НА ПУТИ К ОЗАРЕНИЮ

0
44

 

Альфия ИЛЬЯСОВА – художник, член Союза художников Татарстана, представитель этнофутуристического направления в современном искусстве. Ее работы как бы достраивают мосты в мир прошлого, которое становится зримым, ощутимым, связанным с настоящим и будущим в едином потоке вечности. Это погружение происходит благодаря глубоким символам, используемым аутентичным предметам древности, с помощью запечатленных в картинах знаков истории. Через них зритель приглашается к осмыслению «кодов» самоидентичности, поиску жизненных ориентиров, познанию макромира и человека в нем – микрокосма.

 

Альфия Ринадовна, как вы пришли к своему методу «творческого погружения» в прошлое?

– Когда я была еще молодой девушкой, в начале 1990-х годов, страну стали сотрясать известные события. На фоне этих разрушительных процессов молодежь оказалась без высокодуховных основ жизни. Возникла необходимость определения внутреннего ориентира, и так хотелось найти хоть сколько-нибудь удовлетворительные ответы на вопросы «кто мы?», «откуда пришли?» и «куда, зачем идем?». И вот тогда открылся наглухо закрытый долгие годы шлюз, и в страну хлынул поток разнообразной научной, художественной, философской и духовной литературы. Я погрузилась в это информационное поле, в котором сформировался круг интересов и притяжения – мифология, исламская и античная, христианская и языческая, фольклор тюркских, угро-финских, славянских и других народов Европейского, Азиатского, Африканского континентов.  Но мое сердце открыла, и чему оно принадлежит,  — это исламская культура, которая включает в себя культуру домусульманской Аравии в самом широком ее смысле и значении. Восточное направление стало для меня неким вектором развития  в духовном и творческом смысле. Нам дано счастье прикоснуться к достоянию человечества – Священной Библии и Коране – не отделяя для себя религию ислама от христианства или иудейства, так как все они – звенья одной неделимой цепи духовной эволюции человечества. Разъединять их нельзя, это происходит от невежества либо в темных, самых корыстных целях…

Совокупность всех исторических и личностных событий положило начало циклу  «Образы исламской мифологии», выполненных в графике и живописи, который продолжаю по сей день. На тот момент я много размышляла, советовалась с представителями духовенства, были сомнения, допустим ли образ в исламе? Но находила для себя ответы, изучая искусство миниатюр с изображением, коранических образов в том числе. Один из первых Коранов, который экспонировался в музее ИЗО имени Пушкина в Москве, содержит изображение птиц. Мусульманские ученые и даже богословы нового времени единодушны в том, что прямого запрета на изображение живых существ в Коране нет, «ислам – за красоту». А искусство и есть красота. Очевидно, что в период раннего Средневековья необходимо было отвести взор людей от идолопоклонства, и с этим связан запрет на изображения. Но, например, в Персии, современном Иране, такого табу не было никогда, и до наших дней дошли выдающиеся живописные миниатюры, например, к поэме «Шахнаме». Настоящее культурное сокровище, какое счастье, что оно есть!

В конце прошлого года в Национальной художественной галерее «Хазинэ», позже –  в Музее изобразительных искусств Марий-Эл в Йошкар-Оле, экспонировалась моя выставка «Марьям, срывающая плод», подготовленная в рамках художественного проекта «Образы исламской мифологии». Марьям – единственная женщина, о которой написано в Коране. Иначе – Дева Мария, Мадонна – собирательный образ матери во многих религиях и культурах. «Марьям, срывающая плод» — первое живописное произведение этого цикла, которому уже 35 лет!

На этой выставке представлены не только станковые произведения, но и объемные арт-объекты. В последние годы я открыла для себя формат субмерсивного способа экспозиции, что дословно означает «погружение». Я включаю в экспозицию аутентичные элементы и археологические экспонаты. Кроме того приветствуется тактильный контакт с объектами, что усиливает эффект погружения.  Например, вы можете взять в руки стрелу с подлинным наконечником золотоордынского воина! Держать в ладонях осколки керамических изделий Волжской Булгарии или Крымского ханства…и ощущать неразрывную связь времен. Когда я соприкасаюсь с предметом древности, то обязательно здороваюсь с мастером, и не помеха, что он – житель Х или XIII века!

Наш мир стремительно меняется в связи с появлением глобальной Сети, информационных технологий. Идёт мощнейший поток информации через маленькое «окно в мир», имею в виду гаджеты. Казалось бы, что любую информацию можно получить. Поэтому, как показывает опыт, зрителю на выставке интересно быть не только созерцателем, но и участником творческих процессов, со-творцом с художником! Включая в свои объекты археологические декоративные элементы, изготовленные мастером столетиями раньше, считаю, что у меня тоже есть соавтор этого произведения – мой коллега из Средневековья!

Мне интересно делать экспозиции, в которых присутствуют объемные элементы, есть интерактивность, музыка, запахи… Все это делает выставку более образной, убедительной. А как работать, какие творческие ходы использовать, подсказывает сама природа. Вспоминаю один свой объект, созданный в Болгаре, во время арт-экспедиции,  — это аутентичное корытце, на дне которого я нарисовала булгарскую уточку. Работали мы в палаточном городке Болгарского музея-заповедника, под открытом небом. Это было незабываемо!  Вечером мы сформировали экспозицию в ландшафте. А ночью пошёл дождь, и корытце, наполнившись водой, приняло законченный в смысловом отношении вид. Утром я ахнула: Болгар сам подсказывает, как нужно экспонировать предмет! Это объект стал ключевым в проекте «Уточка, сотворившая мир».

 

 

Вы реализуете свои проекты при поддержке спонсоров? Насколько трудно их найти сегодня художнику?

–  Конечно, нужно быть готовым вкладывать и собственные средства, преодолевать разного рода и материальные трудности. Я очень благодарна Министерству культуры Республики Татарстан за поддержку таких масштабных проектов, как  «Арт-экспедиция. Болгар», «Кочующие свитки. Хабар». Проведение их – результат сотрудничества, диалога художника с государством. Задача первого – донести, а второго — понять. Огромную помощь оказывает Институт археологии РТ, на чьей базе имеют возможность размещаться художники во время «Арт-экспедиция. Болгар». На нее вот уже четыре года, в зимнее или  летнее время, собираются в Болгаре художники из разных регионов, чтобы заниматься исследовательской работой, изучать историю и культуру булгарского и золотоордынского периода. Цель проекта – создание образа Волжской Булгарии.

Что мы делаем там? Погружаемся в слои времени, прежде всего, работаем с информацией великолепного музея Болгарской цивилизации, с научными сотрудниками музея. По мере возможности и осторожно наблюдаем, как работают археологи, делаем зарисовки, собираем материал, создаём произведения изобразительного искусства. Итог – выставка созданных произведений в ландшафте музея (палаточный город, Соборная мечеть, зал музея, Дом богатого горожанина).  Часть произведений по окончании выставки передаётся в дар от художников Болгарскому музею-заповеднику.

Самое главное в данном проекте – возможность находиться в необыкновенном энергетическом поле Болгар. Я не понимаю, какие тут космические законы работают. Кто здесь побывал однажды, непременно возвращается. Я с молодости полюбила всем сердцем это место, пребывание там стало душевной потребностью. Наверное, это генетическая память. Это особенная территория. Считаю, что если художники хотят выразить патриотическую, гражданскую позицию, то один из способов ее проявления – изучать историю и культурное наследие нашего края.

На последней «Арт-экспедиции» произошла показательная история. Приехавший из Болгарии художник Румен Димитров поначалу чувствовал себя растерянным, не знал, за что взяться, писал пейзажи, которые в данном проекте нецелесообразны. Но чем дальше он узнавал об истории Волжской Булгарии, тем лучше себя чувствовал! Румен ощутил гордость за предков, можно сказать, расправил плечи… Он говорил, как болгары переживают из-за своего низкого статуса в Евросоюзе, стремятся полностью перенять европейский образ жизни и забывают о корнях. И под конец экспедиции Димитров создал совершенно замечательную картину – воина на коне. Мы все ахнули от его красоты и торжественности. И предрекли, что наш болгарский друг обязательно найдет что-то в знак одобрения от Волжской Булгарии. Так и случилось, Румен нашел камень с серебряным сплавом и гордо забрал его с собой, уехал домой окрыленным.

В 2016 году я получила благодарность за проект «Арт-экспедиция» из рук Минтимера Шариповича Шаймиева, что стало для меня огромной неожиданностью и честью.

Возвращаясь к вопросу о возможностях для реализации проектов, хочу сказать, что художники многое могут сделать совместными силами, объединяясь в содружества. Мы тоже создали такое содружество с друзьями из Башкортостана и Якутии – группу по продвижению этнокультурных проектов в области современного искусства. Наш совместный проект «Кочующие свитки. Хабар» длится уже 12 лет, он объединил более 150 художников из разных регионов России, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, Турции, Туркменистана. Мы предложили художникам новую форму экспонирования произведений в виде свитка. Выполненные в разных стилистических направлениях, отражающие этническое своеобразие свитки кочуют по странам Евразийского континента, преодолевая пространства в тысячи километров… Очередная остановка будет совсем скоро, в апреле, в Ямало-ненецком автономном округе. Выставка свитков пройдёт как городской фестиваль, с насыщенной программой.

А история этого проекта такова. Будучи на творческой лаборатории ТЮРКСОЙ в Турции в 2005 году, я познакомилась с художницей из Якутии Натальей Николаевой. Вместе мы загорелись идеей организовать выставочный проект, где вместо картин будут использовать свитки – очень удобные и экономичные в перемещении. Планировалось, что участниками станут лишь 15 человек нашей творческой группы. Весть о проекте распространилась. Подключились такие мощные силы, как творческая группа «Чингисхан» из Уфы (руководитель Василь Ханнанов), объединение «Тамга» (руководитель Хамза Шарипов). Наиль Байбурин придумал название «Кочующие свитки. Хабар». Собралась большая выставка и торжественно открылась в 2006 году в Москве с участием Полада Бюльбюль оглы и другими уважаемыми лицами.

Центральная Россия, Поволжъе, Урал, Север, Азия – регионы, которые принимали экспозицию проекта. Движение новых форм в изобразительном искусстве, получившее импульс от осознания единства разделённых пространством культур, формирует некую свою вполне самостоятельную линию судьбы, трансформируется, обновляется. «Кочующие свитки» дали прекрасные побеги – на просторах Севера развиваются свитки Сибири и Арктики. Проект «Кочующие свитки Сибири» перешел границы России, экспонировался на небольших площадках в Польше, Бельгии, Франции и других европейских странах.

Свиток – удивительная форма выражения мысли и чувства, насчитывающая многовековую историю. Свиток – молитвенный ковер, заменяющий путнику храм. Это окно, которое занавешено мечтой, открывающей другой мир. Подвесной мост, связывающий людей и культуры. Письмо с одной единственной фразой «Пойми меня»…

Интересно, что по свиткам нетрудно угадать, из какого региона они прибыли. Например, северные произведения выполнены в монохромном черно-белом цвете. А наши, поволжские свитки, напротив, пестрят красками…

Под впечатлением от выставок, многие художники с воодушевлением восприняли новую систему экспонирования и создания художественных произведений в виде свитка. Например, на Международном этнофутуристическом научно-практическом симпозиуме «Урман артэ», проходившем на родине Тукая в деревне Кырлай Арского района ,художники делали произведения в виде свитков.

Союз художников Республики Татарстан провёл много городских мероприятий с акцией «Свиток мира». Расписывали 100-метровые полотна вместе с горожанами в сквере Баки Урманче, в Кремле, около Чаши «Казан», перед НКЦ, в Актаныше, в Аксубаево. Выкладывали из свитков название «Чатыр-тау» на горе в Азнакаевском районе во время фестиваля в 2017 году.  И всякий раз люди приходят на подобные акции с огромным желанием и воодушевлением. Свиток – это действительно дастархан, за которым собираются друзья. Каждый стремится запечатлеть на свитке символ своей малой родины, региона, народа… А в целом получается настоящий гимн межнациональной дружбе, миру, братству, согласию!

 

 

 

Созданный искренним, не показным чувством…

– – Ради этого живут и работают художники. Я верю в нашу особую миссию, предназначение. Всевышний не просто так  дал нам в руки кисти и карандаш. Мы все когда-то и в каких-то мирах подписали клятву о честной службе на Земле, согласие быть проводниками светлых чувств и знаний, приходящих из «запредельного» путем озарения. Но озарение не случается всегда и легко. Это огромный труд, прежде всего. Это праведный образ жизни, Любовь, Страдание. Конечно, это трудно, требует непрерывной внутренней работы, постоянного самоусовершенствования, ограничений, но в награду получаешь мгновения восторга озарения, приближения к высшему смыслу бытия.

С возрастом становятся главными вопросы: зачем я здесь? Что оставлю после себя? Какую пользу могу принести человечеству? Наша жизнь, как мгновение во временном космическом пространстве. В этот миг нужно успеть доказать своё призвание, внести вклад в нематериальное наследие человечества. Из личного опыта могу сказать, что когда живёшь с осознанием своего предназначения, наступает гармония, всё складывается. Если нужна помощь, то и она приходит. Законы работают. Вот и ответ на вопрос об источниках для реализации творческих проектов.  Если уж ты выбрал путь служения, то сворачивать нельзя. Как только повернул не туда, или подумал нехорошо, связь с творческим потоком теряется. У меня это чётко работает. Я верю в миссию художников, которые в разных уголках планеты открывают новые буквы азбуки совершенного человечества. Это и есть призвание. Я верю в светлое будущее нашей страны и планеты.

 

 

Беседовала Диана ЭЛЬДАРОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя