Дом, где раскрываются сердца

0
52

Татьяна САДКОВА, директор Зеленодольской художественной галереи, заслуженный работник культуры Республики Татарстан

 

 

Художественная галерея города Зеленодольска — настоящий центр духовности, многогранного развития личности, так как здесь не только собирают предметы искусства и демонстрируют их, но и проводят занятия с детьми, организуют поэтические и музыкальные вечера. О создании галереи и ее деятельности — в беседе с ее директором Татьяной САДКОВОЙ.

 

Татьяна Петровна, вы и ваши коллеги собираете по крупицам самое ценное, созданное людьми искусства, и таким образом сохраняете культурное наследие города Зеленодольска.

— Это наша работа. Галерея существует с 2002 года, она была организована по инициативе управления культуры Зеленодольского района. У разных людей разные представления о том, какой должна быть галерея в небольшом городке. Художники давно мечтали о выставочной площадке для своих работ и произведений друзей-художников из ближайших поволжских городов. Задача стояла сложная — в условиях жесткого финансирования создать достойную, богатую экспонатами галерею. Прежде всего, необходимо было сохранить и достойно представить наследие зеленодольских художников. Думаю, мало кто верил, что галерея продержится так долго. А ведь мы работаем уже 12 лет. Некоторые люди скептически относились к возможности существования в Зеленодольске художественной галереи. Когда вывозили первую выставку из Казани, над нами просто смеялись. Однако выставка прошла с большим успехом, получила множество положительных откликов в СМИ, а представители творческой интеллигенции города поддержали на этом сложном этапе старания нашего коллектива.

Но вы-то четко себе представляли, что будете делать?

— Cначала не очень… Приступить к созданию галереи на пустом месте и сложно, и просто, ведь обычно галерея возникает, как Третьяковская, на основе собрания коллекционера. Иногда знаменитый художник, прославив свой родной город, оставляет потомкам свои произведения, как произошло в Елабуге (музей И.И. Шишкина). Создать галерею, не имея в фондах первоначально ни одной картины, — это увлекательное, но достаточно сложное дело. Самое главное, что нам не мешали. Была выжидательная позиция: ну, посмотрим, что же она делать будет. Постепенно сформировались три основные задачи. Первая — пополнение фондов, потому что главная цель любого музея (а художественная галерея — музейное учреждение) — собирать и сохранять предметы искусства для будущих поколений. Поскольку произведения искусства стоят дорого, то понятно, что это труднейшая задача, и она — навсегда, продолжаем ее решать и сегодня, спустя 12 лет. Вторая задача — открытие интересных выставок, чтобы их было много и они были разные. Выставки должны часто меняться, не повторять одна другую. Наша галерея называется не «картинная», а художественная. Поэтому мы выставляем и фотографии, и декоративно-прикладное искусство. Чего мы только за эти 12 лет не пробовали! Впервые именно в нашей галерее представил свои фотоработы Кафиль Амиров. Мы подружились с ближайшими музеями — с Вятским (Киров), Чебоксарским, Йошкар-Олинским, Елабужским, Казанским. Теперь в этом музейном пространстве ощущаем себя полноправными партнерами. Начали делать свои выставочные проекты, которые «путешествовали» по разным регионам. Последний такой проект «Раифа. Отражение во времени» увидели жители пяти городов. Третья задача — создание своеобразной, дружелюбной атмосферы. Любое учреждение культуры должно быть не башней из слоновой кости, а теплым домом, куда могут прийти разные люди и где они будут чувствовать себя комфортно, будут уверены, что их здесь ждут, любят. Чтобы они были не просто посетителями, а активными соучастниками, хозяевами. Для этого мы создали творческие студии, которые называем «От 5 до 70».

Напоминает Дом культуры…

— Не согласна с вами. Галерея — это особый мир, космос. Не сразу понимаешь, что значит жить в этом необычном мире. Я и предположить не могла, что не просто соприкоснусь, а окунусь в омут творчества, из которого и выбираться не хочется… В 1981 году я окончила исторический факультет КГУ. Тогда нам давали хорошее образование, можно сказать, в гуманитарном плане универсальное, у нас была педагогическая практика, археологическая, музейная… Мы проходили практику в Ленинграде, в Эрмитаже. Но тогда я и не мечтала, что появится возможность реализовать себя в Зеленодольске, городе, где родилась. Дело в том, что я долгое время здесь не жила и никак не думала, что пословица «где родился, там и сгодился», проверенная веками, сработает и в моей судьбе.

Считаете, что теперь вы на своем месте?

— Безусловно. Мне друзья, коллеги говорят, что я родилась для этой галереи — настолько это все мое. Я здесь с основания. Думала много, читала, ездила — смотрела, училась, чтобы сделать галерею как можно лучше. Но совершенствованию нет предела, и останавливаться не собираюсь. Мой жизненный девиз: «Если ты хочешь оставаться на месте, нужно бежать, быть в поиске, а уж если ты хочешь двигаться дальше, нужно ставить задачи для себя сложно выполнимые». Я очень люблю творчество Юрия Норштейна, автора «Ежика в тумане», «Сказки сказок», он в одном из интервью сказал, что если хочешь сделать что-то стоящее в жизни, надо ставить невыполнимые задачи.

Какие невыполнимые задачи вы ставите сейчас?

— Ну, одна из них исполняется прямо сейчас, если в своем издании вы публикуете интервью директора маленькой галереи, которая находится на окраине небольшого городка, ведь одна из самых важных задач — чтобы о нашей галерее узнало как можно большее количество людей. Другая архиважная и архисложная задача — обогащение фондов, как я уже говорила. Моя цель в конечном итоге — со временем преобразовать галерею в музей изобразительных искусств здесь, в Зеленодольске. А для этого требуются статусные, богатые фонды. Причем иногда проблема возникает чисто техническая — скажем, как доставить картины из другого города. У меня был такой эпизод: я обучалась на курсах в Санкт-Петербурге, где познакомилась с художником Леонидом Ткаченко достаточно преклонного возраста. Он подарил мне 12 довольно больших по размеру работ. Думаю: как же я их отсюда вывезу? Я одна — и эти огромные тяжелые картины! Но все получилось. В Питере все мои перемещения и «погрузка» в поезд прошли без проблем. А в родном городе, я была уверена, меня встретят, ведь я заранее сообщила. Каково же было мое изумление, когда на станции Зеленый Дол увидела лишь одну мою сотрудницу. Кто знает наш город, тот понимает, что от железнодорожного вокзала до центра добраться проблематично. Все же и это преодолели. Как говорится, было бы желание! Об этих картинах горожанам рассказала Татьяна Витовская, директор филиала ОАО «Татмедиа» в нашем городе, были сделаны прекрасные материалы во всех местных СМИ. Есть неравнодушные люди в Зеленодольске! Хочу рассказать о Рашиде Фатыховиче Галиуллине, он работал директором местной художественной школы в течение 39 лет. Именно благодаря ему в нашем городе есть такое понятие, как «художественная школа» — не просто учреждение, а объединение художников, их наследие. Он был удивительный человек, заслуженный работник культуры РТ, преданный своему делу. Рашид Фатыхович ушел из жизни до открытия галереи, но он знал, что галерея будет, мечтал об этом. Галиуллин оставил нам 26 своих работ. Именно с этого началась коллекция. А.В. Крылов продолжил его дело, он является нынешним директором школы, подарил галерее девять своих произведений, участвовал в реконструкции здания, где сейчас располагается галерея. За 12 лет мы собрали более 200 работ.  

Кого из художников вы считаете самым ярким? Кто наиболее дорог?

— Когда меня спрашивают: вы стали директором галереи, потому что сами художник, — отвечаю: если б была художником, то не встала бы во главе галереи. Людям творческим присущи так называемая «вкусовщина», профессиональная ревность, а мне ни то, ни другое, естественно, абсолютно несвойственно. Я люблю всех. К сожалению, у нас в фондах нет картин мастеров XVII-XIX веков, у нас все работы современных художников. А раз собираем эти произведения — значит, любим. Своим долгом считаем, прежде всего, сохранить для будущих поколений работы зеленодольских художников.

А руководители города принимают участие в жизни галереи?

— Я бы сказала так: относятся с сочувствием и пониманием и не отказывают в помощи. Очень хорошее впечатление оставил глава нашего района Александр Васильевич Тыгин. У него мощная позитивная энергия. Он говорит, что далек от искусства, но, когда ему показываешь какой-то альбом, картины, обязательно отметит лучшие произведения. У него великолепно развита интуиция. Безусловно, он обладает высоким интеллектом. Болеет за город, старается положительно решать проблемы. Это не может не вызывать уважение. А все наши профессиональные вопросы стараемся решать с Сергеем Геннадьевичем Егоровым, руководителем исполкома города, и благодарны ему за готовность помочь. В национальном культурном центре «Казань» в этом году, в Год культуры, состоялась выставка работ Дили Барышевой. Она достойно представила Зеленодольск, мы гордимся тем, что в нашем городе есть такой замечательный художник. Это событие значимое, яркое, ведь организовать выставку в столице Татарстана очень сложно. Сергей Геннадьевич со вниманием отнесся к этому событию, серьезно поддержал, несмотря на занятость.

Татьяна Петровна, в вашем городе всегда культура занимала особое место.

— Да, правда. Особенно активно культура развивалась во время войны. Это не было парадоксом, ведь сюда эвакуировали крупные заводы из Москвы, Ленинграда, Горького (Нижнего Новгорода), а вместе с оборудованием приехали многосторонне развитые люди, образовался серьезный пласт интеллигенции. Представляете, в 1943 году, в разгар войны, открыли музыкальную школу, в 1944-м построили Дворец культуры «Родина». Творческая жизнь никогда не замирала. И до сих пор люди активно участвуют в самых разных мероприятиях. Этому способствует неравнодушная позиция всего состава работников культуры, управления культуры во главе с Д.А. Бечиным. Работает он не так давно, но уже снискал авторитет интеллигентного, знающего и, как теперь говорят, креативного руководителя. Всегда за советом бегу к нему, «разрулит», подскажет, поможет.

А посетителей достаточное количество?

Честно говоря, не всегда. И тут не угадаешь, на кого люди пойдут. Но обязательно много народу приходит посмотреть на работы земляков. Есть, конечно, постоянные посетители, не пропускающие ни одной выставки. Я всегда наблюдаю, как люди смотрят экспозицию: у них одухотворенные, светлые лица. Всегда думаю о том, что именно здесь, в нашем доме, раскрываются сердца навстречу высокому, доброму, вечному… А вообще-то мы сами растим своих будущих посетителей. В наши студии приходят пятилетние дети и занимаются 2, 3, 4 года. Мы надеемся, что, став взрослыми, они не забудут сюда дорогу, приведут своих детей. Ждем их всегда! Уже сейчас это очень благодарные дети, которым все интересно. А первые наши студийцы уже обучаются в вузах Казани, и некоторые из них выбрали творческие профессии. Когда я думаю о них, то вспоминаю любимую притчу.

Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь.

— Боже! Это ты!

— Да, Я, — ответил Бог.

— А что у Тебя можно купить?

— Все.

— Тогда мне бы хотелось купить здоровья, счастья, любви, успеха и много денег!

Бог улыбнулся и пошел за заказанным товаром. Вскоре Он вернулся с небольшой картонной коробочкой.

— Это все?! — воскликнула женщина.

— Да, — ответил спокойно Бог, — разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?

Интересная, глубокая притча… Татьяна Петровна, как вы рассказываете горожанам о предстоящих событиях, об уже прошедших?

— В этом нам помогают местные СМИ: на телевидении, на сайте размещаем анонсы и репортажи с выставок. Обязательно — статьи в газетах «Зеленодольская правда», «Зеленый Дол». Даем информацию в газету «Акцент». К сожалению, у нас нет материальных ресурсов, чтобы печатать огромные баннеры, растяжки, да они, я считаю, в маленьком городе и не нужны, ведь каждый читает местную прессу, смотрит местный телеканал. У нас детская студия работает около десяти лет, мы не даем о начале набора в нее ни одного объявления, а ребята идут. Начинали с десяти человек, сейчас занимаются 100. Город небольшой, и здесь прекрасно с распространением рекламы справляется «сарафанное» радио. Мы активно сотрудничаем со школами. Надеюсь, связь не прервется. Учителя классов, которые посещают нас регулярно, говорят о том, что мальчишки перестали покупать сигареты — копят на посещение галереи. Им интересно здесь. На экскурсиях мы даем интерактив, проводим конкурсы, мастер-классы… Вот только родителям, как правило, некогда идти с детьми в галерею. Жаль, конечно…

Чем порадуете поклонников высокого искусства в ближайшее время?

— Планов много. Думаю, галерея уже заработала авторитет — к нам стали обращаться москвичи. Недавно мне звонили из центра Свибловой (Ольга Свиблова – российский кинорежиссер-документалист, куратор художественных экспозиций, основатель Московского дома фотографии, директор Мультимедиа Арт Музея, академик Российской академии художеств. — Ред.), вначале я даже думала, что розыгрыш, настолько это казалось невероятным, предложили выставку. Надеюсь, сбудется, хотя организация сопряжена с определенными трудностями. Сама звонила в центр Андрияки (Сергей Андрияка — художник-акварелист и педагог, народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, основатель и руководитель школы акварели собственного имени (с 2012 года — Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки). — Ред.) Обещали в начале следующего года (феврале-марте) предоставить нам выставочные работы.

Татьяна Петровна, ваша деятельность заслуживает искреннего уважения и высокой оценки. Удачи вам во всем!

— Как бы трудно ни было, остается надежда. И еще, человек никогда не должен отказываться от мечты, а такая мечта у меня есть. Представляю красивое, просторное, отдельно стоящее здание музея изобразительных искусств Зеленодольска, и это будет дом, где открывается душа и сливаются воедино мелодии многих сердец.

 

Беседовала Светлана СНЕГИРЕВА

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя