Мужское призвание Резеды Ахияровой

0
24

Резеда АхияроваВ прошлом году в программу Международного фестиваля им. Шаляпина впервые(!) была включена опера казанского композитора. «Первопроходцем» стала Резеда Ахиярова со своей оперой на татарском языке «Любовь поэта», посвященной Габдулле Тукаю. Представляем вашему вниманию беседу с композитором о профессии, эстраде, месте женщине в жизни и многом другом…

— Резеда Закиевна, композитор — это больше мужская профессия?

— Раньше это было исключительно мужское занятие, однако, как ни странно, в Союз композиторов республики в последние годы пришло много женщин. Помню, когда я еще в детстве начинала что-то наигрывать, мама мне говорила: «У тебя есть способности, будешь композитором». А я еще спорила, мол, нет, это же мужская профессия. И то верно. Мы знали только Софью Губайдуллину и Александру Пахмутову из российских композиторов-женщин. Мне, кстати, всегда очень нравились ее песни. И у нас еще была в то время Луиза Хайрутдинова. Вот и все имена. Сегодня в республике ситуация меняется. Я даже не знаю, почему. Но в мире это действительно больше мужская профессия. Так же как космонавты, математики, физики в большинстве своем мужчины. Нужны качества, которыми в большей степени обладает сильный пол, а именно: потрясающая целеустремленность, умение выделить главное и стремиться к нему. А всякие женские дела очень сильно отвлекают, даже меня иногда, несмотря на мою собранность.

— А когда вы начали сочинять музыку?

— Я родилась в Башкирии, в деревне Верхнее Ядкеево. Когда мне исполнилось пять лет, родители переехали в Казань. Здесь я окончила музыкальную школу. Училась по классу скрипки, соответственно, родители купили пианино. Помню, когда его привезли домой, мне очень интересен был этот инструмент. Я ведь еще не была на тот момент на концертах, поэтому не знала, как правильно на нем играть. Но в музыкальной школе у всех скрипачей проводились уроки общего фортепьяно. И я стала сочинять музыку, при этом — на обоих инструментах. Позже в школе открылись классы композиции под руководством Лоренса Блинова, я несколько лет занималась у него. Одновременно обучалась в общеобразовательной школе с углубленным изучением немецкого языка со второго класса. Мне нравилось и на скрипке играть, кстати, сборный ансамбль скрипачей, состоявший из учащихся нескольких музыкальных школ, выступал и на правительственных концертах. Так что закулисье оперного театра мне также близко и знакомо с детства.

— Нет ли у вас желания создать новую оперу в ближайшем будущем?

— Опера — очень сложный жанр, думаю, что самый сложный из всех сценических произведений. И после первой работы такого рода сразу приступать ко второй непросто. Я выложилась очень сильно, это повлекло большую затрату жизненных сил, эмоций. Правда, если предложат какой-то очень интересный сюжет для оперы, я откликнусь. А что касается вообще сценических произведений, мне бы очень хотелось поработать в жанре мюзикла, музыкальной комедии, в балетном жанре. Есть у меня такие задумки, которые, надеюсь, осуществятся. По крайней мере, по поводу мюзиклов я уже разговаривала и с драматургами, и с представителями театров, многим это интересно. Но нам нужен не классический бродвейский вариант, необходимо учитывать специфику республики и вообще страны. Мюзикл находится где-то на стыке жанров. Для его создания важно знать и оперу, и более легкие жанры. И когда это все синтезируется, может получиться очень интересный проект.

— Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу популярной музыки у нас в республике. В каком состоянии она находится сегодня?

— Меня в последнее время более интересуют оперные проекты, симфоническая музыка, хотя можно было бы уделять больше внимания развитию татарской популярной музыки, потому что она, как это ни печально, находится на очень слабом уровне. Я даже не могу назвать исполнителей, которые хоть в какой-то степени соответствовали бы международным образцам. Конечно, они могут быть любимы татарским народом, но у меня как композитора, видимо, более высокие требования. Будем надеяться, что «подвижки» в этом направлении все-таки будут.

По-настоящему поп-музыка у нас в республике только-только начала развиваться. Но как-то уж очень медленно это происходит. По крайней мере, какого-то особенного прогресса в ее развитии я не вижу. Но ведь и в целом то, что наблюдается в российской «попсе», производит удручающее впечатление. Даже те композиторы, которые раньше писали красивые душевные песни, например, Давид Тухманов, сегодня, видимо, поставлены в такие условия, что им тяжело «продвигать» такую музыку. Понятно, что непросто получить доступ в средства массовых коммуникаций, прежде всего на телевидение. Этим занимаются продюсеры, а они есть не у всех исполнителей. Знаете, когда-то я сама увлекалась этим жанром. Но в те времена существовал худсовет, который обсуждал песни, и, если они считались хорошими, то попасть на телевидение было просто.

— А какую музыку вы сами предпочитаете слушать в свободное время?

— Конечно, мне нравится классика: оперная, симфоническая. Кстати, с мужем у нас одинаковые предпочтения. Очень люблю музыку Верди, Пуччини, Чайковского. Это три кита, на которых держится мировая оперная классика, по-моему. Музыка этих композиторов настолько прекрасна, что к созданию подобных шедевров нужно стремиться композитору любой национальности. Искусство ведь вне границ. Образцом симфонической музыки для меня является Рахманинов, в нем столько чувства, души, эмоций. Вообще, меня притягивает музыка эмоционально-открытая. Не буду оригинальной, если скажу, что с детства моим музыкальным кумиром является Моцарт. Не удивляйтесь, но меня привлекает еще и классический джаз. Мне даже нравится рок-музыка западных исполнителей, если она по-настоящему качественная.

— А когда и как вы познакомились со своим мужем? Есть ли у вашей семьи свои семейные традиции?

— Мы познакомились с Олегом во время поездки композиторов в Финляндию. После встречались на разных мероприятиях, связанных с музыкой (он тоже композитор) перезванивались, и спустя несколько лет решили пожениться. Что касается традиций… Композиторы тоже не лишены нормальной жизни. Конечно, мы отмечаем все праздники: дни рождения, Новый год, 8 Марта. Религиозные праздники не отмечаем, хотя с уважением относимся и к православию (Олег — православный), и к исламу. А к настоящей семейной традиции можно отнести прослушивание новых сочинений. Поскольку мы оба композиторы, то Олег показывает мне свои сочинения, которые находятся еще в зачаточном состоянии (или уже что-то готовое), так же как и я ему. Нам очень важно мнение друг друга. Это своеобразный худсовет, нередко жесткий, с разбором любой мелочи, но доброжелательный. Такого разбора на других худсоветах не происходит. Иногда ведь и друзьям не все можно сказать, так ведь? А мы с Олегом всегда друг друга правильно поймем. Кроме того, откровенное мнение профессионала для меня всегда очень важно.

— Ваша дочь не пошла по вашим стопам?

— Вообще-то, она училась в музыкальной школе с пяти лет. Но после того как окончила 8 классов, ей захотелось заниматься языками. Она окончила педагогический университет, факультет иностранных языков, англо-немецкое отделение, плюс получила второе высшее — юридическое — образование. Теперь работает советником судьи Конституционного суда. Это, конечно, совсем другая сфера, далекая от творчества, но ей нравится. Однако любовь, привитая к чему-либо в детстве, не проходит бесследно. Моя дочь с удовольствием ходит на концерты классической музыки и в оперный театр. И мои друзья, которые окончили музыкальную школу, но выбрали другую профессию, ходят на все концерты и сопереживают всем событиям, которые проходят в музыкальной жизни нашего города.

— Дискуссия по поводу места женщины в доме и обществе, пожалуй, всегда будет актуальной. Что вы думаете по этому поводу?

— Вы знаете, женщина должна успевать все. Например, я не могу представить ситуацию, что дома не убрано, а я работаю. Это неприемлемо. Если дома что-то не лежит на своем месте, я просто физически не могу работать. Беспорядок в доме — значит, беспорядок в голове, то есть уже начинаешь отвлекаться, раздражаться по мелочам. Поэтому женщина, несмотря ни на какую занятость, всегда должна быть настоящей хозяйкой, содержать дом в достойном виде. Для меня лично семья очень важна. Я несу ответственность и за родителей, которые очень много вложили сил в то, чтобы я стала такой, какая есть, и за семью моей дочери. Пусть она замужем и живет отдельно, но мы каждый день созваниваемся, периодически встречаемся, я держу руку на «пульсе» моей большой семьи. И только если у всех все в порядке, тогда и я могу работать в полную силу. Домашний комфорт переносится на мою работоспособность, способность думать и отдавать себя другим людям через музыку. А чтобы она была красивой, искренней, душевной, нужно, чтобы мысли у композитора были в порядке.

Беседовала Альбина СУЛТАН

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя