Когда музы молчат…

0

 

Актеры, правьте ремесло,

Чтобы от истины ходячей

Всем стало больно и светло!

Александр Блок

 

 

 

Церемония вручения премии «Тантана»

 

 

Александр ВОРОНИН,

председатель Казанской городской организации Союза российских писателей, руководитель секции театральной критики СТД РТ:

— Ушедший театральный сезон, по моему мнению, войдет в историю по крайней мере тремя значительными событиями. В апреле в селе Большая Атня был создан Атнинский государственный драматический театр. Придание народному коллективу, в репертуаре которого сегодня пять спектаклей, статуса государственного Президент Татарстана Рустам Минниханов подкрепил вручением ему сертификата на 1 миллион рублей – на улучшение материально-технической базы, а также обещанием, что после открытия универсального спорткомплекса в райцентре Дом культуры полностью перейдет театру. В этом году впервые прошла церемония вручения национальной театральной премии «Тантана» («Триумф»). Хочется верить, что она станет в Татарстане престижной и значимой. Наконец, в феврале на XV съезд Союза театральных деятелей Татарстана, который проходил с участием народного артиста России, председателя СТД России Александра Калягина, был избран новый председатель Союза театральных деятелей РТ – Фарит Бикчантаев и новый состав правления. С тех пор в Союз театральных деятелей Татарстана вступили 45 новых членов – почти 10-процентный прирост численности в основном дала молодежь! Одним словом, в СТД приходит новая жизнь – и это, наверное, лучшее, что принес уходящий сезон.

 

Наш музыкальный: от «Лючии ди Ламмермур» до «Анюты»

Татарский академический театр оперы и балета им. М.Джалиля всегда стоит несколько особняком. Может быть потому, что опера и балет — искусства особые, не для любого зрителя. В этом сезоне театр порадовал замечательными премьерами, на высоком уровне, как всегда, прошли Нуриевский и Шаляпинский фестивали. Словом, стабильно и интересно. А еще музыкальный у нас — единственный.

 

Татьяна МАМАЕВА,

театральный критик, редактор отдела культуры (газета «Время и Деньги»):

— Для Татарского академического театра оперы и балета сезон начался в сентябре с ударной премьеры оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в постановке Михаила Панджавидзе, который в последние годы плодотворно сотрудничает с казанским театром. Режиссер переписал либретто. И правильно сделал: скучная и довольно-таки бледная история Ламмермурской несчастной невесты, которая меня, например, никогда растрогать не могла в силу отвлеченности и слабости либретто, вдруг превратилась в современный триллер с участием офисного планктона, сисадминов, топ-менеджеров и т.д. Режиссер выстроил на сцене идеальный мир людей-машин. Спектакль получился очень интересным, и я полагаю, что если в этом году его выдвинут на фестиваль «Золотая Маска» и не будет никаких закулисных игр, то это 100-процентный качественный «масочный» спектакль. Шаляпинский фестиваль в ушедшем сезоне был очень стабилен, с хорошим составом солистов, с великолепной премьерой «Кармен» Жоржа Бизе. Самую, пожалуй, популярную оперу мирового репертуара, которую, говорят, исполняют даже на японском, поставил балетмейстер Георгий Ковтун. Если сравнивать две премьеры, то они совершенно разные – постановка Ковтуна более академичная, она в большей степени восходит к самой новелле Проспера Мериме, чем традиционные постановки «Кармен». Эти два спектакля – как два кита, на которых базировался сезон. Если говорить в целом о Шаляпинском фестивале, то, я думаю, что мы уже не замечаем, насколько серьезная задана планка. Ни в одном региональном театре нет такого высокого уровня приглашенных солистов. Но все же уровень театра определяют не приглашенные артисты, потому что сейчас при наличии средств можно пригласить кого угодно, другой вопрос – в какой спектакль солист внедряется, каков исполнительский уровень труппы в целом. Здесь нужно отдать должное оперному – у нас хороший кордебалет, хор, оркестр и менеджмент, что позволяет приглашенным звездам выглядеть органично в топовых спектаклях и достойно представлять лучшие образцы мирового искусства. То же самое можно сказать о балетных спектаклях и Нуриевском фестивале.   

 

 

  

 

«Кармен» (постановщик Г.Ковтун)

 

 

Владимир ГОРШКОВ,

балетный критик, профессор, декан факультета хореографического искусства КГУКИ:

— Каждый сезон в театре состоит из нескольких слагаемых, кроме, разумеется, текущего репертуара: гастроли, фестивали и премьеры. Ежегодно театр оперы и балета ездит на гастроли, специально готовит репертуар, договаривается с антрепризой. Регулярность поездок в Европу говорит о востребованности и достойном уровне, на котором выступают наши артисты. Что касается фестивалей, то, разумеется, каждый год есть свои плюсы и минусы, они проходят не всегда так, как хотелось бы, поскольку трудно заполучить лучших солистов, которые всегда нарасхват. Как правило, новых имен немного – обычно это артисты, которые уже приезжали. Так было и в прошедшем театральном сезоне на Нуриевском фестивале. Тем не менее, и в этом году казанский зритель мог открыть для себя новые имена и интересных артистов — я имею в виду исполнителей балета «Дон Кихот». Можно высказать также ряд пожеланий театру. Хотелось бы, чтобы в программу Нуриевского фестиваля не включали так называемые нефестивальные балеты, каковым, например, является «Коппелия», как было в ушедшем сезоне. Он больше подходит для детской аудитории и не соответствует статусу международного мероприятия. Еще одно замечание касается балета «Спящая красавица», который целый год не показывали и вдруг в конце сезона мы увидели его на сцене – и сразу понятно, что спектакль у кордебалета «не в ногах». В прошлом году этот балет тоже год не исполняли, а потом поставили в программу Нуриевского фестиваля. Конечно, одно из главных событий сезона – премьеры. О балете «Дама с камелиями» было уже много сказано (см. «Элита Татарстана», июнь 2011, с.82-83), поэтому остановлюсь на прошедшей недавно премьере балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина по мотивам рассказа Антона Чехова «Анна на шее». В целом балет поставлен в традициях МХАТа: на сцене должно быть как в жизни, а значит – больше натурального. Сложность заключается в том, что балет – одно из самых условных искусств, ведь по улице не ходят танцуя. При соединении несоединимого, казалось бы, должна была получиться эклектика – смешение жанров. Талант постановщика Владимира Васильева заключается как раз в том, что ему удалось органично соединить реальность театра переживаний и условность хореографического искусства. Большое место в спектакле отводится режиссуре: проработаны нюансы для каждого исполнителя, детали, элементы мимики и жеста – особенно велико значение жеста, наравне, конечно, с хореографией. Даже в партиях второго и третьего плана выписаны детали, и каждый план: и первый, и второй, и третий – прочитываются. И каждый важен, потому что иначе смажется сцена. Гармонично выглядит в этом отношении и работа художника. Я бы сравнил эту постановку с эпохой драмбалета, которая пришлась на 30-40-е гг. ХХ века и которую критики обычно «ругают», но среди низкосортных спектаклей было два гениальных — «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетта». Можно сказать, что «Анюта» Валерия Гаврилина — это неодрамбалет, поставленный в лучших его традициях (подробнее о премьере – журнал «Казань», август 2011 г.). В целом, я думаю, премьера удалась, а некоторые недоработки будут устранены. Всячески приветствую поиски и усилия по созданию нового балетного репертуара и считаю, что «Анюта» стала еще одним шагом в стремлении театра найти свое лицо.

 

 

Когда «Ремесло» становится искусством

Интересным событием сезона и для зрителей, и для участников стал фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло». В этом году он проводился во второй раз. Казалось бы, для участников – это одна из немногих возможностей проявить себя, а для самих театров – источник новых идей, с которыми приходят молодые режиссеры. Кроме того, они привлекают в свои постановки молодых актеров. Но не все так просто…

 

Ирада АЮПОВА,

первый заместитель министра культуры РТ:

— Во-первых, такое событие могло бы стать более резонансным: больше привлечь внимание и со стороны СМИ, и со стороны наших региональных театров, потому что фестиваль — своего рода площадка для подбора нового поколения актеров и режиссеров. Во-вторых, все постановки, которые мы получаем на выходе, должны иметь продолжение, дальнейшую жизнь и свою историю – нам предстоит над этим поработать. Но самое важное, что фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», который инициирован театром им. Галиаскара Камала, получил продолжение — он проводился в этом году второй раз, а значит — мы обрастаем новыми проектами, развиваемся, обретаем новые формы – и это самое важное. Режиссеры, которых награждали, были очень счастливы.

Сегодня весь мир занимается поиском новых идей, в том числе и в театральном деле. У маститых режиссеров, когда они ставят спектакли один за другим, часто появляется «эффект трубы», и такие фестивали нужны еще и для того, чтобы режиссеры с именем подпитывались энергией начинающих режиссеров и их идеями, поэтому наши театры должны стать своего рода площадками для дальнейшего развития творческих лабораторий. Это дорога с двумя направлениями движения: театры отдают свое мастерство, молодые режиссеры – новые, свежие творческие решения. 

 

 

 

«Невесты войны» (реж. В.Пичугина)

 

Шамиль Закиров,

Директор Татарского государственного академического театра им. Г. Камала:

— К сожалению, не все театры открыли свои двери для фестиваля молодой режиссуры «Ремесло», в том числе и ведущие — Качаловский и театр им.Тинчурина молодой режиссурой не заинтересовались. Хотя, насколько мне известно, министерство культуры в приказном порядке обязало театры найти возможности для постановок молодых режиссеров. Из татарских театров только Камаловский и Альметьевский поддержали молодежь. Получается, молодая режиссура большим республиканским театрам и не нужна?

 

Ильгиз Зайниев,

Драматург, молодой режиссер, актер ТГАТ им. Г. Камала:

 — На фестивале были очень хорошие работы. К сожалению, я оказался чуть ли не единственным режиссером, у которого появилась возможность осуществить постановку на профессиональной сцене – в Камаловском театре. Действительно, сложилась парадоксальная ситуация: в республике татарских драматических театров больше, чем русских, а режиссеры, откликнувшиеся на фестиваль, оказались в основном из русских театров. Причем многие мои коллеги – молодые режиссеры – готовы работать совершенно бесплатно, и более того – найти деньги на постановку, поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к режиссерам театров с просьбой быть более открытыми. Конечно, в условиях минимального финансирования театр далеко не всегда может взять молодого специалиста только на основании того, что у него есть диплом – никто не хочет напрасно рисковать. Поэтому фестиваль, на мой взгляд, является той формой, когда молодого режиссера можно увидеть в деле и понять, подходит он театру или нет. Конечно, другое дело, если у театра совершенно нет такой потребности…  

 

 

 

 

«Лысая певица» (реж. А.Мигранова, Р.Сабиров)

 

 

Долгая дорога к «Триумфу»

Наконец-то у татарстанских театров появилась своя премия. В марте, в Международный день театра, впервые прошла церемония вручения национальной театральной премии «Тантана» («Триумф»). На соискание было подано 105 заявок от 16 театров Татарстана. Комиссия отобрала 45 заявок по 10 номинациям. В номинации «Спектакль – событие» победил спектакль Альметьевского татарского театра «Ашик-Кериб» М. Лермонтова в постановке молодого режиссера Искандэра Сакаева. А в номинации «Честь и достоинство» наградили казанских актеров Вадима Кешнера, Нину Калаганову, Алсу Гайнуллину и актрису Мензелинского татарского театра Венеру Нигматуллину. 

 

Нияз ИГЛАМОВ,

театровед, завлит ТГАТ имени Г.Камала:

— Возможно, это первый блин, который вышел комом — но очень важное и нужное тесто. В ходе обсуждения после церемонии в театральной среде прозвучали пожелания сделать отдельную номинацию для музыкального театра. Изначально было определено 10 номинаций, а театров у нас в республике больше. Понятно, что кто-то останется обделенным. Честно говоря, я лично предлагал отдельную номинацию для музыкального театра, даже более того: для меня опера и балет – это совершенно разное искусство. Но в результате, к сожалению, сделали отдельную номинацию для театра кукол, мотивируя тем, что в республике два театра кукол, а музыкальный один. Что касается драматических театров, то еще не все поверили и активно подключились к участию в фестивале. Думаю, Большой драматический театр имени Качалова мог более активно подать заявки. Надеюсь, что в следующем году фестиваль пройдет более интересно. Конечно, здесь еще много может быть вопросов, в том числе и по составу жюри, который согласно положению фестиваля должен меняться каждый год. Но главное — сегодня понятно, что нам нужна премия, объединяющая все театры республики, фестиваль необходимо совершенствовать, поэтому приглашаем все театры активнее принять в этом участие.

 

О премьерах и тенденциях

Разумеется, в одной публикации невозможно рассказать обо всех ярких событиях сезона. Каждый театр в нашей республике по-своему уникален, у каждого есть свой творческий путь, но всех объединяет стремление быть интересным и нужным своему зрителю. Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас.

 

Ильтани ИЛЯЛОВА,

театровед, профессор КГУКИ:

— Я думаю, что в этом году мы имеем неплохой творческий результат в плане постановок в наших театрах. Мы увидели «Перстень» в театре Камала – удивительный по сложности спектакль, поставленный совсем молодым режиссером Лилией Ахметовой, которая показала умение работать с актерами. Мне кажется, что получился очень интересный спектакль о человеке, который и сотворил, и погубил свою жизнь. Меня также поразил спектакль «Запоздалое лето» — это настоящий театральный праздник. Зимой театр был на гастролях в Москве и московские театроведы, с которым я общаюсь, восторженно отзываются об этой постановке, которая напомнила московскому зрителю знаменитый спектакль МХАТа «Соло для часов с боем». Хотела бы также отметить постановку Камаловского театра «Женщины 41-го» — серьезная драма. Наличие таких спектаклей позволяет говорить о том, что Камаловский театр очень достойно завершил сезон. Что касается Тинчуринского театра, то, на мой взгляд, лучший спектакль этого сезона «Хаджи Эфэнди женится» по одноименной пьесе Шарифа Камала. Он решен несколько иначе, чем написано автором. И несмотря на то, что пьеса старая, она очень современна. Конечно, важным событием стало и то, что наш татарский режиссер Рашид Загидуллин впервые, если не ошибаюсь, поставил спектакль за рубежом, в Анкаре. Говорят, постановка получилась хорошая. Надеюсь, они приедут к нам на гастроли. Татарский ТЮЗ совсем недавно презентовал премьеру – пьесу Шекспира «Укрощение строптивой» Рината Аюпова — динамичный и умный спектакль о любви, доброте и человечности. Конечно, театр должен быть современным, иначе туда никто не придет, поэтому режиссеры ищут новые формы, экспериментируют. И это правильно, но нельзя забывать, что у каждого народа свой менталитет, поэтому спектакль, который идет с большим успехом, например, во Франции в той же постановке с таким же успехом идти у нас не будет. Никакой глобализации в театре быть не может, потому что он разнонациональный. И при поисках новых форм это необходимо учитывать.

 

Итак, приветствуем новый сезон! Пусть он будет полон оригинальных решений и поможет артистам и режиссерам достичь новых творческих вершин, а зрителям подарит радость общения с прекрасным искусством Театра.

Марина ГОРШКОВА

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя