунальной инфраструктуры – проблема, которая беспокоит каждого гражданина, в том числе каждого присутствующего здесь, независимо от социального положения, возраста, пола. Масса нареканий в адрес работы управляющих компаний. Мы начали работу по вовлечению граждан, собственников жилья в процесс управления жилым фондом. Это правильный тренд. Изучив международный опыт, — во главе угла во многих индустриально развитых странах (Финляндия, Швеция, Франция) стоит вопрос энергоэффективности. После завершения процесса приватизации жилья государством было принято решение за счёт государственных средств привести в нормативное состояние жилой фонд, и этому посвящены программы реформирования Фонда ЖКХ. Опираясь на опыт работы в качестве главы субъекта Федерации, я скажу, вспоминая нелучшие годы в истории нашей страны – годы борьбы с последствиями финансово-экономического кризиса, в ряду мер, которые помогли удержать социально-экономическую ситуацию под контролем, три, наверное, самые главные. Первая мера – это программа занятости, вторая – программа дополнительных мер и третья программа – Фонда реформирования ЖКХ, когда наряду с методикой, с методологией были направлены конкретные средства, и эти средства помогли решить те самые застарелые проблемы в субъектах Российской Федерации.

Совершенно логичное решение Президента нашей страны – о продлении деятельности Фонда реформирования ЖКХ, причём кроме борьбы с аварийным жилым фондом Фонд реформирования ЖКХ начинает работу по приведению в нормативное состояние, капитальному ремонту наружных инженерных сетей. Это очень важная часть программы, правда, она ограничена пока финансово: предполагаем, что по 5 млрд ежегодно в течение трёх лет будет направлено на эти цели. Однако источники, которые предполагается направить на цели реализации программы, были озвучены мною в докладе и содержатся в самом проекте, теперь уже в составе программы: это бюджеты всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный), это средства двух федеральных целевых программ («Чистая вода» и федеральная целевая программа «Жилище»), это средства граждан, это средства из чистых монополий и средства ресурсоснабжающих организаций.

Нам удалось взять под контроль и определить или установить предельный уровень тарифов. Но, как показывает практика, соотношение, или корреляция, между предельным уровнем тарифов и уровнем оплаты или ростом цен на коммунальные услуги не всегда корректна. При этом большинство ресурсоснабжающих организаций и все естественные монополисты ежегодно утверждают свою инвестиционную программу. В составе этой программы, как правило, есть и вопросы, связанные с приведением в нормативное состояние наружных инженерных сетей. Это касается и водоснабжения, и водоотведения, и канализации, и электросети. Придать совершенно иное качество тем самым инвестпроектам, повлияв на качество услуг и на цены, мы должны в рамках реализации госпрограммы, которая была представлена сегодня.

Резервы есть. Если взять обоснование стоимости жилищно-коммунальной услуги (как пример, гипотетически, допустим, водоснабжение или электроснабжение, или теплоснабжение), выясняется, что во многих случаях мы сталкиваемся с так называемыми плановыми потерями. Это означает, что тепловая энергия или вода, не дошедшие до потребителя, оплачиваются потребителем. При этом инвестиционные программы, реализуемые естественными монополиями, ресурсоснабжающими организациями, призваны сокращать вот такие непроизводительные затраты. И вот в качестве регулятора такого сокращения выступают госпрограммы и те меры, мероприятия, которые заложены с участием субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Программа получила одобрение федеральных органов власти. По сложившейся традиции она требует уточнения и доработки, но в основном это неплохой, сбалансированный, комплексный документ, который поможет нам в решении застарелых проблем российской действительности – проблемы жилищного строительства и доступности жилья, повышения качества коммунальных услуг, а также в части выбывания основных фондов и жилых фондов и объектов наружной инженерной инфраструктуры.

Я хотел бы несколько слов предоставить моим коллегам, а потом ответим, наверное, на ваш вопрос.

А.А.Браверман: Спасибо большое. Уважаемые коллеги! Работа фонда и программа фонда, которая по счастливому стечению обстоятельств на 2013 год была одобрена сегодня попечительским советом фонда, являются составными частями программы, о которой говорил сейчас Игорь Николаевич. Наше основное участие в этой программе заключается в нескольких моментах. Прежде всего это поставка достаточного количества земельных участков, расположенных в локациях, которые привлекательны прежде всего для среднего класса и на них имеется платёжеспособный спрос населения среднего класса и достаточно привлекательные для девелоперского сообщества. При этом эти участки должны быть либо инфраструктурированы уже, либо потенциально могут быть инфраструктурированы, причём в том аспекте, о котором сейчас говорил Игорь Николаевич.

Второе – это те достаточно жёсткие требования, которые мы выставляем к застройщикам на площадках фонда. Это два блока требований: это энергоэффективность и экологическая чистота применяемых материалов, которые впрямую влияют, первое, на продолжительность жизни, а второе – на расходы, которые несут семьи в ходе эксплуатации жилища, в котором они проживают. Третий аспект – это аспект ценовой. Поскольку доля жилья экономкласса, возводимого на площадках фонда жилья, возрастает, мы определённым образом будем оказывать существенное влияние на ценовые параметры именно в сегменте жилья экономического класса. Так бы я охарактеризовал кратко наше участие в этой программе.

А.А.Семеняка: Уважаемые представители средств массовой информации! Игорь Николаевич уже сказал, что госпрограмма нацелена на исполнение Указа №600 Президента, и в части ипотеки предусмотрено, что к 2018 году объём выдачи ипотечных кредитов должен достигнуть 815 тыс. выданных кредитов. Банковская маржа сверхстоимости заимствования, сверхинфляции должна сократиться до 2,2%. Также предусмотрено активное использование инструментов ипотеки для поддержки рынка найма жилья. Предусмотрены не только рыночные меры ипотеки, но и развитие новых услуг на этом рынке – ипотечное страхование, а также специальная ипотечная программа для отдельных категорий граждан. Наше агентство также планирует принять активное участие в программе строительства жилья экономкласса по цене ниже текущих рыночных цен и предложить новые услуги. Сейчас с точки зрения развития ипотеки Правительством было отмечено, что, несмотря на сложное условие заимствования в силу тех проблем, которые мы наблюдаем в Европе, всё-таки ипотека в этом году по стоимости (мы ожидаем) достигнет порядка 1 трлн рублей выданных кредитов, то есть более 600 тыс. семей воспользуются для решения жилищных проблем. Ипотека используется при каждой пятой сделке с жильём, и тот задел, который создан благодаря решениям Правительства в предыдущие годы, собственно, является хорошим плацдармом для реализации данной государственной программы. Спасибо.

Вопрос: Хотелось бы понять статус программы. Вы говорите, что одобрена, а по выступлениям, по последнему, что слышал, — программу нужно доработать и представить на утверждение, Медведев сказал. Вот технически-то как?

И.Н.Слюняев: Если вспомнить комментарий Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева, программа одобрена, но любая программа требует доработки и сбалансированности, в том числе по финансовым возможностям федерального бюджета. Это обычная процедура, мы до 1 декабря должны отчитаться перед Президентом России о мерах по реализации 600-го Указа, а это означает, что программа должна быть внесена, доработана и утверждена в установленный срок, поэтому немножко неверное толкование, это обычная рабочая процедура. Тем более что на проект государственной программы получены положительные заключения большинства федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства энергетики и так далее.

Вопрос: У меня вопрос к Александру Николаевичу (А.Н.Семеняке), если позволите: можно уже с какой-то определенностью сказать, что в таком-то году, допустим, будет ставка по ипотеке 4%, 5%? И Вы говорили об обязательном снижении маржи, сокращении маржи для банков. За счёт чего это будет происходить? Спасибо.

А.Н.Семеняка: Ставка ипотечного кредита зависит от стоимости ресурсов, которые привлекают банки, и маржи, которую они добавляют, выдавая ипотечный кредит. Сегодня маржа банков – чуть ниже 4%. Мы считаем, что есть предпосылки для того, чтобы в ближайшие пять лет эту маржу сократить до уровня 2,2%, потому что эта маржа включает, с одной стороны, транзакционные издержки. И здесь мы видим два инструмента их снижения: во-первых, переход от бумажного оборота к электронной закладной и безбумажному обороту, что сократит и сроки, и, соответственно, стоимостные издержки; второе – повышение эффективности процедуры взыскания, также сокращение сроков. Вторая компонента в марже – это риски. Здесь мы делаем ставку на развитие ипотечного страхования, которое позволит за счёт предоставления данной услуги банкам сокращать маржу.

Что касается стоимости заимствования, мы исходим из того, что Правительство выполнит ориентир по уровню инфляции 4,7% к 2018 году. И если Центральный банк будет обеспечивать предоставление денег в банковскую систему по ставке, сопоставимой с уровнем инфляции, то, наверное, можно говорить о ставке порядка 7%. Это тот уровень, который, мне кажется, аналитически обоснован.

Вопрос: У меня вопрос к Игорю Николаевичу. Сегодня Дмитрий Анатольевич сказал, что можно подумать о том, чтобы использовать средства от приватизации МРСК (ОАО «Холдинг МРСК») на развитие и строительство инфраструктуры. Скажите, пожалуйста, есть ли уже какие-то конкретные идеи по поводу МРСК, потому что конфигурация приватизации ещё не утверждена? И какие есть ещё инициативы по привлечению дополнительных источников, кроме тех, которые указаны в программе?

И.Н.Слюняев: Приватизация МРСК – это не компетенция Минрегиона. Но если средства, направленные от реализации МРСК, будут направлены на цели жилищного строительства и приведение в нормативное состояние наружной инженерной инфраструктуры, мы будем этому рады, потому что это позволит нам решить наши финансовые проблемы в рамках реализации государственной программы.

Если говорить о средствах, то в моём докладе звучали цифры: из почти 2 трлн рублей 600 млрд — это средства федерального бюджета, а 400 млрд – это средства бюджетов субъектов Российской Федерации. А 1 трлн рублей – средства коммерческих банков, в том числе с госучастием, средства АИЖК (Агентства по ипотечному кредитованию), а также средства ресурсоснабжающих организаций и естественных монополистов. Я не случайно во вступительном слове коснулся инвестиционной составляющей в тарифе. Одна из задач, которая стоит перед нами в рамках реализации госпрограммы, – направить эту инвестиционную составляющую на цели воспроизводства основных фондов, на цели приведения в нормативное состояние и развитие наружной инженерной инфраструктуры. В данном случае, если говорить о МРСК, это электроэнергетики.

Как правило, инвестиционные программы утверждают субъекты Российской Федерации, утверждают на трёхлетний период. Этот процесс синхронизирован с бюджетным процессом. И в рамках разработки и утверждения региональных программ государственного строительства и программ капитального ремонта мы будем настаивать на том, чтобы инвестиционные средства имели адресный характер, в рамках работы естественных монополистов в конкретном субъекте Федерации.

С сокращениями

правительство.рф

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя