Евгений БЫЧКОВ: Я так и остался «шестидесятником» по духу

0

Евгений Бычков

 

Радиоведущего и рок-критика Евгения БЫЧКОВА знают и любят уже несколько поколений русскоязычных меломанов. Его увлекательные познавательные радиопередачи, посвященные классическому рок-н-роллу и блюзу, пользуются неизменной популярностью среди слушателей всего мира.

 

Евгений Бычков «заболел» рок-н-роллом еще в 70-х годах, как и большинство людей его поколения, услышав композиции Beatles. С тех пор музыка остается главным увлечением и смыслом его жизни. В 90-е годы он вел на независимой казахстанской радиостанции «Радио Макс» передачи, приобщавшие слушателей к хорошей музыке. С 1997 года Евгений Бычков вместе с семьей проживает в Канаде, где по-прежнему занимается любимым делом: преподает музыку в музыкальной школе Mississauga School Of Music, ведет ток-шоу на русской радиостанции Торонто RadioPlus и готовит три еженедельные передачи для казахстанской радиостанции «Тенгри FM»: «Битлз Форева!», «Блюз по пятницам» и «Две жизни спустя».

 

Евгений, я «наткнулся» на ваши передачи случайно и с тех пор стал их постоянным слушателем. Не устаю удивляться вашей музыкальной эрудиции и работоспособности. Не тяжело ли вести три еженедельные передачи подряд, да еще и «копать так глубоко», находя постоянно что-то новое в давно, казалось бы, знакомой музыке?

— В этих передачах я копаю не так уж глубоко. Вот в цикле «Девятый Архипелаг» действительно старался объять необъятное и рассказать о героях цикла максимально подробно и оригинально, откапывая по-настоящему редкие и эксклюзивные материалы. Форматы «Битлз Форева!», «Блюз по пятницам» и «Две жизни спустя», увы, этого не позволяют. Однако я доволен и тем, что есть. Не испытываю никакой усталости от своих передач. Кстати, некоторые из них, например, «Блюз по пятницам», были созданы еще в 90-х годах и имели успех в Алма-Ате. Через несколько лет после того, как я окончательно перебрался в Канаду, представители казахстанской радиостанции «Тенгри FM» предложили мне снова войти в знакомую колею, и я, конечно же, согласился. Приятно, что теперь благодаря Интернету эти программы могут услышать все желающие.

Читая мемуары наших рок-легенд, поражаешься тому, насколько колоссальное влияние в юности оказал на них зарубежный рок. Вам посчастливилось застать золотую эру рок-н-ролла, когда музыка действительно многое значила и воздействовала на сознание миллионов молодых людей. Какие воспоминания связаны с этим временем?

С удовольствием вспоминаю эти времена. Вряд ли нынешняя молодежь может представить себе, какой кайф мы испытывали, когда в первый раз слышали новые пластинки Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath… Конечно, их в те годы было не так-то просто достать, да и стоили они недешево, но радость от прослушивания винила не шла ни в какое сравнение с затраченными нами усилиями и деньгами. Музыка была не просто увлечением, мы фактически жили ею. И некоторые, как я, например, так и остались заядлыми меломанами и «шестидесятниками» по духу.

 

 

Почему, по-вашему мнению, в наши дни рок-н-ролл практически утратил значение, которое имел в 60-70-е годы прошлого века, и, что греха таить, в основном стал уделом «ностальгирующих» пенсионеров?

Очень сложный вопрос. Я думаю, что, во-первых, на Западе постепенно сгладились социальные противоречия, которые служили питательной средой для рок-н-ролла. Во-вторых, с ростом популярности неизбежно произошла и коммерциализация рок-музыки, которая, в конечном счете, привела к существенному снижению ее творческого потенциала, в-третьих, с появлением компьютеров и всевозможных гаджетов у людей появилось больше способов для самореализации и альтернативного самовыражения. Фактически в наши дни Интернет играет ту же роль, что и раньше рок-н-ролл. Хотя и не несет в себе, увы, никакого творческого заряда.

Впрочем, меня больше занимает вопрос, что все-таки повлияло на такой беспрецедентный, я бы сказал, революционный взлет рок-музыки в 60-е годы, когда одновременно появилось сотни групп и артистов, чьи альбомы до сих пор распродаются огромными тиражами? Ни до, ни после музыка никогда не имела такого огромного значения и не оказывала такого влияния на людей. Может быть, дело в уникальном смешении «черного» и «белого» стилей, может быть, в особой атмосфере того времени. Не знаю. Но, то, что в основе культурной революции на Западе во второй половине ХХ века лежал рок-н-ролл, у меня лично не вызывает сомнения.

На радиостанции «Эхо Москвы» уже более 20 лет идет передача «Битловский эфир» Владимира Ильинского. Интересно узнать ваше мнение о ней. 

— Конечно, с этой передачей я знаком и раньше регулярно ее слушал. Передача добротная. Импонирует увлеченность и преданность Владимира Ильинского «битловскому делу», однако с недавних пор замедленный ритм «Битловского эфира» перестал меня удовлетворять. Хочется какой-то динамики. Впрочем, это мое субъективное мнение.

В 1989 году вам удалось одному из первых в Советском Союзе лично пообщаться с Полом Маккартни во время живой трансляции радиопередачи «Бабушкин сундук» Русской службы Би-Би-Си? Какие впечатления остались у вас от этого эфира?

— Для меня это событие с большой буквы. В то время я работал ведущим музыкальных программ молодежной редакции Казахстанского радио. В конце января 1989 года мы узнали, что Русская служба BBC планирует сделать эфир с участием самого Пола Маккартни, предоставив советским радиослушателям уникальную возможность лично пообщаться с экс-битлом. Конечно же, мы не могли себе позволить упустить этот шанс, и, к счастью, после всех сложностей (плохая слышимость, помехи, длительное ожидание) наши старания увенчались успехом.

Все ваши программы посвящены зарубежной музыке. Не хотите ли сделать программу о русском роке, или вы не считаете его значимым культурным явлением?

— Напротив, я думаю, что русский рок, особенно в 1980-е — первой половине 90-х годов оказал огромное влияние на нашу культуру. Для нас он значил не меньше, чем зарубежный рок-н-ролл. Что касается передач, то в данный момент я не вижу в этом смысла, так как не хочу повторяться. О русском роке и так выходит достаточно много интересных книг, теле- и радиопрограмм, вряд ли я смогу добавить к этому что-то новое. Кстати, в свое время благодаря дружбе с музыкальным критиком Артемием Троицким и режиссером Рашидом Нугмановым (именно он снял культовый фильм «Игла» с Виктором Цоем) мне удалось познакомиться и пообщаться практически со всеми легендами русского рока: Цоем, Башлачевым, Кинчевым, Гребенщиковым, Макаревичем, Бутусовым, Шевчуком, Майком. Троицкого, с которым мы дружим с 70-х годов, я считаю своим главным учителем и в жизни, и в профессии. Он невероятно деятельный и самобытный человек.

 

 

Кто из рокеров произвел на вас наибольшее впечатление?

Трудно выделить кого-то одного. Все наши рокеры тогда были на пике творческой формы и, что самое главное, еще не успели «забронзоветь», что делало общение с ними особенно интересным и запоминающимся. Разве что Андрей Макаревич выделялся на общем фоне своей закрытостью и демонстративным дистанцированием от собеседника. Зато я довольно близко подружился с Борей Гребенщиковым, которого считаю одним из талантливейших поэтов и музыкантов своего поколения. Запомнилось, конечно, общение с Витей Цоем в период его съемок в фильме «Игла». В те времена он и Рашид Нугманов регулярно заходили ко мне в гости в Алма-Ате, и мы вместе смотрели фильмы-вестерны. Его внезапная смерть по-прежнему остается для меня болезненной темой. Сколько всего он еще мог бы успеть, если бы не эта дурацкая поездка!

Многие считают, что Цой предчувствовал свой ранний уход из жизни и его песни с «Черного альбома» — это своеобразное прощание.

— Категорически с этим не согласен. Ничего он не предчувствовал. Наоборот, был полон всевозможных планов и идей. Они с Рашидом уже вовсю обдумывали следующий совместный фильм. Просто зная, что случилось, теперь легко домысливать и подгонять все под случившееся.

Вот с Александром Башлачевым другой случай. Он действительно в последние годы пребывал в глубокой депрессии и страдал от творческого кризиса. И все равно невозможно осознать, насколько же плохо ему было, если в расцвете лет решился на этот отчаянный шаг (Александр Башлачев выбросился из окна восьмиэтажного дома в возрасте 28 лет.- Ред.). СашБаш был, без преувеличения, абсолютным гением. Помню, как я был поражен, когда увидел его после выступления в Алма-Ате. Все пальцы Башлачева были разбиты в кровь — с такой бешеной самоотдачей он играл. Уже потом я узнал, что он так же выкладывался на каждом своем концерте. Я счастлив, что мне довелось пообщаться с этим уникальным человеком.

Евгений, не собираетесь ли в будущем написать книгу мемуаров. Думаю, многим любопытно будет ее почитать.

Не знаю… Жизнь настолько разнообразна и интересна, что пока не до мемуаров. Может быть, в старости, и то не уверен.

И напоследок, что бы вы пожелали читателям «Элиты Татарстана»

Желаю всем мира и любви. Помните, что «в конечном итоге любовь, которую ты отдаешь, равна любви, которую ты получаешь».

 

Беседовал Фарид ХАЙРУЛЛИН

Фото из личного архива Евгения Бычкова

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя