В режиме созидания

0
42

 

От строительства и реконструкции дорог, развития транспортной инфраструктуры в немалой степени зависит эффективность решения экономических и социальных задач в любом регионе. Дорожную систему вообще сравнивают с кровеносной системой живого организма. О том, как развивается эта важнейшая сфера в Татарстане, мы беседуем с министром транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленаром САФИНЫМ в преддверии профессиональных праздников работников дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.

Ленар Ринатович, какие направления деятельности для Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики являются приоритетными в 2017 году?

– Не только в этом году, а всегда приоритетными направлениями деятельности министерства являются обеспечение населенных пунктов постоянной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования, развитие автомобильных дорог федерального и регионального значения, включая строительство обходов населенных пунктов и новых участков, создание непрерывной и высокоскоростной автотранспортной связи. И, конечно, речь идет о применении передовых технологий, инновационных материалов, оказывающих большое влияние на качество оказания транспортно-логистических услуг на уровне потребностей развития экономики и снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.

Не секрет, что успешное решение задачи развития дорожной сети возможно только на уровне долгосрочных государственных программ, поскольку инвестиционный цикл реализации подобных проектов длительный, от трех до семи лет. Насколько масштабно проводится за последние годы дорожное строительство в республике? Отдельно хотелось бы узнать про строительство дорог в сельских населенных пунктах…

– Среди самых масштабных долгосрочных проектов на сегодня – строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)». Проект реализуется в рамках создания международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» (МТМ ЕЗК). Протяженность дороги составляет 299 км, ориентировочная стоимость – 155 млрд рублей. Строительство условно разделено на четыре участка:

1) «Сорочьи Горы – Шали (М-7)» – 40 км. Ввод в эксплуатацию I очереди дороги стоимостью 3,9 млрд рублей состоялся в 2011 году. Необходимое финансирование для строительства II очереди составляет 6,9 млрд рублей.

2) «Мостовой переход через реку Каму у села Сорочьи Горы» – 14 км. Ввод в эксплуатацию I пускового комплекса стоимостью 3,5 млрд рублей состоялся в 2002 году. В 2016 году завершилось строительство II пускового комплекса мостового перехода. Объект введен в эксплуатацию.

3) «Алексеевское – Альметьевск» – 145 км. Частным инвестором АО «Автострада» ведутся строительно-монтажные работы.

4) «Альметьевск – Бавлы (М-5)» – 100 км. За счет средств бюджета республики выполнены уточняющие инженерно-изыскательские работы, получено положительное заключение госэкспертизы. При выделении финансирования работы по проектированию продолжатся.

 

Что касается сельских населенных пунктов, которых в Татарстане 3076, то сегодня в Татарстане только 585 из них (19% от общего количества) не имеют дорог с твердым покрытием. Финансирование в этом направлении производится за счет средств из республиканского бюджета по программе дорожных работ, а также за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». В 2017 году 27 населенных пунктов соединены дорогами с твердым покрытием общей протяженностью 88,7 км, в том числе 17 – за счет субсидий из федерального бюджета (протяженностью 49,7 км), что позволило улучшить условия дорожного движения около 4,7 тысяч жителей.

Какие мероприятия проводятся на территории Татарстана по обеспечению безопасности объектов транспортного комплекса? Какие конкретные действия они предполагают?

На основании данных о ДТП, предоставляемых Управлением ГИБДД МВД по Республике Татарстан, анализа причин их совершения составляется перечень участков автомобильных дорог для разработки на них комплекса мероприятий (первоочередных и перспективных мер), направленных на снижение аварийности, с последующим их включением в план дорожных работ. Это и снижение скоростного режима, и изменение схем дислокации дорожных знаков и разметки, и устройство искусственного освещения.

Что касается пешеходных переходов, то по новым стандартам проводятся:

1) установка и замена знака «Пешеходный переход» на светоотражающих щитах желто-зеленого цвета, в том числе над проезжей частью на Г-образных опорах;

2) нанесение горизонтальной дорожной разметки «Пешеходный переход» желто-белым цветом с применением термопластика.

Сегодня в республике все переходы, расположенные на дорогах федерального и регионального значения вблизи детских образовательных учреждений, приведены в соответствие с требованиями новых нормативных актов. Кроме того, проводятся работы по устройству и замене металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах регионального значения. В 2017 году они выполнены в 23 районах на 102 участках (более 15 км).

Искусственное освещение устанавливается за счет подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения в РТ на 2014–2020 годы» и государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в РТ на 2014–2020 годы». В 2017 году искусственное освещение появилось в 32 населенных пунктах протяженностью 70 км.

Известно, что министерство совместно с ведущими вузами, научными учреждениями и подрядными организациями Республики Татарстан ведет плодотворную работу по внедрению инноваций в транспортный комплекс (отдельно – в дорожное хозяйство и транспорт). Какие проекты реализованы в рамках этой работы и что еще предстоит сделать?

– Действительно, совершенствование дорожной сети в современных условиях уже не сводится только к количеству километров эксплуатируемых и строящихся автомобильных дорог. Задача принципиально меняется. Дорожная сеть должна соответствовать всем требованиям по эксплуатационному состоянию, обеспечивать удобство автотранспортного сообщения в любое время года, как при международных перевозках, так и между всеми населенными пунктами. При этом не теряет актуальности задача минимизации затрат на эксплуатационное содержание дорог. Учитывая все эти обстоятельства, в нашем министерстве разработано положение о внедрении новых материалов, технологий на автомобильных дорогах Татарстана. В его рамках предусмотрено опытное внедрение битумных вяжущих, композитных материалов, в том числе арматуры, различных компонентов, для укрепления инертных материалов и грунтов, обеспечивающих повышение прочности дорожной «одежды», эффективных составов для ремонта железобетонных конструкций искусственных сооружений на дорогах.

К примеру, для снижения образования колеи, повышения износостойкости асфальтобетонных покрытий дорог с высокой интенсивностью движения сегодня применяются щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси на полимерно-битумном вяжущем материале, с использованием высокопрочных и износостойких пород щебня. В текущем году мы продолжили работу по подбору новых износостойких составов асфальтобетонных смесей, в том числе по методу объемного проектирования в соответствии с требованиями американской методологии SuperPave. Подобраны экспериментальные участки дорог и произведена укладка данных смесей. В дальнейшем будет производиться их мониторинг уже для повсеместного применения. В качестве примера можно привести ремонт улицы Кулахметова в Казани, где уложен асфальтобетон марки ЩМА-19, спроектированный по методологии SuperPave.

Наряду с этим совместно с ОАО «ТАИФ» разработана рецептура полимерно-битумного вяжущего с требованиями методологии объемного проектирования асфальтобетонных смесей, учитывающей климатические условия на территории Татарстана (маркировка PG 70-28).

Рассматриваем также возможность применения альтернативы в виде резинобитумных вяжущих. В 2017 году на автомобильной дороге Набережные Челны – Заинск – Альметьевск проведена работа по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия из ЩМА-20, изготовленного с применением КМА (комплексный модификатор асфальтобетона) компании «КОЛТЕК» и с применением резинобитумного вяжущего компании «ВитаРубикс». В части применения композитных материалов в текущем году будут опробованы перильные ограждения мостовых сооружений (ремонт моста через реку Бездна на автодороге Базарные Матаки – Болгар), стекло-базальтопластиковая арматура при ремонте водопропускных труб, системы внешнего армирования при усилении опор мостов. Безусловно, и дальше будет продолжаться активная работа по поиску и внедрению новых материалов и методов увеличения долговечности автомобильных дорог.

А насколько активно развивается воздушный транспорт республики?

-Аэропортами Татарстана за первое полугодие 2017 года обслужено 1381,2 тысяч человек, что на 40,7% больше аналогичного периода прошлого года. В частности, в аэропорту «Казань» рост составил 36,9%, в аэропорту «Бегишево» – 63,2%, в аэропорту «Бугульма» – 12,8%. Знаковым событием стал тот факт, что аэропорт «Казань» достиг показателя 1 млн перевезенных пассажиров на 2 месяца раньше, чем это произошло в 2016 году.

Кроме того, первое полугодие 2017 года началось с открытия новых рейсов. Из аэропорта Казани начали выполняться перевозки в Сургут, Салехард, Нарьян-Мар. Открылись рейсы в Новый Уренгой из аэропортов столицы Татарстана и Бугульмы.

Впервые для любителей горнолыжного отдыха на период новогодних каникул в начале текущего года был организован рейс из Казани в Гренобль. В апреле авиакомпания «ЭйрБалтик» открыла регулярную полетную программу из Риги в Казань.

Стоит отметить значительный рост на международных направлениях. Так, в аэропорту столицы республики пассажиропоток увеличился более чем в два раза и составил 333,2 тысячи человек, в аэропорту «Бегишево» – более чем в два с половиной раза и составил 24,4 тысячи человек.

Положительную динамику среди востребованных зарубежных направлений из Казанского аэропорта показали Дубай (+194,2%), Хельсинки (+64,6%), Камрань (+54,7%), Барселона (+46,8%), Гоа (+43,6%), Пхукет (+19,8%). Наибольшим спросом пользуются рейсы в Анталью (118,2 тысячи пассажиров). Высокую загрузку показывают и другие рейсы в Турцию, также популярны недавно открытые направления (Прага, Рига и Франкфурт-на-Майне).

Высоких показателей сумел достичь аэропорт «Бегишево» за счет возобновления после длительного перерыва авиасообщения с популярным турецким курортом – Антальей. Продолжается проработка вопроса открытия регулярных и чартерных рейсов в Армению, Израиль, Иран, Китай. Для реализации намеченных целей осенью планируется участие Татарстана в международном форуме по развитию авиамаршрутов, проведение переговоров о сотрудничестве с азиатскими, ближневосточными и европейскими авиакомпаниями.

Ленар Ринатович, традиционно хочется услышать от вас пожелания коллегам в профессиональный праздник…

– От имени Министерства транспорта и дорожного хозяйства и от себя лично искренне поздравляю коллег и ветеранов отрасли! Благодаря всем вам решаются масштабные задачи по техническому переоснащению магистралей, увеличению пропускной способности автомобильной сети, соответствию транспортной инфраструктуры требованиям времени. Благодарю вас за достойный труд, за преданность своему делу, за ответственность и желаю всем доброго здоровья, благополучия во всем и побольше позитивных эмоций. С праздником вас, уважаемые коллеги!

Спасибо, Ленар Ринатович, за подробное и содержательное интервью! С праздником вас!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя