СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ

0
75

 

Она вступает в беседу не только с помощью слов. Красноречиво говорят блестящие глаза лазурно-небесного цвета, интонации мелодичного голоса, улыбка, при появлении которой вокруг словно зажигаются сияющие огоньки. Виртуозно и легко берутся крутые вершины сложных тем, что сразу выдает в Ирине ЩЕЛКОВОЙ, педагоге Детской музыкальной школы №5 г. Казани, представителя учительской профессии. И вот ты уже вовлечен в волшебный процесс обучения игре на скрипке, начинаешь лучше понимать ее и любить благодаря рассказу женщины, которая посвятила музыкальной педагогике 36 лет своей жизни…

– Скрипка – настоящий учитель в жизни, – говорит Ирина Петровна, – этот инструмент помогает увидеть и понять красоту мира, познать правду. Нельзя извлечь чистый скрипичный звук без предельной внутренней честности. Занимаясь с инструментом, человек вынужден постоянно размышлять, он всесторонне развивается.

Но как же склонить юное создание к этому, без преувеличения, титаническому труду?

– Конечно, передо мной, педагогом музыкальной школы, стоит непростая задача – приняв под руководство шестилетнего ребенка, пройти с ним вместе восемь классов обучения, программу, построенную на мировой классике. Как научить понимать и ценить Бетховена, Гайдна, Вивальди, как побудить к тяжелой работе (а струнно-смычковое искусство – это действительно непрекращающийся труд)? Этого возможно добиться только через любовь и доверие к учителю. Мой консерваторский преподаватель, профессор Марат Гакифович Ахметов, с которым постоянно поддерживаем связь, за время обучения ни разу не произнес: «Вы не готовы к уроку». Мудрый наставник находил иные слова: «Попробуйте снова, у вас получится». Отсюда, из школы большого мастера, система работы, которой я придерживаюсь. В основе ее – вера в талант каждого ученика.

Ирина Петровна, вы пришли в ДМШ №5 еще студенткой Казанской консерватории в 1980 году. Что же помогло за столько лет работы избежать профессионального выгорания?

– Когда заканчиваешь работу с выпускным классом, вовсе не чувствуешь «финала». Потому что уже поступили новые ученики, и они тоже успели стать твоими родными. Часто думаю о своем поколении: если не мы, то кто? Так уж нас научили – делать что-то одно, но очень хорошо! Половина учеников моего класса – лауреаты конкурсов различного уровня, в том числе международного. Немало выпускников сделали игру на скрипке, преподавание делом жизни. При этом самой главной своей задачей считаю воспитание хороших, порядочных людей с развитым вкусом и открытым сердцем.

Говоря же о непосредственно творческой работе, могу сказать, что недавно совершенно незапланированно на свет родились два сборника пьес моего сочинения. Как это произошло? Проводя время с маленькими внуками, я сочиняла мелодии и непроизвольно перекладывала на скрипичный регистр. После чего появилось желание воспроизвести эти произведения с учениками. Коллеги настояли: сделай сборник из 10 произведений! Так родилась первая часть «Музыкальной карусели» – пьес для скрипки, предназначенных к исполнению младшими классами. Этот сборник, в записи которого приняла участие композитор и пианистка Гульнара Беляева, получил оглушительный успех! Произведения из него сейчас играют в разных музыкальных школах Казани и других городов. В прошлом году увидела свет и вторая часть «Музыкальной карусели» – для среднего и старшего возраста. Обработку сделал талантливый и самобытный Ильгам Байтиряк, член Союза композиторов РТ. И снова диски распространились молниеносно. Сегодня я получаю весточки даже из США, Арабских Эмиратов о том, что мои произведения исполняются. Счастлива, что они «ушли в народ». Даже Савелий Маркович Шальман, по учебникам которого мы занимаемся, увез с собой в Петербург из Казани эти сборники, дал им высокую оценку.

 

 

Закономерно, что столь длительная профессиональная жизнь привела к рождению авторских произведений.

– Чем дольше работаешь, тем больше тебе по силам сделать. Помогают наработанное мастерство, свои профессиональные секреты. И в то же время не покидает чувство, что я так мало знаю! С радостью посещаю мастер-классы, лектории, курсы повышения квалификации. Ориентируюсь на мастеров, таких как профессор Московской консерватории Михаил Аронович Готсдинер. Он – бездонный кладезь прибауток, пословиц, стихов, которыми «приправляет» свои уроки. Вот это высший пилотаж!

Ирина Петровна, есть ли у вас кредо?

– Думаю, оно в том, чтобы жить сегодняшним днем. По-настоящему важно внутреннее состояние, желание как можно больше успеть. Отказываюсь даже помышлять о болезнях, замедлять темпы. Я нужна своей семье, ученикам, молодым коллегам, которым хочется передать опыт. Впереди столько интересного и прекрасного! Знаю это точно.

 

Беседовала Диана ГАЛЛЯМОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя