Портрет, судьба

0
226

 

 

Имя художника Галины Недовизий известно не только в Набережных Челнах, где она живет и творит 30 лет. Она — участник выставок, проходивших в Набережных Челнах, Елабуге, Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Несебре (Болгария), Париже. Ее картины находятся в Государственном музее изобразительных искусств РТ, в Набережночелнинской картинной галерее, в частных коллекциях России, Болгарии, Италии, Словении, США, Франции, Швеции. Ее творческий почерк называют одухотворенной живописью. Не обделяют вниманием талантливую художницу и средства массовой информации, о ней пишут в республиканских и центральных изданиях. Творчеству члена Союзов художников России и Татарстана посвящена книга искусствоведа Ларисы Поляковой «Галина Недовизий. Этюды к творческому портрету» (Казань, 2009).

 

Кисти художника Галины НЕДОВИЗИЙ подвластны многие жанры. Ее пейзажная живопись сродни поэзии и музыке, натюрморты философичны и глубоки, но она отдает предпочтение портрету. Портреты Галины Недовизий отличает возвышенно-романтический подход к модели, сочетание утонченной живописи с глубиной психологической трактовки образа. Талант портретиста привлек внимание ценителей изобразительного искусства Франции в 1995 году, и с тех пор Галина Недовизий ездит в Париж по приглашению Музея лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка. Чем привлекает художника жанр портрета? С чего началось сотрудничество с парижским музеем? Об этом и не только — в беседе с художником Галиной Недовизий.

 

Галина Михайловна, вам в равной степени удаются портреты и современников, и героев прошлых веков. Особенно одухотворенные лица на женских портретах, ими любуешься, их хочется разглядывать. Вы относитесь к модели с любовью, трепетом, даже если прежде ее не знали. Вам не говорили после сеансов о том, что не узнают себя?

— Чаще всего так и бывает. Человек в своей повседневной жизни не видит себя со стороны и не представляет. О себе он думает примерно так, как о нем отзываются родители, одноклассники, его окружение, близкие. Часто эти мнения ошибочны, ему кажется, что он такой неудачливый, бесталанный. И когда он видит себя на портрете, то понимает: он другой, лучше. Даже тот, кто не ладит с законом, готов раскаяться, чтобы думать о себе немного лучше.

Жизнь состоит не только из повседневности, воспитания детей, создания карьеры, но еще и из духовной работы. Что происходит внутри нас, с нашей душой? Бывает, Господь дает человеку богатство, здоровье, а он считает это своей личной заслугой и относится к другим, менее успешным, как к людям второго сорта. Да, он сильный, богатый, смелый, а другие не такие. Если человек может кому-то помочь и не помогает, его крест становится тяжелее. Слабые люди нам и даются на пути, чтобы проявить великодушие, благородство, сострадание.

 

 

Не утрачивает ли жанр портрета свое значение с появлением цифровых технологий?

— Живой портрет и фотография — вещи совершенно разные и не взаимозаменяемые. Фотоаппарат видит по-своему, оптика устроена иначе, чем человеческий глаз. Фотоаппарат выхватывает одну секунду из жизни человека, иногда случайную, и не отражает всей сути личности, глубины. И зеркало тоже не объективно, оно дает перевернутое изображение. Моя задача как художника найти суть в каждом человеке, определяющую его жизненное предназначение. На фотографии он такой, а через пять лет — другой. А на портрете он до конца своей жизни узнает себя. В создании портрета участвуют три стороны: художник, холст и модель. Они взаимодействуют, влияют друг на друга. Бывает, что на холсте рождается образ, отличный от представлений и ожиданий и художника, и модели. Сколько раз писала портрет и ловила себя на чувствах удивления, восхищения.

Работая над образом, вы невольно становитесь психологом, помогаете человеку поверить в себя. Между вами и портретируемым происходит магический процесс, если можно так выразиться. Для того чтобы портрет зажил, вы, наверное, делитесь своей энергетикой, отдаете частичку своей души.

— Были случаи, когда люди, позируя для портрета, излечивались от депрессии, от каких-то недомоганий. Говорили, что у них совершенно изменилась жизнь. Любой человек интересен. Нет двух похожих друг на друга людей, каждый неповторим. Нет в мире ничего интереснее, чем человеческая судьба. Да, конечно, между мной и моделью устанавливается контакт, приступаешь к портрету с хорошим настроем, светлыми мыслями. Во время сеансов позирования слушаю удивительные истории жизни. В них отражается эпоха, судьба. Причем судьба не зависит от исторического времени, в котором человек проживает. Гениальный фламандский живописец Рубенс творил в те времена, когда происходила война, чума выкашивала города… Нам из XXI века даже кажется, что в XVII веке невозможно было выжить. Однако он был блестящим художником, дипломатом, счастливым в семейной жизни. Как глубоко верующий человек каждое утро в четыре часа шел к мессе в церковь и много, плодотворно трудился до конца своих дней.

Для создания портрета непременно нужна живая модель. А для Музея лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, расположенного в предместье Парижа, вам заказали портреты полковых атаманов, ушедших в мир иной. Вас в шутку называют «наш полковой художник». Как пришли к военной теме?

В Париж я приехала в 1995 году по рекомендации Союза художников России и по приглашению президента Международного центра искусств (Cité internationale des arts). Это был подарок судьбы! Мне предоставляли мастерскую для работы на целых два месяца и входной билет во все музеи Парижа. Конечно, я мечтала увидеть Париж, и мечта моя сбылась. Постепенно во Франции расширился круг знакомых. В предместье Парижа Курбевуа размещается Музей лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка. В нем бережно хранится история полка с 1775 по 1922 год. Музей содержится на средства русских эмигрантов. Мое знакомство с казачьим музеем началось с портрета ротмистра князя Трубецкого, который мне заказали для пополнения галереи. Потом последовал портрет генерала Шкуро, высоко оцененный искусствоведом, экспертом по русскому искусству бароном Алексеем Тизенгаузеном. По его рекомендации я выполнила портреты командиров полка XX века, завершив портретную галерею музея. Сложность работы заключалась в изучении и точном воспроизведении исторического материала, в следовании традиционным приемам письма военного портрета.

Более десяти лет ушло на создание портретов офицеров полка. Среди них портрет командира полка Ильи Николаевича Оприца, он к тому же 40 лет являлся хранителем казачьего музея, портрет генерала от кавалерии Митрофана Ильича Грекова, участника русско-турецкой и русско-японской войн, награжденного орденом Святого Георгия. Его имя золотыми буквами значится в Георгиевском зале Кремля. Начиная с XIX века в роду Грековых было 18 генералов. Галерея пополнилась портретами царевича Алексея, командира полка Василия Авраамовича Дьякова, участника Первой мировой войны, атамана Забайкальского, Уссурийского и Амурского войска Григория Михайловича Семенова. Эти люди воевали за Россию, ее государственность и до 1950-х годов жили надеждой вернуться. И сейчас внуки эмигрантов первой волны возвращаются в Россию и вливаются в ее жизнь, трудятся на ее благо. У нынешних россиян патриотизма порой гораздо меньше, чем у тех, кто возвращается.

 

Какой портрет интереснее писать: с натуры, когда человек позирует, или с фотографии?

Несомненно, портрет с натуры получается глубже, богаче, живее, с большим сходством. Люди позируют с удовольствием, поскольку редко выпадает возможность побыть наедине с собой, неспешно поразмышлять над прожитой жизнью. Часто огорчаются, когда сеансы заканчиваются.

Портреты удивительным образом сохраняют живой облик давно ушедших людей. В музеях мы можем встретиться взглядом с человеком, который жил 500 лет назад, и портрет расскажет о нем гораздо больше, чем его мемуары или воспоминания современников. Кто разгадает загадку притягательности, например, девочки с персиками Валентина Серова?

Спасибо, Галина Михайловна, за интересный рассказ. Желаем вам творческих успехов!

Беседовала Сания САФИНА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя