В ПОИСКАХ HOMO CREATIVE

0
96

 

Творчески мыслящая личность — центральная фигура постиндустриальной экономики. Людей, чьи способности несут в себе потенциал создания добавленной стоимости, стало принято называть «человеческим капиталом», который ценится как ресурс превыше всего. В таких динамично развивающихся регионах, как Татарстан, в последние годы получает распространение и понятие «креативные индустрии». О его содержании и актуальности, о капитализации талантов в разных сферах деятельности мы говорим с Татьяной АБАНКИНОЙ, директором Центра государственного сектора экономики, профессором Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики (г. Москва), экспертом по разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.

 

Татьяна Всеволодовна, можно ли сказать, что творческий труд — это сегодня, скажем так, парадигма социального развития? То есть экономика «заточена» на производящую мощь личности, и сам человек уже не может довольствоваться механической, рутинной работой?

— Конечно. Современные молодые люди ориентируются на то, чтобы пребывание на работе было не «вычетом из жизни» и только временем для зарабатывания хлеба насущного, но чтобы именно она стала пространством самореализации как профессиональной, так и личностной. Они не хотят больше делить время на рабочее, как писал К.Маркс, пространство «необходимости» и свободное время — досуг и развлечения. А стремятся, чтобы все их время было источником вдохновения, достижений и развития. Современный классик Ричард Флорида показал на результатах исследований по широкому кругу городов и стран за несколько десятилетий, что в современном мире начинают динамично развиваться те города и страны, где концентрируется творческий класс. Именно он становится основным драйвером развития в новой экономике. Интересы экономики и общества здесь совпадают: креативный сектор обеспечивает международную конкурентоспособность и социальное процветание городов и стран.

 

Тогда уточните, что подразумевается под креативным сектором?

— Сегодня во всем мире признается определение, предложенное в документе CreativeIndustriesMappingDocument: творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежат индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Великобритания относит к творческим индустриям следующие виды деятельности: рекламу и маркетинговые коммуникации, архитектуру, ремесла, дизайн (товарный, графический и дизайн одежды), кино, ТВ, видео, радио и фотографию, информационные технологии, программное обеспечение и компьютерные сервисы, издательское дело, музеи, галереи и библиотеки, музыку, исполнительские и визуальные искусства.

В России в «Основах государственной культурной политики» тоже дано определение творческих индустрий — компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий в этом документе относят промышленный дизайн и моду, музыку и кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговлю, рекламное производство и средства массовой информации.

Какие ключевые факторы формирования этого сектора вы могли бы выделить?

— В развитых странах его появление стало ответом на вызовы новой экономики и процессы замены устаревшей промышленности. Он послужил программой социальной адаптации, позволившей многим странам перейти к «новой занятости» в постиндустриальной экономике. Международный опыт показывает, что развитие творческих индустрий способствует увеличению инвестиционной привлекательности территорий, росту квалификации работников, мотивации инноваций и творчества, повышению конкурентоспособности городов.

Стратегия творческих индустрий порождает новые формы сотрудничества организаций гуманитарной сферы. Прогрессирует тенденция образования сетевых организаций, совмещающих доминирующее творческое начало с коммерческими услугами, — творческих кластеров и творческих кварталов. Творческий кластер — это объединение, в которое входят некоммерческие организации, культурные институты, галереи и индивидуальные художники, а также архитектурные бюро и дизайн-студии, рекламные агентства и мультимедиа. Кластеры не объединяются организационно, но между ними складываются разнообразные отношения партнерства и сотрудничества, обмен кадрами, идеями, опытом. Идея творческих кварталов заключается в том, чтобы множество независимых творческих организаций и коллективов компактно разместить в определенном районе города, где благодаря такому соседству создается привлекательная творческая среда и индивидуальная «атмосфера места». Творческие кварталы способны менять облик городов, «регенерировать» среду, превращая трущобы, брошенные здания и старые промышленные кварталы в популярные и модные районы, в которые начинают инвестировать средства девелоперы и крупные прибыльные компании.

Примеры тому появились в российских городах?

— Современный творческий «захват» промышленных объектов и территорий, освобождающихся в крупных городах, служит новой формой партнерства бизнеса и культуры. Например, творческие кластеры в Москве, возникшие на территориях бывших заводов и фабрик «Винзавод», «ФАБрика», «Флакон», Art-play, «Арт-Стрелка» и других.

Однако последовательной реализации концепции «креативного сектора» в регионах России пока не происходит. Большинство творческих кластеров и кварталов носят временный, проектный характер. Связано это, прежде всего, с их спонтанным появлением, а также отсутствием до последнего времени устойчивых механизмов их поддержки в стране. Но ситуация начинает меняться достаточно быстро. Внимание государства и общества к развитию человеческого капитала в широком смысле и повышению международной конкурентоспособности России в новой экономике предопределило изменение отношения к культуре и творческим индустриям.

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний». Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике заключена в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества». Некоторые города — Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ульяновск, Новосибирск, Петрозаводск, Пермь и другие — начали разработку и реализацию специальных проектов и программ поддержки творческих кластеров.

Фактически складывающиеся на наших глазах, они концентрируют лучшие творческие ресурсы городов и создают принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. На этих площадках регулярно проводятся выставки, концерты, фестивали, медиа- и кинопоказы, театральные представления, презентации и художественные инсталляции, реализуются образовательные программы в сфере современного искусства, кинематографа, архитектуры и дизайна, а также благотворительные мероприятия. Парадокс заключается в том, что творческие индустрии в России концептуально все еще находятся в «оппозиции» к традиционной культуре, что тормозит развитие креативной экономики и городской среды в этом направлении.

 

Вы упомянули Казань. Делать столицу Татарстана и другие его города еще более конкурентоспособными территориями планируется в том числе через осуществление флагманского проекта «Креативные индустрии Татарстана». Как бы вы оценили их состояние на сегодняшний день? И в чем, по вашему мнению, основные точки роста креативной индустрии Казани?

— Я была одним из разработчиков стратегии развития «Татарстан-2030» именно в части предложений, связанных с развитием человеческого капитала средствами культуры. Проект «Креативные индустрии Татарстана» направлен на повышение конкурентоспособности за счет расширения внутреннего рынка и возможностей для экспорта. Татарстан обладает огромным культурным потенциалом, широко известен высокими достижениями в области классической культуры, богатейшим историческим наследием, включенным в списки памятников ЮНЕСКО. В вашей республике проводятся крупнейшие международные события, идет подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года. Активно развивается туризм, в том числе знаменитые волжские маршруты. Все это формирует как внутренний, так и внешний спрос на культурные события, изделия народных промыслов, работы художников и дизайнеров, сувениры, современную издательскую продукцию (буклеты, брошюры, путеводители), национальную гастрономию, праздничную среду и, конечно, театры, музеи, концерты, выставки… В таких условиях необходимо динамичное развитие творческих индустрий, отвечающих вызовам времени. В рамках флагманского проекта планируется формирование сети бизнес-инкубаторов для творческих индустрий в университетских кластерах, создание венчурного фонда и агентства творческих индустрий для их консультационной и грантовой поддержки на условиях встречного финансирования, расширение сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами в этой отрасли. Будут расширены программы бизнес-образования в секторе креативной экономики, налоговые льготы, имущественная поддержка, доступность кредитных ресурсов.

Реализация проекта позволит Татарстану занять к 2030 году лидирующие позиции и стать конкурентоспособным центром развития творческих индустрий международного уровня. По индексу инновационных городов (InnovationCities™ Index, где оценивается создаваемый городами потенциал и условия для развития инновационной экономики) Казань сможет войти в категорию Hub (международный центр). Сейчас Казань занимает 222-е место с категорий 3 Nod (источник влияния). В 2014 году из российских городов Казань в международном рейтинге инновационных городов опережали три города — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.

Планируется, что до 5% будет увеличена доля продукции творческих индустрий в общем объеме экспорта. Это позволит привлечь дополнительно квалифицированных творческих специалистов для креативного сектора экономики Татарстана, обеспечить не менее чем на 15% рост доли занятых в сфере культуры и творческих индустрий в общей занятости населения и до 60% рост доли жителей, участвующих в культурной деятельности.

 

Татьяна Всеволодовна, нужно ли, на ваш взгляд, больше говорить о креативной индустрии в СМИ, во всем медиапространстве? Создавать больше соответствующих магистерских программ, разного рода стартапов, бизнес-инкубаторов, инновационных площадок?

— Да, безусловно. Мы в Высшей школе экономики провели экспертное исследование развития творческих индустрий в Москве. Все руководители творческих бизнесов, специалисты креативных профессий в один голос говорят о необходимости более широких творческих дискуссий, обсуждений, популяризации творческих индустрий, о дефиците профессиональной коммуникации и общения со зрителями, читателями, посетителями. Очень не хватает специализированных магистерских программ по творческим профессиям и использованию культурного наследия, а также, наоборот, программ бизнес-образования для выпускников творческих вузов и профессий. Доля бизнес-инкубаторов и стартапов в секторе креативных индустрий катастрофически мала — менее 5% по стране. Доля творческих индустрий, получающих поддержку по программам малого и среднего бизнеса, — менее 3%. Именно поэтому, мне кажется, необходима специализированная программа поддержки креативных индустрий, которая бы учитывала специфику творческих бизнесов и целенаправленно развивала образовательные программы, коммуникативную среду, имущественную и финансовую поддержку, инновационные площадки и стартапы именно для этих целей. Одним из ключевых направлений такой программы должны стать импортозамещение в секторе творческих индустрий и поддержка экспорта и выхода российских компаний на международные рынки.

По вашему мнению, в нашем обществе есть понимание, что культура — это приоритет экономики?

— Понимание постепенно формируется, но вот финансовое обеспечение этого понимания явно отстает. Культура и творческие индустрии пока не стали приоритетной отраслью, куда направляются финансовые ресурсы. Будем надеяться, что ситуация изменится.

 

Беседовала Диана ГАЛЛЯМОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя