«БЕЗУМСТВА» LA PRIMAVERA ПРОДОЛЖАЮТСЯ!

0

 

«Три безумных дня» — так называется престижный международный музыкальный фестиваль. В июле нынешнего года он пройдет в России, в Екатеринбурге, и среди приглашенных участников — Казанский камерный оркестр La Primavera. А в сентябре коллектив пересечет страну по маршруту Транссибирской магистрали. Смелость и творческая фантазия маэстро Рустема АБЯЗОВА не перестают удивлять. За это все и любят неподражаемый оркестр.

 

Рустем Юнусович, недавно вы торжественно закрыли IV международный фестиваль Larte del arco («Искусство смычка»), на котором выступили музыканты с мировым именем. Зарубежные солисты всегда охотно принимают ваши приглашения?

— Не успел пройти четвертый фестиваль, как мы уже начали формировать программу пятого. И, естественно, встал вопрос, кого приглашать. Зарубежные музыканты с удовольствием приезжают в Казань, если не заняты во время проведения мероприятия. А в этом случае, как правило, говорят: «Пожалуйста, пригласите нас в следующий раз». Открою маленький секрет. На нынешнем фестивале должен был выступать американский музыкант Каталин Ротару, который на сегодняшний день считается контрабасистом номер один в мире. Но за два месяца до предполагаемого приезда он сильно повредил руку. Когда Ротару приносил свои извинения за то, что не приедет, я шутя написал: «Простим вас, если дадите согласие участвовать в следующем фестивале». И он сразу дал добро. Надеюсь, что здоровье Каталин восстановится и долгожданная встреча состоится. Так же, как и со скрипачом Жилем Апапом, который отложил свой визит к нам до осени. Двенадцатого октября будем вместе с этим всемирно известным музыкантом открывать новый концертный сезон!

Значит, единственная проблема — крайне насыщенный график востребованных солистов?

— Именно так. И, конечно, не безграничные финансовые возможности Минкульта республики, который финансирует приглашения солистов на фестиваль. Нужно оплатить соответствующий гонорар, стоимость перелета и проживания, а это, как вы понимаете, достаточно крупные суммы. Признаюсь, часто наши гости соглашаются на значительно меньшие гонорары, чем те, к которым они привыкли… Бывают и уникальные случаи. Так, легенда скрипичного искусства ХХ века, индийский музыкант Субраманиам (он уже пребывает в почтенном возрасте) приехал на третий фестиваль L’arte del arco без гонорара, попросив лишь оплатить расходы для его сына и ударника.

Чем же объясняется такой энтузиазм гостей?

— Приезжают настоящие музыканты, которые в искусстве не только потому, что оно позволяет им достойно существовать. Эти талантливые люди очень любят музыку, радуются возможности поиграть с новым коллективом (конечно, заранее оценив его). И им доставляет удовольствие посещать незнакомые ранее места. Так, Субраманиам до приезда в Казань бывал в России только один или два раза, в Москве и Санкт-Петербурге. Ему захотелось увидеть восточный город центра России, и я очень этому рад, потому что только благодаря стечению таких замечательных обстоятельств мы можем представлять Казани выдающихся музыкантов.

Часто ли вы получаете ответные приглашения?

Убедился на практике: в других странах никто не занимается не своим делом. Для того чтобы пригласить оркестр, нужно быть, по меньшей мере, музыкальным концертным агентом, если не представлять целый продюсерский центр, специализирующийся именно на организации концертов. Музыкант, каким бы выдающимся ни был, за редкими исключениями, не станет заниматься приглашениями…

Значит, это больше особенность российского истэблишмента…

— Именно. Яркий пример — Денис Мацуев, солирующий пианист и при этом организатор фестивалей, концертов. И таких музыкантов в России достаточно много.

Вы в этом отношении тоже демонстрируете хороший пример.

— Это мое основное дело как директора концертной организации, руководителя административной группы. После того, как три года назад оркестр La Primavera стал автономным учреждением культуры, самостоятельной организацией, у нас появились возможности осуществлять масштабные проекты. Неслучайно фестиваль L’arte del arco начался именно в 2013 году.

Как часто проходят гастроли оркестра?

— Зарубежные поездки — примерно раз в год. Зато участились гастроли по России. За последнее время оркестр посетил такие дальние города, как Калининград и Красноярск. В сентябре нынешнего года готовимся совершить масштабный вояж по Транссибирской магистрали. Этот проект выиграл федеральный грант — один из 10 (!) на всю Россию. Когда я узнал о конкурсе, то задумался: чем же может удивить Москву камерный оркестр? Покопался в Интернете и обнаружил, что грядет 125-летие с начала строительства Танссиба. Я же, в свою очередь, всегда мечтал устроить гастрольную поездку по необъятной Сибири… Ухватился за эту идею, придумал  название «Музыкальный маршрут Транссиба». Так как 2016-й объявлен Годом российского кино, решил создать соответствующую программу, тем более что недавно, в декабре, у нас состоялся замечательный «Вечер в формате немого кино». Так сложился грантовый проект — 13 концертов в крупнейших городах Транссибирской магистрали. И он победил! Сейчас ведем активную подготовку, волнуемся за организационные моменты. Надеюсь, что денежные средства поступят на счет вовремя. Если все сложится по плану, мы прилетим во Владивосток и далее поедем по железной дороге из города в город, давая концерты…

Ваши «придумки» восхищают!

— Спасибо. Действительно приятно, когда какая-то идея находит отклик в умах и душах и любителей музыки, и уполномоченных в сфере культуры лиц. В прошлом году оркестр получил грант от Министерства культуры республики. «Мелодии для мобильников» — именно так называлась программа, в рамках которой мы дали 20 концертов для школьников сельских и отдаленных районов Татарстана. Когда я защищал этот проект перед комиссией, по первой же реакции было понятно, что грант будет поддержан — он пойдет на нужное дело. Каждый раз, когда мы выходили на сцены залов сельских клубов, домов культуры, местных школ, видели людей, которые никогда не слышали классической музыки ни в живом, ни в каком-либо другом исполнении… 21-й бонусный концерт в селе Сахаровке Алексеевского района вызвал ажиотаж. Было много СМИ, даже телеканал НТВ приехал и снял очень интересный репортаж. Возможно, мы поставили не точку, а запятую в этом проекте. Конечно, коллективу было тяжело. Три выезда по четыре дня, и каждый день — по два концерта. То есть за один выезд мы давали по восемь концертов, кочуя по сельским дорогам. Это непросто, но я считаю, что мы сделали большое дело. Согласитесь, когда ребенок, не приученный к классической музыке, включает телевизор и случайно наталкивается на исполнение классики по «Культуре», он, скорее всего, переключит на другой канал. А наше живое исполнение ребята слушали.

Какой репертуар вы играли?

— Каждый концерт я начинал с анекдота. «Вован, ты не знаешь что такое Моцарт, Вивальди, Бах? В ответ: «Да ты что, это же те реальные пацаны, которые для наших мобил музыку пишут!» Все хоть раз в жизни слышали из  мобильников кусочки произведений Моцарта, Баха, Бетховена. А мы играли эти произведения в том виде, в котором они должны звучать. Исполняли только классику.

Рустем Юнусович, откуда вы черпаете силы для проведения социально значимых проектов?

— Я знаю — они нужны людям.

Вы всегда уделяете много внимания работе с детьми и молодежью.

— Если не прививать хотя бы какими-то способами детям любовь к классической музыке, что из них вырастет? Другое направление — помощь одаренным людям с ограниченными физическими возможностями. Кто, как не я, не оркестр, должны с ними сотрудничать? И потом, работать с такими музыкантами — нисколько не обуза. Мальчик Алексей Романов, лишенный рук, играет на рояле. Его исполнение не может не тронуть. Много раз мы с радостью приглашали Алексея выступать с нами. Подружились с ребятами из трио «НеЗаМи» — воспитанниками казанской школы №172 для незрячих детей. В ближайший концерт 11 мая пригласили по-настоящему высококлассную певицу Нафсет Чениб. Говорю так безо всяких скидок на то, что Нафсет практически лишена зрения. Она — заслуженная артистка Адыгеи, актриса МХТ имени Чехова, лауреат международных и всероссийских конкурсов. Это настоящий профессионал. Скажу более. Когда люди, лишенные зрения, достигают в своей области деятельности высот, они многим превосходят здоровых людей, потому что их исполнение музыки пронизано неутихающей внутренней болью. Если вслушаться в Стиви Уандера, эту боль можно услышать даже в мажорных произведениях.  Нафсет — очень коммуникабельная, открытая, мобильная и абсолютно самостоятельная (мы общаемся и по мэйлу, и по телефону) молодая женщина. При этом ее пение всегда обладает особой трогательностью.

Которая обогащает душу слушателя…

— Безусловно. Этим исполнителям есть, что рассказать. В январе 2015 года осуществилась еще одно мое давнее желание — мы дали концерт в колонии для несовершеннолетних. Оркестр очень ждали. Сказали, что театры там еще бывают, но музыкальный коллектив — в первый раз. Состоялся полноценный часовой концерт перед 50-ю малолетними преступниками. Я сказал оркестрантам до начала: «Ребята, если хотя бы один из них после освобождения захочет пойти на концерт классической музыки, значит, мы пришли не зря». После выступления пятеро парней остались помочь нам сложить вещи. Я спросил: «Понравилось ли вам?» И двое из пяти сказали, что обязательно пойдут на концерт снова.

Рустем Юнусович, как вы оцениваете престиж музыкальной культуры в обществе?

— Интерес к классической музыке возрастает. По крайней мере, мне так кажется. Народ устал слушать попсу. Но, увы, снова помешал финансовый кризис — людям стало трудно покупать билеты. Это касается не только нас, но и всех творческих коллективов, учреждений культуры. Публика, слушающая классику (которая всегда немногочисленна), вынуждена выбирать, куда пойти: на Шаляпинский или на La Primavera, на концерт или в драматический театр…  Приходится экономить.

И поэтому вы создаете программы, одна оригинальнее другой?

— Да. Потому что убежден: чтобы сегодня привлечь зрителя, недостаточно дать просто хороший академический концерт. Да, безусловно, есть определенное число слушателей, назовем их элитой, которые будут ходить на академические концерты. Но с каждым годом этот круг людей сужается.

Кроме того, вам и самому нравится пробовать и осваивать новые стили, жанры, формы подачи материала, верно?

— Конечно. Экономический расчет никогда не стоит на первом месте. Более того, скажу, что есть концерты, о которых знаем заранее: они будут убыточны. Но нам настолько интересно их играть, что идем на это.

Что вы делаете для того, чтобы сохранить и повысить уровень исполнительского мастерства оркестра?

— Для этого, прежде всего, коллектив должен состоять из оркестрантов, которые любят музыку и готовы добиваться в этой области высот. Репетировать сколько нужно, разучивать сколь угодно много произведений… Конечно, важно направить коллектив в правильное русло, чтобы мы вместе делали одно дело. Играть с выдающимися музыкантами, о чем мы говорили, — тоже большой стимул. Так же, как и гастрольные поездки. Вот совсем недавно прозвучал звонок из Екатеринбурга. Там летом пройдет интересный и престижный международный фестиваль «Три безумных дня». Он начинался во Франции и первые годы назывался «Три безумных дня в Нанте». Потом фестиваль стал разрастаться, приезжать в разные города мира. В сентябре прошлого года его впервые приняла России. За такой по-настоящему безумный проект не взялся никто, кроме Екатеринбурга, его знаменитой филармонии во главе с Александром Колотурским и потрясающего симфонического оркестра во главе с Дмитрием Лиссом. Екатеринбургская музыкальная инфраструктура, созданная 20-25 лет назад, — одна из сильнейших в мире. За три дня прошло 96 концертов для 24 тысяч зрителей. И в этом году 8-10 июля Екатеринбург проводит второй фестиваль, желая довести число зрителей до 30 тысяч. К чему я это рассказываю? Организаторы позвонили и сказали, что хотят пригласить La Primavera. Однако наше право на участие нужно доказать основателю и художественному руководителю фестиваля Рене Мартену, который уже наметил два камерных оркестра — претендентов из Польши и Москвы. Так вот екатеринбуржцы полетели во Францию, включили ему наши записи, показали информационные материалы. И он принял решение пригласить нас. За три дня нам предстоит дать восемь концертов, построенных на абсолютно новых программах. 7 июля мы должны приехать в Екатеринбург. На репетицию — только вечер и утро восьмого… Знаю, что это будет очень трудно. Но разве можно было отказаться?!

Все это говорит о том, что в России казанский оркестр La Primavera знают и любят.

— Так же, как и мы любим свою публику.

Спасибо за это. И за наш разговор.

— Спасибо вам. Всегда рад новым встречам!

 

Беседовала Диана ГАЛЛЯМОВА 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя